1) Житейское (обыденное) – стихийно складывающееся представление о мире в форме образных («размытых», ассоциативных) понятий.
Пример: Деревня – домик, огород, поля, лес, корова, молоко …
Формируется в практической повседневной жизнедеятельности и основано на здравом смысле (уверенности в существовании внешнего мира как источника нашего чувственного опыта) и наивном реализме (уверенность в том, что мир таков, каким он нам непосредственно представляется).
2) Мифологическое (миф = сказание) – мировоззрение в форме чувственно-наглядных образов, которые считаются самостоятельными явлениями реальности.
Его основные черты:
- гилозоизм - всё в природе – живое;
-очеловечивание природы – представление мира в антропоморфных образах.
Т.О. суть мифического мировоззрения в одушевленности мира, которая задает миру исходную целостность. «Одушевляя» предметы окружающего мира, человек ассимилирует их, наделяет их смыслом, включает в круг ценностей и таким образом обеспечивает взаимную согласованность всей системы убеждений.
Древнегреческая мифология - это многобожие (язычество); боги - антропоморфные существа, могучие и бессмертные, но власть их над миром не безгранична: сами боги, как и люди, подчиняются судьбе, уклониться от которой не дано никому. Боги, как и люди, обуреваемы страстями, враждуют и ссорятся между собой, заключают союзы, плетут интриги, в которые нередко втягивают и людей. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что всякое божество стоит на страже общего уровня и низвергает того, кто слишком возвысился над этим уровнем, - идея, глубоко укорененная тогда в сознании. Боги блюдут справедливость и являются гарантами всех принятых в обществе установлений.
3) Религиозное (религия, лат. - благочестие, святыня, предмет культа) – мировоззрение, основанное на вере в сверъестественные силы, разумно сотворивших или творящих все материальные и духовные формы бытия.
Различают три мировые религии:
- христианство (в центре отношение человека к себе);
- ислам (отношение человека к человеку),
- буддизм (отношение человека к природе).
Теологи считают, что неверующий человек заведомо не способен «со стороны» понять и содержательно определить сущность религии.
Разграничивая мифологию и религию, А. Ф. Лосев писал: «… религия есть вера в сверхчувственный мир и жизнь согласно этой вере. (...) Миф же ничего сверхчувственного в себе не содержит, не требует никакой веры. (…) всякий мифологический объект настолько достоверен и очевиден, что речь здесь должна идти не о вере, но о полном отождествлении человека с окружающей его средой, т.е. природой и обществом. Не будучи магической операцией, миф тем более не включает в себя никакой обрядности». [Лосев А. Ф. Мифология. — Философская энциклопедия. Под ред. Константинова. т. 3. М., 1964.].