double arrow

Лекция № 1 (08.02.12)

Задание к эссе №1: что такое для меня мудрость.

Учебники: Спиркин, Философия

Кириленко, Шевцов Философия – справочник студента

Алексеев, Панин, Философия: учебник и хрестоматия

Кохановский Философия

История философии: Кохановский или Гриненко

Фролов Введение в философию – Хрестоматия

Мир философии – Хрестоматия

Философский словарь, Философия – справочник студента.

Ирина Викторовна Костикова

Читать в оригинале:

Мировоззрение, структура мировоззрения: Лосев А.Ф. «Дерзания духа», глава «мировоззрение», характеристика античной философии. Соловьев В.С «Исторические дела философии». Мамардашвили М.К «Как я понимаю философию» - сборник интервью. «На переломе. Философия и мировоззрение» - работы философов 20х-30х годов: Рубинштейн, Юшкевич.

_______

21.02.12

Лекции 2 и 3.

Мировоззрение.

Философия – некое обобщение того, что возникает в сознании человека, когда он общается с окруж миром, то есть когда он начинает его осознавать как некую почву для размышления. У человека происходят изменения впечатлений, которые перепастают в аналитические, приходит к результатам, эти результаты ложаться в копилку человеческих знаний.

В первую очередь человек при этом руководствуется физиологическими потребностями (пища,жилище, защита, секс), когда он общается с окруж миром, человеческое сознание направляет интерес на незнакомый аспект. Интерес и потребности – два столпа мировоззрения. Мы – биологические существа, то что, характерно для животных высшей стадии развития, мы обладаем этим, но у нас не инстинкт, а сознание, человек ставит перед собой цели, которые ничем не ограничены(в отличие от ограниченного инстинктом сознания животных). Это витальные потребности.




Есть еще и социльные, то есть потребность в общении, в сообществе. Человек живет и развивается засчет того, что перенимает чужой опыт.

Если поначалу первобытные люди жили в пещерах, канавах и тд, то затем мы стали строить жилища, перешли к все большим ступеням развития. То же самое касается и потребностей: с течением времени они возросли, поменялись. В первую очередь это «приручение огня», развитие мозга, речи, языка, письменности, что толкало на изобретательность.

Длительный период развития накапливал знания, что повлияло на развитие мировоззрения. Какова его структура?

Интерес и потребность дает Знание, что является одним из компонентов мировоззрения.



Чувственно-психологический

Принципы компонент

Идеи

Идеалы

Установка

Знания

Ценности


Мир поступков


Потребности и интерес

Потребности и инерес толкают человека на ассоциативные связи, затем то, как этого можно достич. Знания необходимо было отфильтровывать, что дает понятие Ценности. Это то, что работает на человека в его ценности, имеет для него значения и является неким толчком для изучения следующего знания. Ценности могут быть не только материальными, но и духовные(те теоретические знания, которые имеет семья, художники, писатели и тд, они передают эти ценности через свои творения). Так высокие ценности перерастают в Идеалы. Но Идеалы всегда вырастают из того, что скапливается у человека в сознании, а затем трансформируется во что-то конкретное. Поэтому каждый идеал уточняется в определенных Идеях, а при еще большей конкретике затем в Идеи и Ценности.

При этом мы с вами говорим не только о религии, это и социология и экономика и другие науки. Что такое справедливость, свобода? Эти ценности распространяются на все сферы жизни. Поэтому скажем с вами и о другом аспекте нашего сознания. Чувственный мир мировоззрения – это любовь, надежда, страдания и самое главное – воля, без которой человек не может выработать мировоззрение для того, что ему нужно в жизни – составляющая чувственно – психологического компонента. Вся человеческая жизнь в ее проявлениях дает знания о том, что нужно прикладывать волю к любому делу.

Происходит Установка на что – либо. Куда девается ваша установка? В Мир поступков. При этом, если установка не переходит в мир поступков, человек ничего из себя не представляет. Поэтому мировоззрение нужно для того, чтобы жить, а как жить - это вы решаете. Исходя из этого появилось огромное количество разных теорий о том, как нужно жить, по какому мировоззрению: стоицизм, аскетизм, и тд. Таким образом происходит связь людей посредством идей. Это не значит, что мы сейчас, исходя из своего мировоззрения, стараемся его навязать кому-то. Философия показывает, что каждый человек имеет право на свое собственное мировоззрение. Но это одно положение, на самом деле, тк мы с вами развиваемся по своим собственным законам, мировоззрение иможет изменяться, дополняться, оно требует от людей своего дополения вплоть до фанатизма.

Таким образом, мировоззрение существует для определенных областей мира, которые избирают ее своим приоритетом: наука, как тип мировоззрения, религия, как тип мировоззрения, политическое мировоззрение, экономическое, нравственное, эстетическое. Но если нарисовать мир как круг и разделить его по областям деятельности человека, то философия будет занимать серединное место. Философия смотрит на мир из середины, иногда говорят, что все представления о мире – это цветок ромашки, где в средине - философия. Философия идет из обратного: мир состоит из частей, части связаны, нет единичных вещей, от единичного – к общему, и наоборот, от общего - к частному.

____

Мировоззрение

Мироощущение, мировосприятие, мироощущение, миропонимание. Если подойти к изучению мировоззрения научно, то эти понятия не будут синонимами. Таким образом, мироощущение будет чувственным восприятием, душевным, мировосприятие – по наполнению более сложное понятие, когда мы можем представить себе, в связи с анализом предыдущего, картинку случившегося, миропонимание – определенная градация мировоззрения, его глубина.

Если мы говорим о формировании стихийном, то это говоит о том, что не важно, через какой опыт вы прошли. Если это сознательное мировоззрение, то опыт очень важен.

Мир – объект, человек – субъект. Объектно – субъектные отношения – это мир в целом.

Исторические типы мировоззрения – мифология, религия, философия. Эти большие типы мировозззрения формировались исторически, причем две последние вырасли из первого.

Миф – вполне законный элемент сознания любого начинающего сообщества, это сказание в слове. В мифе дается представление о мире, причем такое, где сливаются и синтезируются рациональное и иррациональное сознание, они не существуют поодиночке. Роль мифа в том, что через череду различных табу, а это и есть запреты или ценности, формировать чувственно-психологический компонент, приучать человека к представлению как и что происходит, формировать чувство страха, любви и тд, давать представление о том, каково будет будущее, какова действительность, надежду на лучшее, если ты будешь делать все правильно. То есть мифология охватывает все, что происходило в эпоху ее господства.

Теперь скажем о том, что миф вырабатывал определенную социальную психологию – миф делают это до сих пор. Например, что социализм – лучше всех строев, американцы живут лучше и тд. Мы видим, что миф построен на рациональном и иррациональном вместе. Знания человека об окружающем мире были скудны, значит требовались какие-то не доступные человеку силы, которые были ответственны за непонятное.

Человек на этапе мифа был зависем от природы:

1) силы, которые человек не мог объяснить - силы космоса(добра, порядка) и хаоса(зла, неупорядоченного) Благодаря превращению хаоса в космос мифологическое мировоззрение представлялось как наведение порядка во всем: род и племя имели тотем, талисман, организовано пространство (Ойкумена), место для культа и тд, то есть это был определенный пантеон. Все эти элементы делали жизнь более организованной не только с точки зрения природы, но и социума.

2) Запреты и табу соблюдались для того, чтобы не разрушить общество. За этим следили избранные люди – вождь, глава семейства, архетип сильного вожака.

3) Избрание живого авторитета провоцировало людей на воспоминания ушедших предков, то есть был определенный психологический эффект, который определял сиситему взглядов: вспоминать предков=дорожить ими-дорожить их заветами=дорожить тем, что имеешь. Предков нельзя предавать, если это случится , общество распадется. Особенно сильно это проявлялось в кризисные времена. Дух предков является для живущих людей гарантией того, что жизнь будет продолжаться.

4) Созидание и разрушение всегда идут друг за другом. Для начала было важна связь жизни и смерти. Жизнь неправильная, значит, смерть не правильная.

5) Культура страха. Усиливал ее институт ритуалов, а именно тем, что жизнь требует порядка,а если порядка не будет – тебя покарают. Но дело в ом, что ритуалы были нормальной практикой и воспринимались как должное, люди были счастливы. Нагнетание недовольства жизнью разрушает человека изнутри.

6) Человек как личность не значил ничего. Общество мифологическое стояло плечом к плечу, таково было сознание, что только объединившись можно выжить. Поэтому проблема национальности стоит очень остро уже в то время.

_______

28.02.12

Лекция 4 и 5

Религия и философия как мировоззрение.

С возникновением письменности мифологическое мировоззрение перешло в религиозное, тк миф имел только устное бытование. Миф выполнял роль «цемента» общества, в то время как в каждом семействе были свои обычаи и тотемы, у всех были одинаковые или похожие мифы. Традиционность рода начинает распадаться, с появлением более широких взглядов на жизнь начинается расширение мысли. Письменность фактически означала закат мифологии. Поэтому те письменные источники, которые принадлежать древним временам, записанные, зафиксированные на письме – это не мифы, это так называемая предфилософия, предтеча философии. Миф был пронизан страхом перед природой, перед богами и даже другими людьми, окружающий мир – объект, а субъектом был целиком человеческий род, личность не выделялась, считалось, что миф сохранял род, апеллировал к целостности народа.

От мифа к религии передалось это понятие сохранность, «цементирующего вещества».

Религия – это особое общее сознание, общественный институт, специфическая форма общественных отношений, особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость на вере, что наряду с миром реальным существует мир идеальный.

- Религия позволяет формирование личности, частной собственности, то есть, происходит переход общественных строев.

- Однако, религия основывается на господстве и подчинении.

- Через церковь религия осуществляет свою деятельность в особо религиозных отношениях, которые должны способствовать выработке определенного мировоззрения.

- Иногда это особое мировоззрение может не сложиться, и тогда появляется возможность индивидуальности, можно жить как бы собственным умом, можно не принять религиозное мировоззрение.

- Точка опоры – диалог человека с Богом. Когда человек общается с Богом (или думает, что общается), то в совокупности со всеми культовыми ритуалами это дает очень большое влияние на самого человека.

- Ритуализация все еще очень важна. Ритуалы закрепляются догматами – требованиями определенных идей и чувств от человека.

Переход от одного типа мировоззрения к другому занимает определенный период, человечество переходит от политеизма к монотеизму.

Бог в религии:

- Создатель мира и человека

- Обладатель неограниченной власти над миром и человеком.

Если есть естественное неравенство, то можно перенести его и на общество. То есть, таким образом закреплено господство человека над человеком. Религия всегда стоит на охране уже имеющихся общественных устройств.

Итак, письменность изменила отношение людей к ценностям, человеку, к миру в целом. Охранительные принципы передаются теперь и записываются в священные книги, которые считаются достижениями человеческой культуры, тк они передают смысл человеческой жизни в период становления общества. Поэтому читать Библию можно читать как верующему, так и не очень верующему человеку, и Коран, и Веды, и Тору. Много общего можно найти в этих книгах, но главное то,ч то во всех этих книгах идет речь об определении меры человеческого в человеке.

Сущность человеческого знания завязана на определенных точках:

- мы – часть космоса

- мы связаны с космосом

- мы связаны с природой

- мы связаны родовыми отношениями

- связаны социальными отношениями

В поисках себя человек претерпевает некие трудности. Пороисходят несостыковки:

- По отношению к вечности. Мир - вечен, а человек - нет. То есть это отношение к смерти и к жизни. Вечная жизнь четь, но ее нужно заслужить хорошей жизнью, как говорит религия. Смерть для человека очевидна, тк это физический процесс, который можно воочию увидеть. А внутренние убеждения – хрупкие, невидимые, которые нельзя потрогать, воплотить в жизнь. В поисках бессмертия человек старается продлить свое существование в мире в вещях.

- Отношение к бесконечности. Импирически человек ограничен, образ реальности, который мы видим, мы не можем воспроизвести, то есть по сути мы живем в мире, который не можем себе вообразить. Бесконечность в нас пораждает некую неуверенность, страх.

- Отношение к общности. Человеку необходимо иметь собеседника, которого можно найти в Боге, как говорит религия. Религия и Бог – опора, который помогает нам выжить в условиях мира. Поэтому внутри общества существует некое единство, тк в качестве объекта выступает Бог, и все в человеке анправлено на этот объект. Так рождается образ поклонения, общего идеала, чувство стыда,

С.Франк Философия и религия. Фрейд Будущее одной иллюзии(из сборника «Сумерки богов»)

______

Философия Сократа.

Первым повернул философию лицом к человеку, знаем по воспоминаниям Ксенофонта и «Диалогам» Платона.

Обратился к человеческому мышлению. «Я знаю только то, что ничего не знаю» и «Познай самого себя» - эти две формулировки легли в основу всей его философии. В отличие от христианского периода, для современников Сократа не было разграничения между разумом и поведением. Потому что цель у всех была одна – достижение высшего блага, поэтому, как считал Сократ, человек сам добровольно не пойдет по пути, который приведет его к неправильной цели. Только в христианстве появляется разделение души, морали, чувства, разума, появляется выбор человека, а основным кредо была добродетель.

Сократ, говоря, что он ниего не занет, имел в виду, что хотел побудить собеседника к самостоятельному поиску истины, поэтому он прибегал ко множеству методов в диалоге: споря с человеком он вводит диалектику и майевтику.

Диалектика – искусство спора в виде вопросов и ответов. Метод диалектики остался в истории философии, заьем был переосмыслн Гегелем.

Майевтика – «родовспоможение», то есть Сократ также помогал человеку «родить» новое знание.

Проповедуя на площадях свои знания, он в конце концов стал очень влиятельным чедловеком. Его решили устранить якобы за то, что он развращает юные умы.

Ученики Сократа открывают несколько скол, которые получили большую известность.

Школа киников – самая известная и влиятельная. Киники понял учение Сократа несколько по-своему. Антисфен утверждал, что высшее благо для человека – свобода от всего внешнего, от цивилизации, влияния и тд. То есть, человек должен следовать зову природы, потребностям, презирать все человеческие условности и ориентироваться только на себя и свой собственный разум. Тк человек сам несет ответственность за свои поступки, то нужно жить по-своему. Утверждая свои идеи, они реализовывали их на практике.

От слова кинизм осталось понятие «цинизм» - презрение.

Диоген – киник, полулегендарная фигура, сейчас трудно сказать, кем он был точно, про него существует масса баек и легенд. Вел предельно аскетичный образ жизни, спал в бочке и совершал эксцентричные поступки.

Киренаики –единственная цель в жизни – наслаждение. Будущее и прошлое не в нашей власти, занчит, нужно наслаждаться здесь и сейчас, в этом и состоит искусство жить, умение наслаждаться моментом. Спасало их философию от излишнего цинизма утверждение, что любое выбранное удовольствие может повлечь за собой последствия, поэтому он и почитали обучение, добродетель(но только потому, что идя по правильному пути, мы достигаем наслаждения). Выступали против изучения природы, тк цель жизни не в тиории, а в практике, с тем, чтобы совершенствовать ощущения, а не физические потребности.

Мегарская школа –существовало три этапа существования этой школы, в связи со сменой направлений философии. Сначала была единое благо и идея о едином бытие, позднее – логические законы, эвристика и диалектика.

Элидская школа –считали, что есть единая добродетель и нет разницы между добром и ситиной, для этого нужна острота ума, а чтобы ее развить, надо заниматься философией.

Ученик Сократа, философ, и художник, к тому же, Платон пытался реализовать свои идеи на практике в диалогах.

Его диалоги нельзя назвать диалогами в полной мере в силу их художественности, но они полностью описывают его образ мыслей и тд, поэтому интерес к ним не угаснет пожалуй никогда. Стал основателем идеи объективного идеализма.

Идеализм – объективный(мир вне зависимости от человека) и субъективный(мир существует только пока мы есть в нем, или даже жизнь есть сон)

Материализм – Дуалисты и Деисты(бог создал мир и отстал от него), Пантеисты(бог есть во всем на свете - Спиноза)

Согласно Платону, мир делится на два мира: мир вечных идей – ейдосов и мир вещей, который не вечен, может изменяться. Наличие этих миров в пространстве – третье понятие. Два мира объединяет демиург – мировая душа, где они сливаются в одно.

Чтобы понять до конца эту иерархию, надо привести миф о пещере. Человек сидит в пещере и смотрит на стену, на которой видит лишь блики от огня, который горит вне пещеры, а на огонь не хочет смотреть или просто не догадывается, что на него надо посмотреть. Из этого ученя исходят все остальные идеи Платона.

В «Пире» излагаются этические представления Платона, основная мысль его в утверждении любви, как высшего проявления этики: высшая Афродита и низшая(вульгарная) Афродита. Люди стремяться друг к другу в этой любви (тк сначала мужчина и женщина были едины но потом Зевс их разделил).

С точки зрения мифа о пещере, Платон говорит о челоевеке как о вместилище души и тела: тело относится к бренному миру, оно – лишь тень ейдоса, а душа – вечная, принадлежащая к миру ейдосов. Если человек порочен, то его душа становится запятнаной и нечистой, но продолжает жить в мире эйдосов после его смерти. По этой причине души иногда низвергаются на землю и вынуждены некоторе время проводитьь на земле, входя в тело.

Душа разделена на разумное начало – направлено на сознательную деятельность, второе – яростное, направлено на порядок, помогало преодолевать трудности, стремление к справедливости, третье – чувственное начало, заключено в желаниях и потребностях человека.

Учение находит отклик в «Государстве», где Платон изложил идею идеального государства: сообщества людией, которое возникает, чтобы облегчить собственное существование.

Монархия, попадая в руки незаконно, несоответсвовала представлениям об идеальном монархе превращалась в тиранию.

Аристократия – власть просвященных.

Демократия – власть народа.

Народ разделен на сословия, которые неравны между собой, что считалось нормальным, тк счастье индивида не имело значаения по сравнению с процветанием всего государстоа.

Люди, которым присуще разумное начало, должны готовиться быть правителями – философами, мыслящими людьми. Яростного ачала – защитники государства. Люди чувства – производители, ремесленики и земледельцы.

В государстве Платона нет понятия семьи, дети воспитываются всем обществом, определяются в один из двух классов по свои ощущениям и привязанносятм. Переход из одного класса в другой не возможен.

Монархия – слабая точка его философии. Монарх – человек, который не думает о себе, а тллько благе государства. Тогда не имеет значения ни закон, ни указ, ничто, кроме личности самого правителя. Демократический же режим предполагает легкую заменяемость всех частей.

Остаьные минусы его государства в том, что отстуствует личность, человек лишен своего главного блага – свободы, все люди как роботы, механизм четко отлажен и не допускает своеволия. Составить идеальную тиранию можно только исключив личность как таковую.

Но несмотря на все неддостатки этой теории «Государства», она на тот момент была очень смелой. Философия Платона имела большое значение в эпоху Возврождения, сейчас это скорее относится к истории философии.

Аристотель.

Эти две фигуры нельзя до конца разделить. Однако Платон был скорее художником жизни, а Аристотель был истиным ученым, который ввел, например, понятие класса вещей, по которым они могут быть объеденены по категориям.

Любой предмет, как и наш мир, состоит из пасстивной материи, котрая является материалом для образования вещей, какие они есть. А есть форма – суть предмета, его духовное наполнение. Эти два начал в каждом предмете неразделимы. Мир представляется Аристотелю как объединение материи и формы, которые находятся в вечном движении. От этого движения практически никто не отходил долгое время потом, идея вечного движения родилась позже, появилось понятие истории. Бог один, представлялся Аристотелю как перводвигатель, то есть, чтобы что-то начло двигаться, это что-то надо толкнуть. Под эту теорию подпадают все его остальные идеи. Поэтому если Аристотель говорит о душе, то у Аристотеля душа сущетсвует в эйтилекии тела – то есть благодаря душе мы живем, это духовное начало, которое нами движет. Тело не может жить без души.

Власть у Аристотеля имеет четвертую часть – политию. Полития – власть среднего класса(то есть людей, которые не слишком богаты, но и не нищие оборванцы, достаточно образованы, а главное – им есть что терять). Государство должно существовать уже лишь потому, что человек - животное политическое, не может жить без общества.

В государстве Аристотеля есть определенная частная собственность – это благо, которое позволяет человеку бояться потреть и желать большего блага, что движет прогресс. Это вполне можно реализовать на практике, как считал Аристотель.

____

Семинар 13.03.12

Мировоззрение

Мировоззрение – это прежде всего то, как мы понимаем самих себя и этот мир.

Главная цель философии – объяснить то, что не понятно человеку и переосмыслить все науки, создавая таким образом единую картину мира у человека.

Мировоззрение формируется обществом, формирует сознание.

_______

Аристотель. (продолжение)

Метафизика, логика, этика, история, эстетика.

Аристотель понял всю важность существующего научного наследия, которое позволило ему высоко ставитть свою собственную философию. Поэтому ни один философ того времени не мог обойти стороной его учение когда говорил о своей.

Вел активную соц линию, он имел эту возможность, тк имел хорошие связи с правительством, например, с Александром. Создал школу в Ликеи, где вел свои уроки.

Таким образом философия раскололась на периоды до Аристотеля и после Аристотеля.

Логика.

Бытие – все существующие в мире, включая человека. Для того, чтобы полуычить представление о бытии и его законах, человек получает опыт: из ощущений, памяти и привычек. Ощущения имеют изменчивый характер, значит, они могут подвести нас, поэтому при получении научных знаний они не годятся. Понятие, суждение и умозаключение понимаются Аристотелем в высшей степени. Знания достоверное и вероятное знания (непререкаемое и доказуемое и подразумеваемое). Диалектика – способ получить различные мнения, способ получить достоверное знания – научный анализ. По Аристотелю, это соединение дедукции(от общего - к частному) и индукции(от частного – к общему). Цель любого познания – сбор представлений о предмете, в идеале – познание всего сущего. Ввел иерархическую систему категорий – основных в итоге стало 3:

Сущность – высшая, обобщенная (что есть предмет)

Состояние – признак первой (каковы его признаки на данный момент)

Отношение – признак первой (каковы признаки его среди других предметов).

Три основных логич закона:

Тождество(понятие должно пониматься в одном и том же значении в ходе рассуждений)

Закон противоречия (не противоречь сам себе в своих рассуждениях)

Закон исключенного третьего (а или не а – истинно, или ложно. Иного не дано.)

Этика

Вопросы этого труда касаются каждого человека в отдельности. «Никомахова этика» и «Учение о душе».

Ввел первым термин Этика – область знаний о совокупности человеческих добродетелей. Вытекает из учения о душе: разумная, страстная, возделеющая , для каждой своя добродетель: разумность нужна для первой, кротость и мужество – для второй, воздерженность и целомудрие – для третьей. Нравственное рождается из привычек и нравов, но добродетель для всех субстанций души есть и общая например, справедливость, благородство и великодушие. Добродетель для А. – золотая серидина между избытком и недостатком.

Разумность=благо, занчит, человек априори не поступит плохо, потому что человек всегда стремится к благу.

Конечно, не все идеи Аристотеля можно принять сейчас, но его философия была очень прогрессивна для его времени. Этика его точно также как и тысячи лет назад помогает ответить на вечные вопросы и всегда находит отклик.

Эллинистический (Римский) период.

Период: походы Александра до установления господства Рима (рубеж 4 и 3 веков – начало эллинизма). Греческие города попадают под власть Македонии, а потом и Рима. Гордость за свою родину, дух греции надломлен, переживается упадок. Это отражается в трудах философов того времени. Преобладает индивидуализм, скептицизм, идея одиночества, непонятости. Человеческая мысль уходит в мистику, религию. Начинается эпоха Христианства.

Но и в этот период продлжаются искания учеников Аристотеля – элипатетиков. Намного более занчимым движением было эпикурейство – в центре этика и воспитание человека, нацелена н практику, создание практического руководства для жизни. Создал фундамент из идей натур-философии, то есть обратился к досократическому периоду: Демокритовское учение было переосыслено и видоизменено. Как и Демокрит, Эпикур представил атомы как единые неделимые частицы, которые были в движении, соединения и разрушение этих частей влияет на процессы. Плюс добавилась тяжесть, ссылаяс на котору, он вводит понятие хаотичного движения атомов, оно становится едром всей его филосоии. Значит, фатализма, по Эпикуру, нет, как у демокрита. Для Эпикура идея судьбы неприемлема, но при этом он не исключает возможность причинного объяснения: не отрицал, что некое наше действие вызовет последствия.

Важно, что Эпикур полностью отрицал влияние Богов на человека. Атомы движутся в пространстве и создают огромное количество миров, в одном из которых возможно существуют боги, но к нам не имеют они никакого отношения. \

Человеческая душа- структура из атомов, рассеяна по всему организму. Значит, челос=веческая душа не бессметрна. Любое добро и зло проистекает из ощущений, поэтому не надо бояться смерти.

Нужно избавить человека от страха перед судьбой, богами и смертью – это цель всей его этики и философии. Значит, ег задачей было сделать человека счастливым. Счастье – этоотсутствие страданий. Чеовек должен достич атараксии – полного покоя души, невозмутимость.

Тит Лукреций Кар. Эпикуреец, написал поэму, в которой изложил всю философию учнения.

Стоицизм.

Древняя стоя - Зенон из Кития

Жить в единении с природой то же самое, что жить в согласии с добродетелью.

Средняя стоя – 3-2-й века до н.э. Стоицизм переходит из Греции в рИм.

Поздняя стоя: Сенека, Эпиптет и Марк Аврелий.

В учении стоицизм ориентировался на Аристотеля, киников и опонировали с эпикурейцами. В отличие от Аристотеля, у стоиков доминирует материя, хоть и пассивно. Это представление – своего рода пантеизм(Бог – во всем). То есть, Логос пропитывает всю природу и проявляется везде в мире, он является законом необходимовсти и проведения – фатализм был характерен для стоиков. Судьба есть, она неумолима и неизменна (это центр их философии).

Любое познание действительности осуществляется с познанием души. Все, что мы бы сейчас отнесли к психологии – это проявленяи души. Разум – доминирует, связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум – часть мирового Логоса.

Этика во многом похожа на киническую, но им не было совйственно пренебреж к обществу. Всякое нравственное действие увеличивает общее благо. Всякие безнарвственные поступки –разрушают общее благо. То есть тот же самый принцип разумности и нравственности.

Добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Неразумность, распущенность, несправедливость и трусость противопоставлены им. Для стоика есть четкое разделение между этими понятиями и нет между ними переходных форм. Также человек подвержен аффектам: удовольстие, отвращение, вожделение и страх. Их нужно избегать, пользуясь правильными моральными принципами. «Кто согласен – того судьба ведет, кто не согласен – того судьба тащит» (Сенека). Они призывали достойно выдерживать все афекты жизни.

По мнению стоиков, общество образовалось естественно, и каждый человек – гражданин мира, то есть все люди равны между собой. Это была революционная идея для того времени.

Скептицизм.

Отказ от возможности дойти до истины. Опровержение догматов всех школ. Они воздерживарись от любых суждений, в чем видели достижение счастья, апараксии, невозмутимости духа. В том же ключе работали эклектики.

Неоплатонизм.

Аммоний Саккас, Плотин.

Чисто эллинистическое направление. Проявляелось в безысходности, невозможности социальных отношений. Следуя Платону, ввели триаду: единое, ум и душа.

Согласно Плотину, сверхчувственный божественный принцип главенствует над всем, Бог или Абсолютное бытие подчиняет себе все остальные формы бытия. Оно непознаваемо. Бог переходит в Ум, когда бытие превр во множестов идей. Идея ума создается на основе чистого космического ума - перводвигателя. Таким образом, существует идея обо всем существующем, как и обо всех его частях(по Платону).

Единое, космос, душа, материя, высшее. Все вместе причастно к бытию. Таким образом создается целостная картина мира. Хотя у неоплатоников нельзя познать абс. Бытие., они говорят, что Бог сам может открыть нам истину в мистическом откровении. В этом состоянии мистического экстаза душа может созерцать абсолютное и созерцать мир идей. Высшее благо неоплатоников – поднять сою душу до высшей инстанции, что позволит им созерцать мир идей.

Неоплатониз – результат Платоновского и Стоического учений.

27.03.12.

Эпоха Средневековья.

В это время появляются ростки некоего нового отношения человека с природой, миром, другими людьми, поэтому сегодня средневековье прочитывают иначе: как время интересных и разнообразных собыий, а не «темное время». С этой позиции и будем их рассматривать.

Средние века во всех странах протекали в разные временные рамки. В европе: с 5ого века, в Индии – с 6ого, в Китае – с 3-4 веков. Это говорит о том, что развитие мысли в мире тоже происходило не одинаково.

Рамками средневековья традиционно считают 5-14 века.

Средневековая философия означает определенный способ философствования. Своеобразие его в том, что он очень тесно связан с религией. Форма была религиозная, а содержание – не всегда, иногда основываясь на общефилософских подходах. Философиия пользовалась своими пониятиями и размышляла, используя эти понятия, в том числе учения, которые проводились церковью.

Христианство в то время наиболее распространенная религия. Оно зародилось еще в Древнем Риме, а официально стала религией в 324 году в эпоху императора Константина. Когда разрушалась Римская Империя, общее состояние культуры было на довольно низком уровне. Поэтому когда разрушилась римская Империя и началось становление отдельных государств в Европе, безусловно должны были появиься некие очаги христианства, от которых христианство и распространялось. Такими институтами были моностыри. Роль моностырей, с одной стороны – крепости, а с другой – очага образованности и просвещения, пропаганды христианства, была велика.

Решающим моментом стала религия, а философия была у нее во служении.

Какое либо мировоззрение или учение всегда возникает из недр предыдущего. Поэтому средневековый человек и его мировоззрение оперались на античную философию с одной стороны и на христианство – с другой. Их, конечно, надо было согласовывать. Речь шла о том, чтобы активичстами философии стли отцы церкви. В ранее христианство религия толковалась несколько в ключе античной философии. МСоответсвенно заповеди христианства прочитывались на фоне античной филосфии, таким образом ант фил была созвучна мслям Библии. Поэтому с античной философией пока что никто не спорил.

Возникает такая характеристика философии тех годов, как теология. Теология – богословие, операющееся на сситематич излож собств базы понятийный аппарат в ней используется из прежнего учения, задачей явл защита учения о Боге. Без философского понятийного аппарата философия ср обойтись не могла. Философия выполняет здесь свою роль для разъяснения цели учения о боге. Слово божие истолковывет теология. У философии было свободное мышление, а религия исползовала философию в своих целяю, отсюда: тео – Бог, логия – наука.

Ретроспективность.

Библия является единственным сборником истин христианина. Но отцы церкви говорили, что шифр библии закодирован, поэтому задача отцов церкви состоит в том, чтобы их расшифровать, раскрыть для других.

Традиционализм.

Выходить за рамки того, что уже известно не допустимо, всякое новаторство считалось гордыней. Поэтому максимально исключалось то, что отклонялось от образца. Все взгляды были похожи, значит, истинны(потому что по Библии). Понятие плагиата исключалось, потому что он поощрялся.

Дидактизм.

Все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо богословами, поэтому преподавательски том учения этих людей был натурален и нормален. Схоластика, апологетика, патристика.

С 10-12 века, когда стали организоввываться универстиеты при моностырях, схоластика учитывала прочтение многих материалов. В учетом того, что росло взаимодействие между странами и областями Европы, имело значение большое развитие науки, так что ее невозможно было уже игнорировать.

Какие проблемы изучала средневековая сходластика?

Проблема бытия. Продолжаются традиции античной философии, но если в античности был космоцентризм, то теперь стал теоцентризм, то есть в этой степени реальностью является Бог, Бог – беспредельное, всемогущее, определяющее и творящее все сущее. Поэтому учение, что мир сотворен Богом из ничего, получило название креацеонизм.

Бытие и благо. В средневековье Бог и его вторение – мир – это две реальности с разным понятием бытия. Они абсолютно разделены и друг в друга не переходят. Бог вечен, неизмене и ни от чего не зависит. Он – источник всего сущего и не доступен для познания, он есть высшее благо. Мир же изменчив, непостоянен и приходящ, совершенен. И хорош постольку, поскольку он сотворен Богом. Отсюда: бытие и благо обратимы. То есть все щло в мире - небытие, потому что Бог не может сотворить зло. Существование зла маскируется под бытие и существует засчет блага.

Двойственность мира. Естстественность мира – законы общества. А есть мир чудес, явлений – непонятный нам. Эти два мира связаны и переходят один в другой. Есть мир живых и мертвых, которые тоже связаны.

Тогда, если мир двойственен но два мира сходятся иногда, то можно ли его поззнать и до каких пределов? Бог есть высшая реальносить, поэтому нужно соредоточить все свое внимание на познании этой высшей реальности. Речь идет о том, что познать эту реальность можно только с помощью веры, как особой способности человечской души. Самое интересно, что бог для познания не доступен, но совем категорично эту истину утверждать нельзя. Тогда есть выход: Бог может дать познать себя через окровения. Эти откровения записаны и существуют в книгах, в первую очередь в Библии. Если вы можете понимать их, то тогда вам и открывается Бог и его знание.

Но и это не поное познание, оно конечно заключено в границах.

Познание со своей точки зррения – это та лазейка, которая существует в категоричном христианстве. КАК прочитывать эти откровения и как их толковать, были вопросами множетсва средневековых дискуссий.

Поэтому выдвигшается проблема веры и знания. Сначала нужна была только слепа вера. Возникли два направления:

Афатическая считала, что можно узнать Бога, он дает знать о себе по делам его.

Апофатическая – пути господни неисповедимы.

Были и другие теории: Августин считал, что знание ничего не стоит, нужна только вера. Втора тз: вера и знание тождественны, но при этом господствующее положение за верой. Поэтому фмлософия рассматривается, как элемент теологии. Августин говорил: верю, чтобы понимать. Фома Аквинский: вера и разум гармончины, потому что вера не противоречит разуму, а даже помогает ему познать мир. Это носило чисто формальный подход, потому что основанием для их гармонии был божественный разум, который нельзя ничем проверить.

Еще существовала теория двух истин: вера и разум разгарничены, потому что между ними сущ очень различные точки познания. Поэтому речь в 13 веке пойдет о разделении философии и религии. Философии нужно уйти из – под контродля религии. Не нужно нанизывать сверх нужности всяких догм, потому что они мешают человеку познавать.

____

10.04.12

Философия Возрождения общая характеристика.

Наука становится наравне с философией, был выбран научно-технический путь развития, развитие нового подхода к осмыслению действительности.

Появляются новые методы освоения действительности. Гносиологические – изучение методов, принципов процесса познания. К 17 веку было сделано большое количество научных открытий и трудов, которые лежали пластом, не применяясь к жизни. Тогда были заново перерыты эти труды и рассмотрена картина мира через их призму. Таким образом идеи разветвились: эмпирики и рационалисты разошлись по лагерям.

Эмпиризм.

Оснговная задача человека и человечества – познать природу, чтобы увеличить власть человека над природой, поставить ее на службу человеку.

Задача жить по законам природы – лозунг.

Френсис Бекон (1561-1626). Образование получил отличное, в годы учебы увлекся науками о природе, «Логикой» Аристотеля, поэтому все его работы были направлены на развитие науки и на анализ научного познания. «Новый Арганон» - труд, в основу которого легла индукция (опыт+эксперемент), анализе чувственных восприятий человека, работающего над проблемой. Опыт с его точки зрения должен быть организован и направлен на цель, которая должна быть четко сформирована и выражена. Отсюда Бекон говорит, что мысль движется от знания единичных фактов к знанию целых классов и процессов. Логика мышления, которой придерживается индукция, является гарантом правильного мышления и понимания науки.

Кроме того очень важным в труде Бекона являются «идолы»(«призраки»): рода, пещеры, рынка и театра. Первый вид этих заблуждений, которые нас преследуют, говорят о том, что наши чувства ограничены, поэтому они могут дать ложное представление о вещах и в свою очередь к формулировке неправильного представления об изучаемом. Под пещерой Бекон подразумевает индивидуальные особенности человека, то есть «своя особая пещера», которая искажает представление о природе (воспитание, психология, личностные черты). «Человеческий разум – не сухой свет… он скорее верит в истинность того, что предпочитает… и иногда страсти пятнают и портят разум». Идол рынка существует и по сей день: он возникает в среде взаимного общения и совместного использования языка. Общаясь, мы считаем, что разум повелевает словами, на самом же деле неправильный выбор слов создает трудности для познания истины. В этом случае мы имеем явление затуманивания разума, смятение разума, в итоге истина ищется не там. Таким образом Бекон обратил внимание на очень важную вещь: связь между языком, мышлением, познанием и реальностью. Но только обратил внимание. Идол театра возникает тогда, когда человек оперирует авторитетом, он им руководит, мешая реально воспринимать мир. Под этот идол очень подходит и все религиозное рвение, суеверие и все то, что заменяет нам веру.

Мы должны быть более восприимчивы к истине, избрать верное мышление и метод для познания мира. Таких Бекон называет три:

- Путь паука. Как паук ткет паутину «из себя», так человек не считается с фактами, действительностью, а только высказывает определенные гипотезы, которые могут быть и истинными, и ложными. Это критика рационалистов.

- Путь муравья. Он трудолюбиво тащит на себе снедь в муравейник. Это критика эмпириков, которые собирают разрозненные факты, не обобщая их. Это однобокий путь.

- Путь пчелы. Это синтез первых двух методов, недостатки же их исключаются таким образом. Пчела избегает крайностей, это самый лучший метод исследования фактов, потому что с одной стороны пчела настойчива, а с другой – последовательна. Кроме того у пчелы есть единство чувственного и рационального.

Надо сказать, что Бекон вошел в историю философии, как исследователь научных методов эмпиризма, он верил, что следуя его новому методу, человечество приобретет силу.

Рационализм

«Новая Атлантида» - еще одна работа Бекона.

Томас Гоббс (1588-1679)

Тесно сотрудничал с континентальными универститетами, поэтому его идеи были более прогрессивными, он сичтается предвозвестников «Общественного договора» Руссо.

Учение Гоббса в «Левиафане».

решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;

был убежденным материалистом;

считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств (глаза, уши и т.д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их последующую классификацию:

сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т.д.);

метки – различные знаки, придуманные человеком для обобщения;

естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т.д.);

произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;

знаки и роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т.д.);

знаки знаков – имена имен – универсалии (общие понятия).

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование, как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:

человек обладает изначально злой природой;

движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на все;

право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс;

в целях совместного выживания люди заключили свои притязания и «право всех на все»;

для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство;

чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

Рене Декарт (1596-1650)

Родоначальник рационализма.

Выбрал Голландию, как самую на тот момент открытую к идеям страну. В научном отношении он была ему близка. Там он написал большинство своих работ, тк во Франции, откуда он родом, его работы преследовались церковью. Королева Швеции пригласила его для занятий математикой.

Картезианство.

__________

17.04.12

Тест по философии.

Фил и мировощззр

Античка

Средние века

Возрождение

Новое время

Кант

Гегель

Фейербах

Принести к последнему занятию.

Рене Декарт тоже не обошел идею о том, что у нас имеются от рождения некие идеи. Они не приобретены в опыте. Так как сознание – духовная субстанция, то ему присущи врожденные понятия: бог, число, длительность, телесность, структурность, воля, сущность. Также аксиомы: «у ничто не бывает свойств» или «из ничего не бывает ничего», или «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть причина», «целое больше своей части» итд. Правда Декарт уточняет, что эти идеи еще не развиты, поэтому наш разум должен проводить работу по их прояснению, это могут делать только вззрослые, а не дети.

Дело в том, что понятие врожденной идеи – это предтеча теории Канта, она по-иному прочитывала то, что каждое новое поколение использует опыт предшествующего поколения. Таким образом получается некая связь поколений через время.

Познание у Декарта заключается в том, что человек может овладеть природой, а цель познания – открыть природу для человека и усовершенствовать ее. Началом процесса познания является сомнение. То есть прежде всего нам нужно сомневаться в том, правильные ли наши знания в том или ином предмете, и это дает толчок к все новым понятием. Мы можем сомневаться во всем: существуем ли мы, есть ли наука и тд, но только в одном должна быть полная уверенность: если мы сомневаемся, значит мы существуем, потому что сомнение – это мышление, это наше «Я». Есть некое мыслящее существо «Я», значит оно существует. «Я мыслю, значит, я существую».

По мнению Декарта, метод дедукции организовывает наше сознание посредством математики, чем освобождаем себя от случайных ошибок, от неизвестности. Таким образом, благодаря дедукции выстраивается логическая схема пути познания. «Рассуждение о методе» - обоснование дедукции.

1. Начинать надо с простого и очевидного, чтобы не было возможности сомневаться в исходных посылках.

2. Путем дедукции получать все более сложные суждения

3. Действовать так, чтобы не упустить ни одного звена, то есть все время сохранять неприрывность цепи умозаключений.

4. Критерием истины следует считатьинтуицию, с помощью которой усматриваются первые начала знаний, и правильную дедукцию, позволяющие получать следствия из них.

5. Расчленять сложную проблему на составляющие ее частные проблемы и задачи.

Основные положения этой теории привнесли в последующее развитие философии огромный материал для размышлений, идеи остались в первозданном виде, считаясь практически теоремами.

Декарт занимает в истории философии большое и необходимое место. Обращение к дедукции позволило гносеологии (науке о познании) развиваться дальше.

Спиноза.

Считал, что природа и Бог едины, эта единая сущность является причиной самой себя. Философия Спинозы называется пантеизмом. Применял метод геометрии в своих работах. «Этика» написана оксиомой и доказывается теоремой.

Признавал гоподство необходимости. Он логически доказывал возможность человеческой свободы в рамках необходимости.

«Свобода есть необходимость». Означает, что человек зависит от природы, но не может ее изменить до такой степени, что станет ее господином. Он может только осознать необходимость, в этих осознанных рамках он будет свободем в действиях)

Сущность всей природы заключается в том, что монады (…) находятся в окружающем мире, отличающиеся по виду сознательности.

Низшие, средние(обладающие чувствами) и высшие монады – духи, обладающие сознанием. Человек носит в себе высшую монаду, а Бог – абсолютная монада. Человеческому разуму присущи только идеи, посредством которых человек приобретает опыт, идея истины разума(доказаны и неоспоримы, не имеют противоположности) и истины факта(случайны и противоположность их возможна).

Основными идеями всего 17 века философии являютяс

Принцип методического сомнения

Индуктивно-эмпирический метод

Наличие мыслящего субъекта

Рационально-дедуктивный метод, включающих интуицию.

В то же время картина мира давалась механистическая, просуществовала вполоть до 18 века, она была проста и поятна.

Философия Просвещения.

Посвещение – очень интересный период мировой культуры, который прошли все европейские страны в разные промежутки времени, но имели общий характер: идейное движение (повысился интерес к обществу, порядку в нем), наука и культура использовались для поднятия уровня культуры людей.

Требования учителей Просвещения исходили из разума: достаточно бороться с невежеством, чтобы сделать человека счстливым. Появляются разные философские течения.

Идеи: принципы буржуазного общества: свобода, равенство прав, господство частной собственности, антифеодализм и антиабсолютизм.

______________

24.04.12

Внешний мир, его предметы и проявления – феномены реально существуют, адекватно дают представление о внешнем мери. То есть, наблюдая эти феномены, человек представляет себе мир таким каков он есть в реальности. Двое философов возрождения утверждали обратное: никаких причинно-следственных связей между наблюдением мира и миром нет, потому что восприятие мира и сопоставление фенменов – лишь наша привычка. Поэтому мы не можем сказать, каков мир в реальности, мы не можем адекватно воспринять его, все познание построено на вере.

Никакого доказательства, что существуют некие объективные связи явлений, нет. Таким образом возникает субъективизм, в рамках которого никогда не дается объективная картина мира, только субъективная.

Беркли. Был священником. Считал, что задача философии в защите идей христианства, опровергать материализм и деизм.

Существовать, значит быть воспринимаемым. Поэтому все качества предметов(цвет, звук, запах) обусловлены только нашими ощущениями. Поэтому любая вещь – лишь совокупность ощущений. Наши чувства передают только общую идею, но не могут доказать того, что мир материален.

Понятие материи Беркли считал ненужным для того чтобы рассуждать об окружающем мире. Отсюда вышло учение солипсизма. Позиция эта признает единственно реальным существование разума, сознания какого-либо данного человека.

Получается, что если ты отрицаешь существование реального мира, то ты не только создаешь образ предмета, но и целого мира. Дело в том, что рассуждая логически, то ты должен отрицать при этом науку, которая открывает законы и связи, которые объективны (законы вращения планет, вес, меру и тд). Таким образом, ни науку, ни какой либо смысл деятельности представить себе нельзя. Мир – есть ощущения.

Как тогда мы можем договориться, что стол есть стол? Можем, потому что есть Бог, который вселил в нас идею того, что стол есть стол. Вещи, которые мы видим – это суммы идей в уме бога.

На почве эмпиризма можно создать и материализм и идеализм(бог).

Карл Юмм(?)

Наиболее ярко роль человека как личности видна в обществе, в общественно-социальной сфере. Поэтому Юнг обращает внимание на эту область и считает, что помимо отрицания материи мы должны при этом отвергнуть и духовную тоже. Юнг был агностиком, то есть отрицал знания.

Первичны для нас только ощущения. Затем через эти чувства возникают образы памяти. Это называется «простыми идеями». Есть также некие впечатления от «внутреннего опыта»(аффекты, желания, страсти). «Сложные идеи» - это сборище простых, выйти за рамки явлений сознания. Следствие не содержится в причине и логически не выводимо.

То, что называется причинностью – это просто следование одного за другим. Во времени – временные связи, рядом – пространственные. Явления А и Б существуют, но нет никаких доказательств, что они связаны.

Значит, свободы воли не существует. Есть только свобода, как исполнение намерения. На человеке лежит моральная ответственность. Человек сам выбирает, в какой степени следовать или не следовать идеям, склонностям, разуму. Так как нет духовной субстанции, то оснований единства души и личности нет также. «Я» не существует, «Я» - это лишь пучок восприятий, движущихся с непостижимой быстротой и взаимодействующие друг с другом.

Кант назвал точки зрения юма и Беркли «скандалом в философии». Они обратили внимание на большие тонкости сознания, психические составляющие личности. С обной стороны активность субъекта, а с другой стороны отказ от души, бога, мира, которые стоят над человеком. Философия всегда считала, что что-то определенно есть.

Представитель немецкой классической философии

Кант

Фихте

Шеллинг

Представитель немецкой школы стрались создать систематическое, всеохватное, ориентирующее, ценностоное знание. Все философы стояли на позиции прогресса человеческого разума, свободы. Они соединяли божественный обсолют и ценности, которые создавало человечество в процессе своего развиятия. Это не отказ от влияния, а соединение. Это соединение идей прогресса с антропосоциоцентризмом, то есть все развитие происходит вокруг человека, вместе с ним, ведомый или ведущий.

Духовно-практическое знание.

Особый вклвд внесло и протестантское воспитание. Церковь решила, что должна вмешаться в воспитание человеческой личности. Церкви угодно богатство. Через накопительство, сбережения, не роскошь. Не приветствовались показуха и страсть к догатству, тогда человек достигнет признаания не только у общества, но и перед Богом.

Немецкая классическая философия соединяла в себе идеализм и диалектику. Философы создавали системы, коиорые развивались диалектически(то есть первоначало теории разворачивалось в мире и заканчивалось способностью человеческого общества к деятельности) Об этом говорили активно Фихте и Шеллинг.

Человек – культурно-историческое существо, которое пооявляет себя и в жищзни ив истории. Идея историзма присутствует у всех, но особенно развивает эту теорию Гегель. Потому что он вписал религию, нравственность, право, науку, человека в общую канву теории, что говорит о нравственности общества в целом.

_______

Гегель.

«Триада»: тезиз+антитезис=синтез – тезис, который проходит через всю философию Гелеля. Зачсет движения одного и другого, постоянного развития, перехода в качества происходит

Теория о возникновении бытия.

Бытие не было извечно, оно возникло и должно закончиться, оно конечно. Если до бытия ничего не было, то единственное из чего могло оно возникунть – это небытие, пустота, ничто. Однако как такое может быть: из ничего возникает что-то.

По мысли Гегеля, в изначальном небитии было заложено что-то, что дало возможность возникнуть миру. Он был идеалистом, верил в разумное начало до мира, то есть можно предположить, что в ничто был бог. Бог был всегда, и своей волей он создал этот мир. Это можно назвать мыслями бога в небытии. То есть сначала проект был задуман и только потом приобрел материальность. Дело в том, что бог противопоставлен ничему, тезис и антитезис во взаимодействии породили мир. Бог – не личность, это абсолютная идея. Одно отрицает другое, но в отрицании и происходит развитие, это называется становлением – состоянием, когда вещи, как сложившейся целостности еще нет, ног нельзя сказать, что ее вообще нет. Становление сеть неусйчивое беспокойство, которое оседает и переходит в некий спокойный результат.

Диалектика противопоставлена метафизике. Энгельс даже ввел 3 закона диалектики:

1. Единство и борьба противоположностей

2. Закон перехода количественных изменений в качественные

3. Закон отрицания отрицания(одно отрицает другое и наоборот)

Качество, количество и мера – три основные категории бытия. Три формы, в которых мы воспринимаем действительность. Категрия качества предшествует категории количества. Например, ребенок или дикарь воспринимает все предметы сначала в единственном экземпляре каждый. Каество и количество – это тезис и антитезис, когда они объединяются, их синтезом выступает мера. Если мера нарушается, то меняется и качество вещи. Качество превращает одну вещ в другую и происходит качественный скачок. Таким образом нарушается совокупность обстоятельств, в котором предмет сохранял форму и переходит в другое качество. Получается, что Гегель допускал некий революционный скачок. При желании под это дело можно подвести революционный феномен, чем и воспользовались Энгельс и Маркс.

Что касается бога, то он – всеобъемлющая идея, а не сила на небесах. Бог присутствует в каждом из людей и во всем в мире.

Развитие своего абсолютного духа происходит по трем ступеням: логика, философия природы и философия духа.

Логика – принцип божественного сознания, то есть тезис-антитезис, логика Гегеля – не классическая, у него свое восприятие.

Природа – есть порождение абсолютной идеи, ее антитезис. Она не имеет независимого от нее существования. Механика, физика и органика – наиболее полезные науки для Гегеля. Природный процесс заключается в переходе неживого в живое. Считается, что этот этип природной философии – слабое звено всей философии Гегеля. Он полагал, что его философия – это наука наук, котора не считается с остальными науками.

Синтез логики и природы – это ступень, на которой дух освобождается от природных законов и абсолютная идея познает самое себя.

Человек в этом прецессе занимает двоякое место. С одной стороны – тело принадлежит природе, но дух принадлежит.

Три ступени саморазвития абсолютного духа:

1. Субъективный дух.

Это индивидуальное человеческое сознание, которое подразделяется на три вида: антропология, феноменология, психология.

2. Объективный дух: юридическое право, нравственность, государство.

3. Абсолютный дух: искусство, религия и философия.

Гегель первым представил мир в постоянном развитии и движении вперед. Он был согласен с Кантом, что нужно исследовать механизм познания мира. Однако он критиковал Канта за то, что сначала нужно познать механизм познания, прежде, чем само познание.

Все, что существует, все разумно. Как только что-то устаревает, оно исчезает, это называется «снятием», на место старого приходит новое, которое берет из старого все лучшее.

Философия истории Гегеля широко известна и критикуема. Все развитие общества направлено на самопознание. Три эпохи – Восточная, Антична и Германская(Европейская). Восточная полностью лишена сознания свободы, поэтому эта ступень – низшая. В античность сознания свободы достигло меньшинстов. В Германскую эпоху свобода была достигнута (немцами, в частности J). В этом и заключается главный недостаток философии истории Гегеля – в возвышении одних народов над другими.

Философия – это особая форма рефлексии человека над бытием и самим собой (философия – любовь к мудрости, которая основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе мышления, но и естественно интуитивном, художественно-эмоциональном его постижении, имеющим своей целью отразить целостность и единство мира).

Истина – это адекватно е отражение действительности, воспроизведение её такой, какой она есть вне и не зависимо от сознания.

Понятия – это одна из форм отражения мира на ступени познания, связанная с применением языка. Категории – это предельно-общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и процесс познания. Существуют более общие и частные категории. Идея – это смысл, значение, сущность предметов, явлений и процессов окружающего мира.Закон – это устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений процессов.

Рефлексия – отражение, размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; размышление полное сомнений и колебаний. Парадигма – пример, образец. Парадигма– это совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научно исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе времени. Парадигма является основанием выбора проблем, а так же моделью, образцом для решения исследовательских задач. Ввёл это понятие учёный Кум.

Закономерность – это объективно существующее, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов. Универсум – единое вселенное, мир как целое.

Любовь – это чувство устремлённости к единению, близости с другим человеком или другими людьми. Вера – эмоциональный способ познания мира, предполагающий принятие информации о нём без теоретических и практических доказательств. Надежда – это эмоциональное переживание, которое рождается, когда человек ожидает определённое событие. Надежда – это вероятность того, что нечто может осуществиться.

Философия. Её предмет и место в системе научного знания.






Сейчас читают про: