Социально-политические концепции

Социально-политические концепции в философии XVII в. полу­чили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование воззрений Т. Гоббса и Дж. Локка на общество государство, была история буржуазной револю­ции XVII в., закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии Томас
Гоббс (1588-1679) выделил одну главную проблему, ради которой и строилась вся система. Таковой для него была проблема государства, законности, мира и порядка в нем, он рассматривает в работах «О гражданине» и «Левиафан» Будучи представителем механистического материализма Т. Гоббс и Общественные явления пытался истолковать с точки зрения меха­нистического естествознания. По его мнению, геометрический, ма­тематический метод, являясь универсальным научным методом, должен найти свое применение и в области общественной. Общест­ве, государство он рассматривает как большой механизм, который можно разложить на его основные элементы и объяснить их про­стыми законами природы. Исходя из этого, Гоббс различает два со­стояния общества: естественное и гражданское.

Естественное состояние получится, по его мнению, если вы­членить из человеческих отношений все, что внесло в них госу­дарство. В естественном, т.е. дообщественном, состоянии люди действуют согласно законам своей природы, подчиняясь своим страстям. В этом состоянии, считает Гоббс, все люди равны от природы, «природа дала все всем», из-за чего возникает «равенст­во надежд на достижение цели»; в нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей порождает постоянные конфликты и столкновения между ними, из-за чего возникает состояние «войны всех против всех». Чтобы удовлетворить свои страсти к соперничеству, наживе, славе, к вла­сти, человек, утверждает Т. Гоббс, не останавливается ни перед чем, ни перед какими злодеяниями. В этой войне не может быть победителей.

В целях самосохранения люди должны искать мира, что, по мнению Гоббса, вытекает не только из страха смерти, который он считает главным, но и из требований естественного разума. Требо­вания разума Гоббс называет естественными законами.

Естественный закон есть предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средст­вом для сохранения жизни.

Поэтому второй естественный закон гласит: «люди должны выполнять заключенные ими соглашения».

Власть издает гражданские законы и обязывает людей к и-
безоговорочному исполнению с помощью силы. Когда власть из­
брана, утверждает Гоббс, граждане теряют все права, так как они
были перенесены на органы государственной власти, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им
правительство.;;

Организация государственной власти, по Гоббсу, может быть различной: монархия, аристократия, демократия Главное в том, что власть в государстве должна быть абсолютной, суверенной и единой. Именно поэтому его сим­патии склоняются к абсолютной монархии, которая для него наи­более полно выражает политическое могущество государства. Дж. Локк произведении «Два трактата о правительстве», опубликован­ном в 1689 г., развил учение Т. Гоббса об общественном договоре. Локк — один из основателей доктрины либерализма.

Подобно Гоббсу Дж. Локк в своем социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в от­личие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом и все имеют равные права на свободу. К основным неотчуждаемым естественным правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, свободу и собственность, приобретен­ную своим трудом. Никто не имеет права «причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого».

Основной целью людей при установлении государства по вза­имному соглашению является, по Локку, сохранение их неотъемле­мых прав и собственности, которые не гарантированы в естествен­ном состоянии. В отличие от Гоббса он утверждает, что полного отказа от естественной свободы при заключении договора быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охра­ны его личности и имущества.. Отсюда Локк делает вывод о том, что власть правителя не может быть абсолютной. Абсолютная мо­нархия, по его мнению, хуже, чем естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда и он находится как бы в есте­ственном состоянии по отношению к своим подданным. Променять естественное состояние на абсолютную монархию — это то же, го­ворит Локк, что во избежание вреда, наносимого хорьком или ли­сицей, отдать себя в когти льва.

Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установления в Англии конституционной пар­ламентской монархии.

Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он вы­двинул одним из первых и которые затем нашли свое воплощение в политических теориях Французской и Американской буржуазных революций XVIII в. Разъясняя принцип разделения властей, он ука­зывает, что нужно различать три власти: законодательную, испол­нительную и федеральную. Законодательная власть (парламент осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительст­во) — проводить законы в жизнь, а федеральная (король и минист­ры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка, неравноправны. Законодательная власть — верховная, она' должна повелевать другими властями.

Дж. Локк в своем трактате также ставит вопрос о возможности
сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет
своей прерогативой. Тогда его поданные имеют право отказаться
от договора.

Социально-политические концепции Т. Гоббса и в особенности: Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую; мысль европейского Просвещения и получили свое дальнейшее раз­витие прежде всего в трудах Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо.

Лекция 8 Немецкая классическая философия

Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.

Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

• совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

• материализм (середина и вторая половина XIX в.);

• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "философия жизни".

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

• Иммануила Канта (1724 - 1804);

• Иоганна Фихте (1762 - 1814);

• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);

• Георга Гегеля (1770 - 1831);

• Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

• субъективный идеализм (Фихте);

• материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

• особое внимание уделила проблеме развития;

• значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

• взглянула на историю как целостный процесс.

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 — 1804).

Иммануил Кант:

• дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

• выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");

выдвинул учение о категориях — основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

• сформулировал моральный закон ("категорический императив");

• выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление,

выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разработка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

Иоганн Фихте (1762 -1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").

Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Людвиг Фейербах (1804 — 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. 5. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.

Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

• философией Людвига Фейербаха;

• марксистской философией;

• творчеством вульгарных материалистов.

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.

Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

• марксистская философия;

• политэкономия (экономическое учение);

•научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).

Марксистская философия:

• выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

•показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

•осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

• рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);

• дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

• выступала с атеистических позиций.

Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты — Фохт, Бюхнер, Молешотт — смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:

• механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;

• рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс ("мозг выделяет мысль, как печень — желчь").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: