Давайте найдем начальную точку размышлений о взгляде на мир вообще. Как мы воспринимаем мир и что мы видим?
Как утверждают психофизиологи, первый вопрос, который встает перед чиловеком когда он выходит из анабиоза (или очень глубокого сна), - «Кто я?» Это восприятие своего тела и личности.
Второй вопрос – «Где я?» Это восприятие окружающей действительности – места и времени. Образ Я – это точка, вокруг которой сфера мира. Эта сфера обязательно целостна, в ней нет разрывов и состоит она из различённых объектов, которые соотнесены между собой. Вот это целостное представление о себе и о мире и есть мировоззрение.
Мировоззрение – это наиболее общий взгляд на мир, на человека и на место человека в мире.
Мировоззрение (в наиболее общем понимании) представляет собой по существу способ ориентации человека в окружающей действительности, обеспечивающий направленность его деятельности.
В этом определении фиксируется единство в сознании человека трех образов: образ мира, образ себя и образ себя в мире. Эти образы выражаются в виде наиболее общих понятиях – универсалиях (категориях), образующих смысловой каркас культуры:
|
|
-Добро-зло, вера-знание, разум-воля,
-Справедливость, совесть,
-Жизнь, смерть, бессмертие, душа, дух и пр.
И универсалия универсалий - Абсолют-Бог.
Категория – наиболее общее понятие о чем-либо.
Универсалии (категори) культуры - предельно обобщенная система мировоззренческих представлений, которые формируют целостный образ человеческого мира. Образуют базисную структуру человеческого сознания.
Что вообще различается, из чего состоит мир?
- объекты – вещи, субъекты;
-изменения – движение, энергия, деятельность;
- отношения - связи, взаимодействие, причинность.
Но мировоззрение – это не только система различённых предметов и процессов. На эту карту мира наложена сетка значимостей и ценностей.
Ценности (как мыслительные формы) фиксируют стремление человека к тому, что переживается им как значимое само по себе, как сущностно необходимое.
Система ценностей задаёт миру человеческую мерность и служит основанием направленности поведения и деятельности человека. Реализация ценностей приводит к качественному изменению природной стороны: к изменению физиологии человека, его психики и индивидуального духа. В результате качественного изменения функционирования природной стороны возникают качественно иные ценности, что в свою очередь приводит к качественному изменению социокультурного бытия человека.
Т.О. в культуре наряду с категориями предметного мира формируются особые типы категорий - определения человека как субъекта деятельности, его отношения к другим людям, к целям и ценностям, например, «человек», «общество», «я», «сознание», «добро», «красота», «вера», «надежда», «долг», «совесть», «справедливость», «свобода» и т.п.
|
|
Они фиксируют в наиболее общей форме исторически конкретный опыт включения индивида в систему социальных отношений, его определённость как субъекта деятельности.
Т.О. мировоззрение - это не просто взгляд на мир. Это механизм ориентации в мире, который позволяет осуществлять жизнедеятельность, т.е. совершать направленную (а не хаотические) деятельность. Поэтому мировоззрение содержит в себе:
- карту мира - модель объяснения явлений, понимание ситуации (образ сущего);
- цели – модель обоснования ценностей (образ должного);
- программа поведения – модель деятельности, в которой осуществляется переход от карты мира к цели (от сущего к должному).
Мировоззрение выражается в виде:
- убеждения – аргументированные взгляды на вещи; уверенность в истинности, значимости или правильности чего-либо (человек без убеждения – скептик);
- знания – подтвержденные убеждения;
- мнения – оценочные суждения, определяющие значение чего-либо на основе принятой иерархии ценностей;
- сомнения – положения, в принятии которых есть колебания и опасения (человек без сомнения – догматик);
- предрассудки – мнения, принятые без размышления (аргументации и подтверждения);
- мироощущения – оценочные ощущения мира, без вопроса «почему».
Позитивное мироощущение возникает при совпадении мировоззренческой структуры с реальностью и при совпадении личного и общественного мировоззрений.
Сам термин «мировоззрение» впервые появляется в начале XVIII в. у немецких романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера «Речи о религии». Восприятие мира человеком и его отношение к нему бесконечно многообразно, поэтому типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Например, по характеру образов и способов их формирования.