Социальная экология

Проблема взаимосвязи общества и природы

Концепция биосферы

В. И. Вернадский

Биосфера – особое геологическое тело, оболочка Земли, состав, структура и функционирование которой являются результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями осуществления эволюционных процессов. В. И. Вернадский считал, что под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера постепенно переходит в новое состояние – ноосферу – то есть естественные процессы протекают под контролем осознательной деятельности человека.

Ноосфера (noos – разум, sphaira – шар). У Вернадского это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человека. Понятие «ноосфера» впервые использовал француз Леруа в 1927 году.

В различные исторические эпохи взаимодействие общества и природы складывалось по-разному:

· Для архаического общества характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект – объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к окружающей природе.

· В эпоху античности начинает проявлять себя противостояние человека природной среде его обитания.

· В эпоху Нового времени становление техногенной цивилизации делает такой тип противостояния основополагающим.

· Конец 20-начало 21 вв. характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе. Формируется идея коэволюции у истоков которой стоял известный генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский.

Коэволюция – это совместная эволюция в едином пространственно-временном ритме.

Человек является частью биосферы, поэтому его развитие должно соотноситься с ее изменениями, обеспечивая сопряженную динамику (ко-эволюцию) человека и природы.

Краткие выводы:

Ø Коэволюционная стратегия основывается на экологических императивах (строгих, неукоснительных требованиях),

Ø Отношения в системе «Общество-Природа-Человек» изменяются от антропоцентризма к биосфероцентризму.

Ø Концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность уничтожения человека.

Ø Коэволюция должна способствовать достижению состояния устойчивого развития в системе «Человек-Общество-Природа».

Объектом исследования является природный мир. понятие ввели Р. Парк и Э. Берджесс. Социальная экология исследует структуру функционирования «второй» искусственной среды обитания человека.

Основные модели социальной экологии:

Мифологическая. Фиксирует архаический тип природопользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира. Природа выступает ведущей стороной диалога.

Научно-технологическая (17 в.). Природа – объект исследования и поле приложения интеллектуальных и физических сил человека. Человек – владыка природы (Ф. Бэкон, Р. Декарт). идеал деятельного активного человека. Искусственная реальность отделила людей от естественной природы, нарушила их былую гармонию.

Экология – это наука об отношении живых организмов между собой и с окружающей средой.

Понятие «экология» ввел в 1866 году немецкий биолог Э. Геккель.

Социальная экология – это взаимодействие общества и биосферы.

Понятие «социальная экология ввели Р. Парк и Э. Берджесс.

В настоящее время разрабатывается концепция устойчивого развития системы «Общество-природа». Цель этой стратегии – обеспечение выживания человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и достижения сбалансированного социоприродного развития.

В Республике Беларусь разработаны национальные концепции устойчивого развития системы «Общество-природа». Приоритетным объявлен экологический императив.

Экологический императив обеспечивает переход от реагирования и исправления к принципу «Активной профилактики».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: