Волоцкого

Учение Нила Сорского и учение о делах Иосифа

Эти два деятеля определяли судьбы русской церкви Х1У - ХУ вв.

Нил Сорский (ум. 1508) основал собственную обитель. В молодости жил на Афоне, где увлекся учением исихастов. Было основано целое течение русского исихазма. Оно ориентировалось на достижение духовной целостности человека, которая достигается образом жизни монашеского поведения (иноки), медитации, способствующей достижению духовной целостности. Главная задача - достижение полной духовной гармонии (на Западе францисканцы). На Востоке основателем был Григорий Палама. В Византии исихазм укрепился и получил большое распространеиие. Но церковь рассматривала исихазм как движение еретическое, хотя официально еретиками объявлены не были.

После Нила Сорского осталось два произведения: "Предание" и "Устав". Регламентировал жизнь духовенства. Оно должно отказаться от страстей и сосредоточиться на духовом совершенствовании. Должно было словом помогать мирянам. Формулировал требование иночеству вести трудовую жизнь, отказ от собирания милостыни, избегать богатства и разных почестей.

Жизни инока постоянно угрожают страсти, которые есть телесный чувственный элемент. Прелюбодеяние, чревонасыщение, обман. Страстью является стяжательство - это то, что может лишить человека человечности. Это то, чем болеет церковь. Развивал концепцию нестяжательства русской церкви, следовательно, движение нестяжательства. Отказ от имущества, от страстей. Была создано учение о страстях, для того, чтобы облегчить борьбу с ними. Страсть необходимо с самого начала искоренить. Помимо борьбы со страстями предлагал умную молитву, общение с Богом от сердца с умом. В процессе мышления человек должен погружаться в экзальтацию. С другой стороны, образ жизни инока способствует и умной молитве и искоренению страстей. Если бы движение победило, церковь превратилась бы в совокупность единиц, мистика выражается в жизненном поведении человека.

Иосиф Волоцкий получил домашнее образование, был книжником. Отличался подвижническим образом жизни. В 17 лет ушел к старцу Варлааму. Будучи неудовлетворенным, ушел и основал свою обитель - Волоколамский монастырь. Был построен в глухом лесу руками Иосифа и его монахов. Не воспринимал непорядки, неурядицы в жизни духовенства. Стремился к искоренению страстей. Написал устав и добивался исполнение его. Иосиф отрицал страсти, стяжание, это не присуще инокам и духовенству, но церковь не должна отказываться от того, что имеет. Это необходимо для того, чтобы церковь была независима и могла творить милость. Нил Сорский не относил милость к делу церкви как материальную милость. Только сильная церковь нужна в мире, считал Иосиф. По его мнению, все в мире повинуется Промыслу божьему, все совершается по воле Бога. Бог в центре мира, Промысл Божий - причина событий. Человек обладает свободой и слабостью воли. Для человека слабого была создана церковь, которая играет роль посредника между человеком и Богом. Решительно выступал против еретиков, пытающихся подорвать веру. Посредником между Богом и людьми является государство, которое освящено церковью. Государство и церковь едины в своих целях и задачах. Разрушение церкви приведет к разрушению государства. Государство имеет в церкви своего верного хранителя, поэтому государство должно заботиться о церкви, а церковь о государстве. Теократическая позиция была принята на Руси и просуществовала до Петра 1.

Иосиф Волоцкий завещал свой монастырь Василию, а тот искоренил ересь. Некоторые деятели были уничтожены (Курицын). Собором были наказаны нестяжатели. Они были отстранены из религиозных должностей и подверглись преследованиям.

Нил Сорский со своими сторонниками, заволжскими старцами, стоял на позициях милости к еретикам, три типа еретиков по Иосифу Волоцкому:

отступники по заблуждеиию ума;

еретики по принуждению;

еретики по убеждениям.

В отношении первых двух допускалась возможность мелких мер. Но третьи милости не достойны, их нужно уничтожать без пролития крови (Бог запрещает).

Более десятка посланий и "Просветитель" относятся к трудам Иосифа Волоцкого. В "Просветителе" 16 слов, посвященных опровержению тезисов еретиков (о троичности, об Адаме и возможности исправления греха и т.д.). По всем пунктам доказывались вредности учения еретиков. Повторял воззрения Иоанна Дамаскина. В делах веры главное не разум, а вера: Разум является греховным делом. Сам пытался с помощью логики разъяснить противоречия в Писании, в догматике церкви. Все зависит от контекста, от времени, когда высказывалось это учение.

Идеи Иосифа Волоцкого способствовали усилению церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: