Религиозно-церковная жизнь Х111 - ХУ1 вв

Русская церковь на первых порах была действительно идеально устроена. Конфликты начались тогда, когда церковь утверждается и теряет свою идеальность. Духовенство теряет морально-нравственный облик, церковь становится богатой, сильной в смысле коллективного феодала. Это вызывает неудовольствия, которые проявляются в форме ересей.

"Печерский патерик" появляется в Х11 в. Представляет совокупность рассказов о деяниях, истории монастыря. Центральный герой - св. Феодосий Печерский, настоятель Печерского монастыря. Он продолжил дело Антония, жившего в яме у реки, превратив яму в монастырь. Феодосий - выходец из мирян, мать противилась его уходу из светской жизни. Он отличался праведным образом жизни, что выражалось в его деятельности, как общественной, так и нравственной активности. Сам образ общественной активности церкви представлен в "Патерике". Представлен и другой образ жизни. Преподобный Исаия служил Богу подвигом аскетизма, это было главным делом Исаии. Это привело к видению Христа и собрания ангелов, что оказалось бесами, и Исаия плясал перед ними.

Жизнь в монастыре - определенная программа церкви. Это путь аскетизма в духовной жизни и в нравственной как служение людям.

Ересь стригольников зародилась в Пскове, потом распространилась в Новгороде (Х1У - ХУ вв.). Стригольники подвергли сомнению тезис о том, что Христос был сыном Божиим. Утверждали, что он был простым учителем веры и нравственности. Церковь, которая была дочерью Христовой, ко времени появления ереси стригольников погрязла в пороках. Поэтому стригольники утверждали, что Христос жил только на земле. Церковь в нас самих, как собрании честных и добронравственных людей, никакая божья благодать не может недостойного сделать достойным. Главное - достоинство человека, самый достойный - патер. Следовательно, подвергли сомнению таинство рукоположения (Иисус, возложив длань, передал апостолам Божью благодать и т.д.). Стригольники рассмотрели обратный путь получения благодати и заключили, что Христос - простой человек. Т.о. отвергалась святость духовенства. Отвергалось таинство крещения, евхаристии, брака и т.п. Стремление избавить церковь от мистических актов, что до того ставило церковь в неподсудное положение. Утверждалась ценность природы. Призывали поклоняться земле. Следовательно, это была ересь, противопоставленная христианству. Отрицалась только мистика в христианстве. Ересь не утвердилась, так как против нее выступила церковь и власть, состав же ее - мелкое бродячее духовенство, горожане. Все они были уничтожены и их материалы тоже.

Через полвека появилась ересь жидовствующих (Москва, Новгород). Высказывали сомнение о христианстве как религии, возвращались к Ветхому Завету. Они отрицали троичность Бога. В законе нет речи о триедином боге. Отсюда отрицали пророков и их пророчества о мессии. Искупление, воскресение воспринимали как легенды. Имелось учение для публики, которое носило реформаторский характер. Касались вопросов познания троичности. Это обращало их внимание на логику, чтобы доказывать неправильность троичности Бога. Что касается Христа, то он существовал только для самых избранных.

Ереси помогли ограничить права церкви. Трения государства с церковью продолжались до Екатерины 11, которая провела секуляризацию церковных земель.

Ересь жидовствующих не могла быть наглядно антиправославной, а на показ выставляла лишь часть учения. Выступала против нарушения правил церковной службы, против назначения по мзде (когда за деньги человек получал сан). Это движение во многих моментах было не еретическим, а реформационным. Возвышение роли церкви посредством ее исправления. Церковь добилась от князя искоренение ереси путем искоренения вождей, Ересь жидовствующих продолжалась 50-70 лет и оказала большое влияние на русское общество, заставив решать проблему церкви в русском государстве. Была связана с попытками утвердить разум в рамках веры.

В ХУ1 в. появляется целый ряд ересей, которые являются действительно ересями. Ересь Феодосия Косого, Матвея Башкина.

В учении Феодосия Косого чуда не было. Он рассуждал о человеке, о душе и теле. На уровне наивного мышления. При Иване Грозном бежал в Литву.

Матвей Башкин утверждал равенство человека по Христу. Читал Евангелие так, как оно написано, прямо. Его действия привели к заключению.

После ересей Х1У - ХУ1 вв. церковь находилась в состоянии усиления своих национальных особенностей, что приводит к расколу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: