Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания–2 часа

Литература

Основная

1. Введение в философию. Учебник для вузов. М., 1989. Ч. 2.

2.Гобозов И.А. Введение в историю философию. М., 1999.

3. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Социальная философия. Хрестоматия. М.. 2001.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994.

Дополнительная

Диалектика общественного развития. М., 1988.

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1991.

2. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1999.

3. Канке В.А. Философия. М.,1997. Гл. 2, 4.

4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999.

5. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомины. М., 1991.

6. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.13.

7. Маркс К. Письмо к Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Там же. Т.27.

8. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

9. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб, 2002.

10. Энгельс Ф. Письма к Блоху, Шмидту, Боргиусу //Там же. Т.37, 39.

11. Философия: Учебник. М.: Русское слово, 1996. Ч.3.

План лекции:

1.Человек, индивид, личность. Биологическое и социальное в человеке

2. Смысл человеческой жизни человека. Свобода и ответственность.

3. Проблема отчуждения в философии.

4.Философия культуры: сущность и основные подходы к анализу.

1) Человек, индивид, личность. Биологическое и социальное в человеке

Понятие «индивид» обозначает принадлежность отдельного конкретного человека к человеческому роду. Но оно имеет абстрактный характер, ибо не указывает на те специфические черты, благодаря которым индивид становится индивидуальностью. В социальной философии индивид – это представитель какого-то социального целого.

Человек – биосоциальное существо. Это значит, что он часть природы, но становится человеком только в обществе, в определенных социальных условиях.

Личность – социальное существо. Личностью является конкретный человек как носитель разума, самосознания и воли, активно воздействующий на общественные отношения. Личность способна нести ответственность за свои поступки и действия, имеет личное достоинство и принципы, способно ориентироваться в обществе.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке заключается в том, какое из начал является доминирующим в формировании способностей, чувств, поведения человека и каким образом осуществляется взаимосвязь этих начал. Из множества существующих концепций можно выделить два основных направления: биологизаторское и социологизаторское.

Биологизаторские концепции, к которым можно отнести социал-дарвинизм, расизм и социобиология, абсолютизируют роль естественных природных начал в человеке, доказывают универсальное значение действия генов или психофизиологических факторов для понимания сущности человека. Для социологизаторских трактовок характерно игнорирование природно-биологических особенностей, рассмотрения его как результата социальных отношений. Человек в такого рода концепциях предстает как сугубо социальное существо.

Диалектика состоит в опосредствовании и преобразовании природно-биологического социальным, поскольку «человеческие предметы не являются природными в том виде, как эти последние непосредственно даны в природе». Биологические структуры и функции под воздействием социальных факторов (трудовой деятельности) претерпели модификацию и достигли более высокого уровня развития, нежели у представителей животного мира. Они «очеловечились». Приращение в человеке сверхбиологического состоит в том, что появляются функции сугубо социальные (труд, сознание, язык) и происходит социализация биологических черт и свойств. Биологическое в человеке предстает не как рядоположенное с социальным, а в самой сфере социального.

2) Смысл человеческой жизни человека. Свобода и ответственность.

Специфика философии заключается в том, что она занимается всеобщими и вечными вопросами, одной из которых и является проблема смысла жизни или предназначения человека. В зависимости от целей, которые ставит перед собой человек, выделяются два основных решения этой проблемы: «иметь или быть?». Исторический опыт показывает, что приоритет той или иной ценностной установки зависит от характера и специфики общества. В каждом человеке, поскольку он существо биосоциальное, существуют в изначальном виде оба эти стремления. В зависимости от индивидуальных особенностей индивида и господствующих социальных норм и ценностей в человеке преобладает то или иное начало.

Живущий в модусе «иметь» желает сам оставаться «таким как есть», он боится потерять себя и других, оттого, что относится к ним скорее как к вещам, собственности. Эта попытка тотального удержания вызывает страдания, потому что в мире все меняется, ничто не стоит на месте. Ориентация лишь на неуемное обладание привела человечество к экологическому к кризису.

«Быть» означает быть открытым для всего нового, неизведанного, принимать его с радостью. Способность, ничего не забывая, уметь принять новое, чтобы потом последовать за меняющимся бытием. Тот, кто сумел стать на точку зрения «бытия», избавляется от вечного страха и тревоги, связанного с представлением о том, что тебя чего-то лишат. Бытие означает реализацию личностью своего духовного предназначения, своих сущностных возможностей.

Чтобы реализовать себя человек должен иметь определенное количество материальных благ, к которым он должен относится не как предмету поклонения, а функционально. Речь должна идти не об отказе от материальных благ, а об оптимальном сочетании этих смысложизненных установок, при котором приоритет остается за ориентацией человека на самореализацию себя как духовного существа.

3) Проблема отчуждения в философии

Труд есть сущность человека, то, благодаря чему он общественное существо, способное к многообразной деятельности, к беспредельному прогрессу.

Труд, с одной стороны, специфическая творческая, формирующая человека сила, с другой, это принудительный, деформирующий, уродующий человека феномен. Другими словами, труд выступает как способ самореализации личности, с другой, не подчиняется производителю, «управляется извне», становится не потребностью, а наказанием.

Сущность отчужденного труда заключается в том, что на определенном этапе развития общества, в результате общественного разделения труда, продукты челов. деятельности превращаются в самостоятельную независимую от людей силу, господствующую над ними и враждебную им.

В условиях отчужденного труда происходит опустошение духовного содержания личности, «утрата» самого себя. Человек включается в трудовой процесс не как творческое существо, а как механический исполнитель чужой воли. Он выступает не как целостный, а как «частичный» индивид, который не может проявить свои способности. Исходной сферой возникновения отчуждения выступает сфера экономическая, а именно разделение труда (между земледелием и скотоводством; ремеслом, торговлей и земледелием; умственным и физическим трудом). Поскольку разделение труда неуничтожимо, то отчуждение будет сохраняться. Другой вопрос: смягчение степени остроты отчуждения – сочетание социально-экономических реформ с соответствующим воздействием на общественное сознание.

4) Философия культуры: сущность и основные подходы

В понятии «культура» нашло выражение осознание человеком своей самостоятельной роли в мире, только ему свойственной активности, не сводимой к действию ни природных, ни божественных сил.

Существенное значение имела культурная практика эпохи Возрождения, которая положила начало новой гуманистической, светской культуре.

Существует три подхода в определении культуры:

1.эмпирический, описательный представляет культуру как сумму, результат деятельности человека, то есть совокупность предметов и ценностей из которых складывается результат.

2.оценочный (аксиологический) подход, при котором степень культурности определяется путем соотнесения оцениваемого с эталоном,

3.деятельностный рассматривает культуру как специфически человеческий способ деятельности. Культура – это не сама деятельность, а тот СПОСОБ, которым она осуществляется.

Действительным содержанием и главным результатом исторического развития выступает развитие человека как общественно- производительного субъекта деятельности. История есть, в конечном счете, история развития самого человека. По культуре мы судим не о вещах или идеях самих по себе, а о создавшем их человеке, как он раскрылся в результатах своей деятельности.

Материальная культура – достижения, главным образом показывающие степень овладения человеком силами природы, совершенствование орудий труда, технический уровень производства.

Духовная показывает уровень и глубину познания природы и общества, внедрение в общественную жизнь прогрессивных идей и положительных знаний. Это уровень достижений в области нравственности, искусства, науки, культуры чувств. Культура – это способ проявления сущностных сил человека, его физических и духовных потенций.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое личность?

2. Раскройте основные аспекты проблемы отчуждения.

3. В чем заключается ограниченность биологизаторских концепций?

4. Сформулируйте свое понимание смысла жизни.

5. Каково соотношение культуры и цивилизации?

6. Чем отличается предмет культуры от природного предмета?

Литература:

Основная

1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994.

2. Философская антропология. Учебное пособие. СПб., 2005.

3. Феномен человека. Антология. М., 1993.

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

2. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987.

3. Гуревич П. Философия культуры. М., 1996.

4. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992.

5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999.

6. Культура, человек и картина мира. М., 1987.

7. Проблема человека в западной философии. М, 1988.

8. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

9. Смысл жизни: опыт философского исследования. М., 1992.

10. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

12. Фомина З.В. Ценности человеческого бытия. Саратов, 2001.

13. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

14. Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.

15. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: