Антропология философии средних веков

Проблема сущности и существования. Реализм и номинализм.

Теоцентризм философии средних веков.

Философия средних веков.

Лекция № 5 (07.03.12)

Лекция № 4 (29.02.12)

Сократ беседовал со своими учениками об этике. Майефтика призвана была отделять мнение от объективного знания. Воспитать добродетельного человека. Этика Сократа в 3 тезисах:

1) Благо тождественно удовольствию.

2) Добродетель тождественна знанию.

3) Человек знает лишь то, что ничего не знает.

Платон (427 – 347 до н.э.). Он полагал, что существует два мира: Мир идей и мир вещей. Мир идей – истинное бытие, его познание постигается умом. Идеи – причины существования вещей. В мире идей существует строгая иерархия. Высшей идеей Платон признавал идею абсолютного добра или некий мировой разум. Идеи постоянны, а вещи изменчивы. Их существование конечно. Мир вещей постигается органами чувств. Платон рассматривает человеческую душу. Она всегда тяготеет к Земле. Человеческая душа та же идея, она прибывает, до рождения человека, в царстве чистой идеи. Гносеология – припоминание. Душа – 3 части: 1) Разумная; 2) Пылкая; 3) Чувственная. В идеальном обществе население должно быть разбито на 3 группы и каждый должен заниматься своим делом.

Аристотель (384 – 322 до н.э.). Материя вечна, не уничтожима, не сотворима. Материя сама по себе статична, она содержит лишь возможность создания каких-либо вещей. Материя как глина. Бог придаёт ей форму. Закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении во время беседы), закон противоречия (не противоречь сам себе), закон исключённого третьего (А или не А ). Человеческая душа не материальна. Она форма для тела. Благодаря ей мы живём, размышляем. Душа есть отражение всемирного и вечного ума. Аристотель является расцветом древнегреческой философии. Люди делятся по принципу богатства. Средний класс преобладает. Отец Аристотеля – врач. Аристотель – учитель Александра Македонского.

Скептицизм. Основатель – Пирон. Он впервые придал форму распространённым в Древней Греции сомнениям в познавательной ценности чувственности. Философ должен объяснить из чего состоят вещи, как мы должны относиться к этим вещам, и какую выгоду мы должны получать из этих вещей.

Стоицизм. Зенон (333 – 262 до н.э.). Феномен воллера. Философия эллинизма проповедовала, как жить в изменяющемся мире, как предотвратить.

2) Основные направления философии средних веков: патристика и схоластика.

Теоцентризм – в центре Бог. Философия средних веков – это философия с 5 по 15 век, после того как в 1476 году прекратило существование Западная Римская империя. Единственными очагами культуры в Западной Европе остались монастыри. Эти монастыри стали посредниками между человеком и Богом. Религиозное христианское мировоззрение стало господствующим. Её главной чертой стал Теоцентризм. Теперь для философии определяющей стала не природа, а Бог. Философия подчиняется теологии. Теология – это совокупность религиозных доктрин о сущности и действиях Бога, построенную в формах идеалистического мировоззрения на основе текстов. Тексты как божественное откровение. Идея откровения выступала как фундамент учения о познании. Другой важнейший принцип христианского монотеизма – это идея творения. Она выступала как основа средневековой антологии.

Есть только одно абсолютное начало – Бог, всё остальное его творение. Сотворение Богом мира из ничего называется креационизмом. Бог вечен, неизменчив. Мир является источником всего сущего. Мир подвластен Богу. В нём всё приходящее. Бог есть бытие и благо. Христианский Бог не доступен обычному познанию, а знания о нём можно получить только сверх естественным путём. Ключом к познанию была вера, а способом – откровение.

Герменевтика – искусство толкования древних текстов. В широком смысле – толкование человека и его места в мире. Мир дан человеку в поучение.

Существование – экзестенция, сущность – эссенция. Познание каждой вещи сводилось к ответу на 4 вопроса:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: