Позитивизм как альтернатива идеалистической линии западной философии.
Основоположником был Огюст Конт, также Миль и Г. Спенсер. Смысл позитивизма – опытное эмпирическое знание объявляется позитивным знанием. Оно объявляется идеалом, на который должны равняться все дисциплины. Опытное знание является неким фундаментом для них. К эмпирическим наукам относятся:
· Тело человека – фундаментальная эмпирическая величина.
· Внешний мир, природа. А также практическая деятельность человека в этом мире.
· Социум, общество.
Соответственно, возникают три эмпирические науки, составляющие основу всех дисциплин:
· Медицина
· Естественные науки (физика, химия etc)
· Социология.
Все эти науки являются идеалом эмпирического знания. Так как это идеал, то можно говорить о том, что произошла новая культурная революция и отказ от старой парадигмы, отказ от небесного в пользу земного, от того, что разрабатывал Платон и вся линия рационализма.
С одной стороны, наука сама себе философия, иначе говоря, философия и религия не нужны (саентисты). С другой стороны, никакая наука не занимается нравственностью, эстетическими проблемами. Наука не может создать мировоззрения, она может лишь дать научную картину мира, не более.
|
|
Конт понимал, что старая философия могут занимать свое место, но нужно понимать, что они не имеют никакого отношения к науке. Он предлагал закон трех стадий развития знания.
· Религиозно-теологический этап, согласно которому знание носит догматический характер, основанный на веру в эти догмы. Самый низший уровень знаний. Вера - разновидность знания, но основания у этого знания другие.
· Рационалистический этап. Все вопросы, которые ставит религия, доказываются. Делается попытка логически обосновать их.
· Научный этап.
Поскольку знание носит эмпирический характер, то оно относительное. Поскольку мы сталкиваемся с эмпирией, то главный метод – обобщение, накопление и систематизация научного знания. Научное знание относительно.
Второй позитивизм (конец XIX – начало XX вв). Эмпириокритицизм.
Представители – Мах, Р. Авинариус, Богданов.
Они повторяют уже прозвучавшую в конце XVIIIв философию Беркли и Юма. Опыт – это то знание, которое мы получаем посредством органов чувств – чувственное знание, которое человек получает в индивидуальном опыте.
Второй момент – мы не воспринимаем сами по себе предметы, мы воспринимаем лишь результат деятельности ума, собираемый органами чувств.
Третий вопрос – наличие на самом деле объективно существующих воспринимаемых предметов. Человек не может с уверенностью сказать, существует внешний мир или нет. Человек всегда имеет дело только с элементами своей психики.
|
|
Четвертый момент – все знание делится на 2 категории – объективное знание и субъективное знание.
Пятый момент – теория принципиальной координации. Все знание и предметы существуют тогда, когда на них направлено сознание. Без субъекта нет объекта.
Третий позитивизм (начало XX в).
Основоположник – Бертран Рассел. Главная проблема, с которой сталкивается ученый и философ – неточные понятия. Третий позитивизм также называют аналитической философией. Настоящая философия должна сводиться к анализу языка. В 1928 году образовался Венский кружок, в который вошли Карл Поппер, Карнак и другие. Наука должна быть принципиально верифицирована и фальсифицирована (должна подчиняться этим принципам).
Поппер говорил, что все знание делится на научное и ненаучное.
Принцип верификации – любое научное положение должно исходить из протокольных предложений.
Принцип фальсификации – опровержение научного знания. «Если хотите быть учеными – опровергайте себя».
Лекция 8-9. Многообразие форм знания и познания. Место науки.
(21-28/02/2012)