Первый позитивизм

Позитивизм как альтернатива идеалистической линии западной философии.

Основоположником был Огюст Конт, также Миль и Г. Спенсер. Смысл позитивизма – опытное эмпирическое знание объявляется позитивным знанием. Оно объявляется идеалом, на который должны равняться все дисциплины. Опытное знание является неким фундаментом для них. К эмпирическим наукам относятся:

· Тело человека – фундаментальная эмпирическая величина.

· Внешний мир, природа. А также практическая деятельность человека в этом мире.

· Социум, общество.

Соответственно, возникают три эмпирические науки, составляющие основу всех дисциплин:

· Медицина

· Естественные науки (физика, химия etc)

· Социология.

Все эти науки являются идеалом эмпирического знания. Так как это идеал, то можно говорить о том, что произошла новая культурная революция и отказ от старой парадигмы, отказ от небесного в пользу земного, от того, что разрабатывал Платон и вся линия рационализма.

С одной стороны, наука сама себе философия, иначе говоря, философия и религия не нужны (саентисты). С другой стороны, никакая наука не занимается нравственностью, эстетическими проблемами. Наука не может создать мировоззрения, она может лишь дать научную картину мира, не более.

Конт понимал, что старая философия могут занимать свое место, но нужно понимать, что они не имеют никакого отношения к науке. Он предлагал закон трех стадий развития знания.

· Религиозно-теологический этап, согласно которому знание носит догматический характер, основанный на веру в эти догмы. Самый низший уровень знаний. Вера - разновидность знания, но основания у этого знания другие.

· Рационалистический этап. Все вопросы, которые ставит религия, доказываются. Делается попытка логически обосновать их.

· Научный этап.

Поскольку знание носит эмпирический характер, то оно относительное. Поскольку мы сталкиваемся с эмпирией, то главный метод – обобщение, накопление и систематизация научного знания. Научное знание относительно.

Второй позитивизм (конец XIX – начало XX вв). Эмпириокритицизм.

Представители – Мах, Р. Авинариус, Богданов.

Они повторяют уже прозвучавшую в конце XVIIIв философию Беркли и Юма. Опыт – это то знание, которое мы получаем посредством органов чувств – чувственное знание, которое человек получает в индивидуальном опыте.

Второй момент – мы не воспринимаем сами по себе предметы, мы воспринимаем лишь результат деятельности ума, собираемый органами чувств.

Третий вопрос – наличие на самом деле объективно существующих воспринимаемых предметов. Человек не может с уверенностью сказать, существует внешний мир или нет. Человек всегда имеет дело только с элементами своей психики.

Четвертый момент – все знание делится на 2 категории – объективное знание и субъективное знание.

Пятый момент – теория принципиальной координации. Все знание и предметы существуют тогда, когда на них направлено сознание. Без субъекта нет объекта.

Третий позитивизм (начало XX в).

Основоположник – Бертран Рассел. Главная проблема, с которой сталкивается ученый и философ – неточные понятия. Третий позитивизм также называют аналитической философией. Настоящая философия должна сводиться к анализу языка. В 1928 году образовался Венский кружок, в который вошли Карл Поппер, Карнак и другие. Наука должна быть принципиально верифицирована и фальсифицирована (должна подчиняться этим принципам).

Поппер говорил, что все знание делится на научное и ненаучное.

Принцип верификации – любое научное положение должно исходить из протокольных предложений.

Принцип фальсификации – опровержение научного знания. «Если хотите быть учеными – опровергайте себя».


Лекция 8-9. Многообразие форм знания и познания. Место науки.
(21-28/02/2012)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: