Элементы познавательной деятельности

1. Цели и задачи.

2. Исходный материал.

3. Процедуры.

4. Средства и методы научной деятельности.

5. Продукты научной деятельности (знания и теория).

Наука как способ особой деятельности направлена на выработку фактически выработанных обоснованных знаний.

Критерии научного знания.

1. Объективность. Наука, в конечном счете, ориентирована на познание объективной действительности. Этого идеала наука достигает редко. Для удобства в ученом мире приято разделения предмета и объекта научного исследования.

2. Всеобщность. Научное знание ориентировано на познание закономерностей природы, а не отдельных фактов.

3. Стремление к истинности. Научное знание – истинное.

4. Институциональное понимание науки. Наука сегодня оформилась в некий социальный институт. Этих институтов много и между ними существуют определенные отношения. Социальный институт зависит от культуры и общества. Культура как система взаимоотношений прямо определяет характер самой науки. Ученому кажется, что он свободен, а он является просто проводником культуры. Экономическое влияние – наука стала непосредственной производительной силой. Идеологически потребности – наука зависит от идеологии. Нельзя жить в обществе и не зависеть от него.


Лекция №10. Структура науки. (6/03/2012)

Главная задача науки: обнаружение объективных закономерностей действительности, природы, общества и мышления. Ориентируется на общие и необходимые характеристики предметов, тогда как обычное познание — ситуационное.

Научное знание ставит перед собой задачу предвидения будущего (прогноз, план, программа, проект и т. д.), а также задачу реконструкциии прошлого.

Третий признак — обязательная системность научного знания: все элементы взаимосвязаны между собой.

Четвертый признак: научное знание всегда должно заниматься методологической рефлексией, т. е. осмыслением того, каким образом она достигает своих результатов.

Пятое: стремление к объективной истине. С одной стороны провозглашается идеал, с другой — ставится под сомнение его выполнимость и достижимость. Стоит учитывать и существование субъективной истины, однако не имеющей отношения к науке.

Это характеристика классической рациональности XVII-XVIII веков. Таким образом, первая форма — классическая форма рациональности. Ставилась цель отбрасывать все субъективное, оставляя тотальное объективное знание. Вторая форма (XIX-XX вв.) - неклассическая рациональность. Здесь произошло столкновение ученых с трудностями описания процессов в изучаемых объектах. Способ описания был таков, что включал в себя описание приборов, которые созданы и используются человеком, что автоматически означает элемент субъективного фактора. Третья фаза — постнеклассический тип науки (вторая половина ХХ в.), при исследовании сложных социально-значимых объектов.

См! Котинёва А. В. «Защитные механизмы личности»

Шестое: наука есть машина, имеющая своей целью производство новых знаний и воспроизводство старых схем.

Седьмое: строгая логическая доказательность — включает в себя формальную не противоречивость знания.

Восьмое: эмпирическая обоснованность.

Девятое: субъект науки — отдельный ученый (изначально — гениальный ученый)

Рассмотрим науку с точки зрения ее противоречивости.

1. С одной стороны, наука претендует на универсальность, т. е. сообщает знания, истинные для всего Универсума при тех условиях, при которых они получены. С другой стороны — научное знание фрагментарно, так как не существует единой Науки, а существуют тысячи фрагментарных научных дисциплин.

2. С одной стороны, наука претендует на общезначимость для всех людей, а с другой наука максимально обезличена (в отличие, например, от искусства)

3. Наука системна по своей природе, однако система оказывается всегда незавершенной, имея контуры четко очерченные лишь в уме ученого, сохраняя иррациональное основание

4. Приемственность научного знания с одной стороны, и критичность — с другой.

5. Достоверность — требование проверки по определенным правилам, с другой же стороны — внеморальность (отрицание правил).

6. Рациональность с одной стороны и чувственность научного знания с другой. т. е. с одной стороны знание эмпирическое и теорическое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: