Рене Декарт и его философия

Мыслю, следовательно существую

Француз, родился в семье Бретанского советника парламента. Учился в иезуитской школе, получил блестящее образование. Получил должность бакалавра права, но потом был вынужден воевать (и в качестве мушкетера, и в за Нидерланды, против независимости Испании). Таким образом, он имел возможность работать, жить в Испании, тогдашнем центре свободомыслия и свободы деятельности. Однако в его жизни случилась трагедия: он влюбился, создал семью, однако его дочь умерла от болезни, что и привело его к философскому вопросу: «Чего же стоит человеческая природа, если он не может прожить 20 -30 лет и не умереть от болезней, а Бог — не помогает». Работы:

- Разыскание истины

- Рассуждения о методе

- Правила для руководства ума

- Начала философии

- Наука душевного здоровья

Главная задача философии по Декарту — создание подлинно научной методики мышления. Опыт является необходимым опытом человеческого познания. Вопросы — можем ли мы быть в реальности окружающего и в истинности накопленных, но неприменяемых на практике знаний. Декарт сомневался и в чувственном восприятии, и в картине мира точных наук, и даже в Боге. Но если он подвергал все сомнению, он вопрошал, что же тогда такое этот мир. Таким образом, он пришел к вопросу, мыслит ли он. Утверждая, что в этом сомневаься он уже не может, он постепенно выстраивает собственную систему взглядов, по ступени поднимаясь и разрешая каждое сомнение, с оговоркой насчет чувственного восприятия как источника заблуждений и ошибок. Учение об идеях:

- Врожденные идеи (появились вместе с самим человеком);

- Приобретенные идеи (образование, воспитание);

- Сотворенные идеи (собственное созидание, мышление, творение).

Кроме того, Декарт создал четыре новых правила научного метода — дедукция:

- Никогда не принимать за истину не познанное очевидно и ясно;

- Любой исследуемый объект или явление необходимо делить на мелкие составные части;

- В процессе исследования необходимо двигаться по правилу от познания простейшего к сложному;

- Постоянно составлять подробный перечень пройденных этапов исследования.


Лекция №6. Философия науки нового времени и немецкая классическая философия (7/02/2012)

Философия науки нового времени. Произошло изменение менталитета. Главное событие – процесс секуляризации – отпадение от церкви различных сфер духовной и материальной деятельности человека. Зарождается светское мировоззрение, что положило начало развитию атеизма. Эта тенденция захватывает по большей части западную Европу и Россию. Термин Культура появляется именно в XVI – XVII вв. Зарождается наука культурология, культура становится сознательным делом.

Это привело к тому, что философия, которая осмысливала процессы секуляризации, сделала главной определяющей гносеологическую и методологическую проблематику.

Френсис Бэкон был первым в осмыслении этих проблем. Его называют основоположником экспериментальной науки. Он признал, что познание существует не только ради знания, а ради преобразования мира. Знание – сила. Польза важнее истины. Если мы делаем этот мир предметом исследований, то главным методом познания становится эксперимент. Отсюда – выдвижение на первый план опыта и эксперимента. Опыт – стихийный, случайный результат эмпирического действия. Эксперимент, в отличие от опыта, научное понятие, которое отличается двумя параметрами: спланированность и повторяемость. Если мы работаем с жизнью, с природой, то встает вопрос, как работать с получаемым результатом. Метод индукции – это метод обобщения отдельных фактов и выведение неких общих положений – от частного к общему. Наука по мнению Бэкона должна носить общий характер. Особенность метода индукции Бэкона состоит в том, что учитываются не только положительные, но и отрицательные факторы. Ограниченного метода индукции, как научного метода познания состоит в том, что индукции работает с такими группами явлений, которые не просчитываются на практике.

Бэкон один первых обратил внимание на неизбежность препятствий в познании. Это проблемы с самой человеческой природой, мешающей познавать мир. Он назвал эти проблемы идолами человеческого познания. Абсолютной истины по мнению Бэкона человек не может получить.

Образно-художественное рассуждение о путях научного познания. Возможны 3 варианта познавательного процесса.

Первый – образ ученого-муравья, индуктивиста. Примитивный метод познания.

Второй – ученый-паук. Плетет сеть, ему не нужны факты. Это путь рационалиста, выводящего все из своей головы. Сам создает теорию и применяет ее к действительности.

Третий – пчела. С одной стороны, нужна жизнь, а с другой – переработка и осмысление фактов.

Теория Амура. Та наука, которая существует сегодня и которая зародилась и эпоху Возрождения, с одной стороны рационалистична, а с другой стороны – максимально иррациональна, магична и оккультна. Бэкон искренне считал, что Логос управляет Вселенной, поэтому в ней есть закономерности, но с другой стороны вселенная управляется и другой силой, иррациональной силой Амура.

Рене Декарт – французский философ, который позиционировал себя как противник Бэкона. Именно в работах Декарта закладываются принципы рациональной науки. Научное знание, по его мнению, должно удовлетворять определенным параметрам – быть всеобщим, необходимым и абсолютно истинным. Отсюда разум – первичен. Возникает теория врожденных идей. По мнению Декарта, бог вложил в момент рождения человека некий комплекс первичных идей. Идеи должны быть простыми, ясными и отчетливыми.

В реальной жизни мы сталкиваемся со сложными предметами. Поэтому нужно проанатомировать объект и разделить его на простые элементы. Это называется анализом.

Всеобщность признаков. Если мы знаем все обстоятельства и факторы – то это наука.

Немецкая классическая философия (XVIII в)

Эммануил Кант. Основоположник немецкой классической философии. Он специально ставит вопрос, что такое наука. Чистая наука – это творческое априорное синтетическое необходимое знание о природе, которое является совокупностью опыта. Он отделил от науки остальные формы деятельности.

Что такое априорная характеристика науки? Априорный – означает «до всякого опыта». Апостериорный – «следующий из опыта». Научное знание задано до опыта. В отличие от Декарта у канта речь идет об устройстве человека, о неких психических структурах, которые формируют мир особым образом. Есть априорные формы чувственного познания и априорные формы рассудочного познания. Априорные формы чувственного познания – пространство и время, это способности человека восприятия внешнего мира. Каков мир на самом деле, мы не знаем. Пространство и время субъективно заданы человеку для объективного восприятия окружающей действительности.

Научное знание должно быть творческим. Наука должна быть не только априорной, но и синтетической.

Гегель. Это абсолютный идеалист, рационалист и логицист. Он начинает с Абсолюта – синтеза духовного и материального.

Первая часть науки по Гегелю – наука логики.

Вторая часть – философия природы, отчуждение, взгляд со стороны.

Третий этап – философия субъективного духа.

Четвертый этап - философия объективного духа.

Пятый этап - философия абсолютного духа.


Лекция 7. Философия науки позитивизма (14/02/2012)

Начало позитивизма - 1830г. Наука стала олицетворять собой мощь западноевропейского ума и культуры. По аналогии со средневековьем (алхимия), наука стала рассматриваться как способ решения всех проблем – социальных, проблем культуры etc. Апофеозом этого была философия Гегеля – идеализм и при этом же философия панлогизма, где наука ставилась во главу угла. Вслед за Гегелем возникает несколько направлений, критикующих западноевропейскую философию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: