Средневековая философия. Основные черты и характеристики

· Средневековая философия вся теоцентрична: проблема бога главная.

· Иконографический характер философии. Сама идея обращенности к богу придерживается определенных канонических правил. Существуют апофатический (отрицательное богословие: показывает ограниченность катафатического пути; если бог – это Свет, Абсолютность, то человек все знает о Творце; в Боге есть нечто такое, что человек не может понять) и катафатический (положительное богословие: сущность бога раскрывается с точки зрения положительного описания; бог – Свет, Истина, Совершенство) пути постижения богословия. Эти пути дополняют друг друга.

· Не возбранялся плагиат. Позиционирование авторства считалось некорректным. Менторский характер текстов, назидательность, нет «приглашение» к раздумью.

Основные направления.

· Патристика. Возникает в 5в н.э. – до 9-10вв н.э. Patros – лат. отцы, связана с канонизированными отцами церкви. Основная задача – сформулировать основополагающие принципы богословия, христианства. Начальный вариант патристики – апологетика. Основные представители: Юстиан, Татиан, Тэртулиан, ппОриген. Основная задача – защита христианства. В греческой философии находят изъян – излишняя рационализация. Упрек в том, что она умаляла значение веры. Второй аргумент – греческая и римская философия была излишне элитарна. А христианином может быть любой человек. Третий аргумент – христианство более привлекательно для человека, так как в античности был пантеон богов, и нередко была путаница; в христианстве монотеизм. Credo ed absurdum - Верую, ибо абсурдно. Тартуалиан. Для подлинно верующего человека не нужны никакие рационализации. Чем более непонятно, тем крепче должна быть вера.

Раннее христианство ставит на первое место принцип веры.

Идеи христианской мысли

- вера в трансцендентное существование, инобытие

- не осознавая природы своего поступка, нельзя совершить зло

- идея гуманизма

· Схоластика. С 10в до 13-14вв н.э.

26.09.2011

Лекция 4

Патристика. Основная задача – сформировать догматы христианства.

° Восточная (греческая). Неоспоримый авторитет, формулирование основных догматов христианства, догмат триединства Бога, догмат о боговоплощении и спасении. Афанасий Великий/Александрийский занимался обоснованием второй ипостаси бога сына Лотоса, идея личного спасения – сотериология. Основная задача человека – задуматься о личном спасении, понять свое предназначение. Капотакийцы (с 4в н.э.): Василий Кисарийский/Великий, Григорий Нисский, Григорий Назианзин/Богослов.

Василий Великий: Бог един по существу и троичен по ипостасям. Сущность – это родовое понятие, а ипостась – понятие, которое обозначает индивидуальную особенность. «Павел», «Тимофей», «Силуан» - поскольку они отличаются друг от друга, они ипостаси. Но поскольку они имеют общие человеческие свойства, они принадлежат к одной сущности – «человек». Каждое лицо Святой Троицы обладает равными божественными предикатами несозданности, непостижимости, всеведения, всемогущества, которые мыслимы в понятии Бога. Поэтому они едины по существу. Но каждый из них есть в то же время и отдельная ипостась. Отец, не имея ни в ком причины бытия, рождает. Сын рождается. Святой дух – это освящающая сила. Три ипостаси не разделяют единое божество на три бога, потому что отец, сын и дух святой – 1) не разделены пространством, 2) не разделены временем, так как они совечны, 3) не разделены произволением (нет отдельной особой воли), 4) не разделены различием характеристик. Бог существует единственно в этих трех ипостасях.

° Западная. Аврелий Августин (Блаженный Августин). Творчество делится на 2 периода: 1) его основные идеи, принципы, эпоха до принятия христианства; 2) возрастание философского догматизма, стабилизация теоретических и философский позиций. Он был первый из христианских мыслителей, который увидел преемственность между античностью и зарождающимся христианством. Неоплатоник. «В языке, когда используются понятия прошлого, настоящего или будущего, не совсем верно изъяснена мысль. Потому что время всегда имеет контекст его настоящего существования. Правильно говорить – настоящее настоящего, настоящее прошедшего и настоящее будущего». С Аврелия возникает представление об историчности времени (его текучесть, изменчивость), вводится понятие истории. В христианстве время – это стрела. Объекты веры по Августину: 1) Предметы, которые доступны только вере и никогда не доступны умственному видению. - Исторические факты, например.

2) Предметы, в отношении которых вера тождественна пониманию. - Истины математики, истины логики.

3) Предметы, к пониманию которых можно прийти только через веру. - Все истины религии.

Проблема теодицеи (оправдание Бога) – проблема добра и зла. Какое отношение Бог имеет ко злу. (к семинару!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!)**************************************************************************************

Период схоластика – время, когда появляются университеты, мышление становится рациональным, на первое место поднимается принцип разума. «Уразуметь, чтобы уверовать». Автор антологического доказательства существования Бога – Ансельм Кентерберийский. Если есть сущностно понятие «Бог», то Бог реально существует.

Эпоха схоластики – это время, когда европейцы заново открывают для себя античность. В раннем христианстве было утеряно много текстов, многие церкви были разрушены. Потом в качестве военных трофеев многие тексты ушли на восток. Когда начались крестовые походы, европейцы возвращали утерянные тексты. Манускрипты могли себе позволить только очень богатые люди.

Фома Аквинский (13век), который принадлежал к древнему неаполитанскому роду, начинает покупать эти античные тексты. Когда он перечитывал Платона и Аристотеля, он открывал, что их идеи уникальны. Папа Римский поручил ему переработку этих текстов в сторону христианского мировоззрения. (роман Умберто Экка «Имя Розы») На это у него ушло 20 лет. В это время он пишет «Сумма против язычников», «сборное» знание. Выходит, что вся античная философия проникнута христианскими видениями.

К семинару – в каждом из 5 доказательств найти Платона, Аристотеля.

Философия Ренессанса (IV-VI века)

Многие ученые считают, что обособленной философии этого периода не было.

Пико Дела Мирандола (итальянский гуманист), Мишель Монтень, Якоб Бёмэ, Николай Кузанский.

Пико Дела Мирандола. Знаменитая работа «Речь о достоинстве человека». На 2 части делит антологию человека. Всего было 900 тезисов о человеке: в первых 450 он подчеркивает только позитивную сущность человека, в остальных – отрицательные стороны. Идея: человек не имеет готовой «ниши», человек – не зверь и не ангел. Вывод: станет ли человек богоподобным существом или зверем зависит только от самого человека. В 14в во Флоренции собрал первый философский конгресс, главное темой – «что такое человек?».

Мишель Монтень. Считал, что философия должна обратиться к человеку, потому что нет ничего интереснее. Знаменитая книга «Опыты». Символ опыта – опыт жизни, практика бытия. Уникальность этого текста в том, что он впервые написан на французском.

Николай Кузанский. Первый высказал мысль о том, что Земля – не центр Вселенной, она не неподвижна.

Якоб Бёмэ. Мистический мыслитель. Он был сапожник, но однажды с ним произошли серьезные трансформации. Нашел на скамейке роскошную книгу Библии. Метод всеобщего развития он вносит в понимание Творца. Он, используя метод диалектики, объяснял, что смысл Бога может быть познан только через его противоположность. Солнце появляется из темноты, так и Бог познает свою отрицательную сущность. Человек не может быть благостным, если не познал себя во зле, свою деструктивную сущность. Его работы называются «Аврора или утренняя звезда Возрождения». Идеи серьезно повлияли на всю немецкую философию.

Античность – космоцентризм. Проблемы первоначала, разума.

Средневековье – теоцентризм. Проблема осознания Творца.

Ренессанс – антропоцентризм. Проблема человека.

03.10.2011

Лекция 5 «Философия нового времени»

Эпоха нового времени 17век – 20 век, потом – современная философия. Этот период характеризуется господством рационализма.

Убежденность в том, что человеческий разум настолько всемогущ, что ему подвластно все. Интеллектуальный оптимизм определялся практическими успехами европейских ученых. Практика – основной критерий истины, на практике практически закрепляли убеждения о всемогуществе человеческого разума. Литературные (изобретение печатного станка Гуттенбергом, литература древних авторов) географические открытия.

2 основных направления в философии:

· Рационализм. Декарт, Спиноза, Лейбниц.

· Сенсуализм/эмпиризм. Локк, Беркли, Юм.

Агностицизм (сомнение относительно познания) отсутствовал. Академическая образованность господствовала. Для человека того времени было типичным разбираться в разных областях знания. Энциклопедии могли писаться одним автором. Пример: энциклопедия Дидро.

Общим было то, что все представители этих направлений были убеждены в том, что мир может быть полностью познан, но ответы были разные. Все представители были убеждены в том, что в мышлении есть врожденные, априорные идеи (тождества, причины, пространства, идея Бога, нравственно-этические идеи).

Рационалисты настаивали на том, что главным в процессе познания был лишь разум, а чувства – обманчивы, им нельзя доверять. Все рационалисты понимали, что чувственный опыт важен, но они подчеркивали, что объективного представления о мире он не мог дать.

Сенсуалисты придерживались противоположных взглядов. Они были убеждены в том, что всю информацию о мире мышления получает вначале из опыта. Т.е. сначала есть опыт, из которого мышление выстраивает некий образ. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах», Лейбниц.

Рационализм прижился во Франции и Германии, сенсуализм – Великобритания. В английской ментальности играет традиция обучения.

Декарт.

Традиционно считается, что с него начинается современная философия, которая определяется скепсисом, умозрительностью, обоснованностью, доказательностью. Автор знаменитого суждения «Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно, существую».

Скептицизм в основе его суждения. По его мнению, основная задача мыслителя – во всем сомневаться. «Рассуждения о методе …»: я сомневаюсь во всем, все подвергаю сомнению. Единственное, в чем я не могу сомневаться, это в том, что я сомневаюсь. Сомнение – наиболее важный критерий познания. Декарт не сомневается в том, что истина может быть познана, но только в том случае, если разум будет следовать определенным правилам. 4 правила. Обращение на индукцию, на дедукцию и на интуицию.

Индукция – движение от простого к сложному, от частного к общему.

Дедукция – движение от сложного к простому, от общего к частному.

Интуиция – высший вид интеллектуальной деятельности, высшая работа сознания.

Декарт впервые стал исследовать проблему рефлексов, эмоций с точки зрения физиологии. У русского ученого Павлова на столе стоял бюст Декарта. В области аналитической геометрии Декарт вводит систему координат.

Спиноза.

Автор монадологии: весь мир – развитие монад, развитие мельчайших частиц. Автор знаменитой «Этики», за которую он был осужден католической церковью.

Френсис Б э кон.

Сущность истины в эмпирическом познании. Разум может быть ошибочен.

4 ложных пути познания (идола):

· «Пещера» (полная аналогия с Платоном). Симуляторы принимаются за истину, на самом деле они – просто подобия.

· «Призрак рынка». Языковая культура, специфика языковых выражений. Слова не всегда проникают в самый смысл понятия, они часто либо пусты, либо искажают реальный объект.

· «Призрак рода». Все можно рассматривать по-разному, ощущения всегда разные. Человечество многогранно, оно сложно.

· «Призрак театра». Нужно бояться авторитетов. Все проводить только через опыт.

Джон Локк.

По образованию был врачом.

Автор выражения «Tabula rasa» - «Чистая доска». Сознание человека – это чистая доска. Локк начинает как критик всех врожденных идей. Пример: маленькие дети и взрослые психически больные люди - у них нет ни логики, ни других врожденных идей.

Критиковал также нравственно-этические принципы: в форс-мажорных ситуациях люди становились более похожими на животных. Идея Бога тоже не врожденная.

10.10.2011

Лекция 6 «Критическая философия Канта»

Эммануил Кант (1724-1804)

Всю жизнь большое внимание уделял здоровью, дни его были очень распланированы. Вел очень педантичный, аккуратный образ жизни.

Все творчество делят на 2 периода: докритический период и критический период.

3 знаменитые работы:

- Критика чистого разума

- Критика практического разума

- Критика способности суждения

В докритический период Кант был «человеком своего мнения». Универсальная личность стремится не только много знать, но и применять знания на практике.

В Кенигсберге (Калининграде) он прожил всю жизнь; не позволяли средства, не было понятия «отпуск», не было физической потребности в путешествии. В университете он читал логику, математику, астрономию, педагогику, музыку, но любимым курсом была география. Как ученого его интересовала космология, устройство вселенной. Гипотеза Канта-Лапласа о возникновении Вселенной. Кант не был гуманитарием в чистом смысле!

В конечном итоге (лет в 40) Кант становится агностиком – отрицающий познание мира до конца. На него большое впечатление произвели работы крупнейшего английского сенсуалиста Давида Юма.

Дэвид Юм считал: любая идея имеет свое реальное обоснование. Но за границы опыта выйти невозможно, поэтому мир не может быть познан до конца. Все наши представления основаны на опыте, а если у нас нет опыта, то мы не можем делать предположения. У нас нет причинно-следственных оснований в отношении будущего, оно – тайна.

Когда работа Юма попадает к Канту, он из оптимиста становится скептиком. В это же время он пишет свою первую работу: Критика чистого разума. Как разум мыслит, по каким принципам, по каким основам?

Выводы, сделанные Кантом в этой работе:

он снимает противоречие между рационалистами и сенсуалистами. Процесс познания – это и эмпирический опыт, и рациональное обобщение. Процесс познания двойственен: нельзя чувствовать, не понимая; нельзя понимать, не чувствуя.

Чувственный опыт -> рассудок -> разум

В опыте есть некоторые априорные идеи, которые уже в нем заложены: пространство, время) Они есть в математике и геометрии – они дают правильную информацию о мире.

Рассудок обобщает выводы опыта. Рассудок – это здравый смысл. Рассудочное знание обладает логикой, последовательностью. Рассудочная деятельность обладает 10 категориями: субстанции, причины, следствия, взаимосвязи, меры, качества…

Синтезирующая функция рассудка по Канту – трансцендентальное единство апперцепций. Трансцендентальный – переход от эмпирического к тому, чего нет в практике. Апперцепция – понимание восприятия.

Разум – итоговое обобщение чувственного и рассудочного. Если рассудок дает нам возможность оперировать понятиями, то разум дает нам возможность мыслить на уровне идей, но его особенность такова, что идеи предстают в качестве антиномичных (антиномия – неразрешимое противоречие). 3 основных идеи: космологическая, теологическая, психологическая. Антиномии: «Мир имеет начало во времени и пространстве» - «Мир не имеет начала во времени и пространстве». «Все в мире состоит из простого.» - «Все в мире состоит из сложного.» Если взять психологическую идею, то: «Душа человека смертна». – «Душа человека бессмертна». Все идеи, которые способен порождать разум – трансцендентные. Все эти идеи мы не может доказать опытом.

Трансцендентальный – связанный с опытом. Трансцендентный – выход за пределы опыта.

Мир как таковой для Канта – это «вещь в себе», «ноумен». Кант назвал свое открытие «Копериниковским переворотом»: как Коперник открыл, что Солнце в центре солнечной системы, так я открыл, что в центре мира – разум.

Вторая работа – «Критика практического разума».

Почему человек все-таки должен следовать религиозным, этическим принципам. Принцип нравственного поведения по Канту - категорический императив. Такой закон, которому человек должен подчиняться несмотря ни на что. «Поступай так, чтобы максима твоей воли была принципом всеобщего законодательства». Он абсолютно отличается от Золотого правила нравственности: «поступай с другими так, как бы тебе хотелось, чтобы поступали с тобой». Но у Канта правило таково, что «поступай с другими хорошо, даже если с тобой поступают плохо». Если люди будут следовать категорическому императиву, то это единственное, что им поможет сделать переход от природного к личностному. Условия для категорического императива: свобода воли, чувство долга.

«Человек нуждается в идее Бога, чтобы жить и существовать морально», Кант.

«Есть две тайны: звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня», Кант.

17.10.2011

Лекция 7 «Философия Гегеля»

Немецкий философ 19века сделал вывод, благодаря которому разум стал ведущим принципом постижения мира; его называют философом абсолютного рационализма. Гегель выступает как антипод Канта: у него абсолютный разум возвеличивается.

19 век – век Гегелевской философии. Когда говорили «Философ сказал», имели в виду его. Гегелевская философия рассматривает европейское сознание как основополагающее.

Абсолютный Разум (Дух, Идея) ̴ Бог; ступени развития:

1. Логика. Разум может говорить на языке категорий, логических понятий.

2. Природа. В каждой эпохе были свои представления о природе.

3. Объективный дух. Семья, религия, мораль, право, искусство, наука – все духовные формы. Философия – это квинтэссенция духа.

Когда разум прошел все эти стадии, познал себя во всех ипостасях, он возвращается сам в себя.

3 основных закона, по которым развивается Абсолютный Разум:

1. Закон единства и борьбы противоположностей (идея Гераклита): любое развитие – это столкновение и борьба противоположностей. Вопрос: почему идет развитие?

2. Закон перехода количественных изменений в качественные: накопление признака (количество) до получения качества. Вопрос: как идет изменение?

3. Закон диалектического отрицания/закон отрицания отрицания: росток отрицает зерно, из которого растет (росток ≠ зерно), но вырастает в колос и дает опять же зерна.

В гегелевской философии много мистицизма. Он был систематиком: он пытался создать целостную систему мира, где был бы учтен каждый фрагмент реальности. Смысл философии: увидеть торжество разума. Все действительное разумно, а все разумное действительно.

***

С 40-50х гг 19го века появляются идеи, которые назовут иррациональными. Этот термин впервые предложил немецкий философ В. Виндельбанд. Иррационализм не доверяет разуму, а апелляция идет к чувствам, эмоциям, воле.

С. Кьеркегор (датский мыслитель), Шопенгауэр (немецкий мыслтель), Ницше – наиболее яркие представители иррационалистического направления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: