Булгаков Сергей Николаевич

(1871 - 1944)

В эмиграции принял сан. Есть философские и богословские труды.

Еще в ранний период сказал, что философия неизбежно стремится 5к абсолютному, всеединству или божеству, насколько оно раскрывается в мышлении. Она имеет единственной проблемой Бога.

Начинал свою деятельность в сфере легального марксизма. Это увлечение марксизмом вызвало то, что от него перешел к идеализму. Марксизм понимал как разновидность позитивизма. Восприятие марксизма в "Философии хозяйства". Хозяйство - основной способ существования человека. Видит в марксизме религиозный смысл, поэтому приходит к выводу, что на место экономического материализма, необходимо посвить идеализм.

В человеке имеем ряд данностей - свобода, совесть, нравственность и т.д. Врожденная способность иметь целостное представление о мире. Носит этический характер и индивидуалистский. Все противоречия мира сводятся к нравственности. Но не эти проблемы являются самоцелью. То же в отношении науки. Наука характеризуется частичностью, частными выводами. Обратиться к этике, отрицает предшествующий путь. В науке также критики. Не существует так называемого научного мышления. Кроме этики, имеются искусство, религия, любовь. Наука занята одним участком человеческой деятельности. Должно раскрыть влияние религии и церкви на все стороны жизни. Духовная культура должна вырастать в духовной ограде. Выдвигает панрелигизность как принцип оценки жизни, культуры. Христианская заповедь осуществляется на земле, где надо мобилизовать все силы для ее осуществления. Философия всегда имеет некую данность, преднаходимость, которая выступает пределом философского сознания. Эта данность выступает как переживаемая тайно мир бытия. Рождается различение, а не разрыв на материальное и идеальное. Преднаходимое не чисто логическая, а сверхлогическая сфера, - это жизнь, это вещь в себе, мистически переживаемое. Ощущение небытия получается посредством интуиции, формой небытия выступает мир. Разрешение вопроса между вещностью и организмом. Разрешением выступает хозяйство. Борьба человека с природой. Мир великий процесс и одухотворен природой человека. Повышение материального мира выявляет идеальные цели, идеальное содержание. Сам хозяйственный процесс возможен на основании связи со всей природой. Культура растет на почве хозяйства. Природа и человек родственны и совместимы. Но эта связь возможна, когда выявляются идеальные основания ее. Нет пропасти между идеальным и материальным. Идеал при помощи материальной способности вызвать в природе живую силу физического коммунизма бытия. Поэтому учение о философии хозяйства оказывается богоматериализмом.

Формирует ряд понятий или начал = космология. В космологии ставит задачу глубже понять мир и проникнуть в его сокровенный смысл. Возник абсолютный космос, говорящий о маске видимости на природе. София как третье бытие, соединяет божественную и тварную природу, стоит между абсолютом и космосом. Творение есть ничто пред Богом, но имеет собственную божественность тварных событий. Творение осуществляется в душе мира как всеединого тварного бытия. Мир имеет в себе творящую и движущую силу. Свойственно динамическое понимание природы, влечение природы к своей форме, - идее. Эротическое стремление природы. Говорит о живом ощущении мощи мира, благодаря софийности. Космос имеет душу мира. Мировая душа как энтелехия мира есть связующее и организующее начало Натура натуранс - природа творящая, мир мыслит по отношению к натура натурата (природа творимая). Универсальная или сверхсознательная душа мира. Эта душа мира закрыта многими покровами, которые истончаются по мере духовного восхождения человека. Феноменальная душа мира множественна, пребывает в субстанциональном единстве. Мировая душа как единящая сила, связывает мир. В душе мира находятся семенные логосы бытия. Они находятся не как идеи, а как потенциальные их аморфности. Душе мира свойственна собственная свобода, так как она есть начало жизни творения. Мир ощущает себя в эволюции жизни, повинуется собственным инстинктам и восходя к высшим формам ее свободным. Не как вещь, а как живое существо. Безусловно мертвого в природе не существует. Живому единству бытия (достичь наименования?) Софии, а изучение Софии есть предмет метафизики. Поэтому в учении о Софии есть ряд значений и определений ее.

В "Философии хозяйства" София - душа мира. Мир отдаляется от Софии не по существу, а по состоянию. Находясь между абсолютным и космосом, Божественная София понимается как организованная совокупность предвечных идей, где содержание идей семена всех вещей. Это премудрость, которая была перед Богом при сотворении мира. В творении мира божественная София стала тварной Софией - это особый образ бытия божественной Софии. По отношению к тварному миру София выступает не только как основа, но и как норма (=аристотелевская энтелехия). Булгаков употребляет некие образные формы. Называет Софию вечной женственностью. Обладает всем вечным образом. Она свободна от времени, вращается под ним, ей принадлежит положительное всеединство. В ней корень бытия вещей. Мир как София - становящаяся София. Есть предвечная божественная София.

Нельзя мыслить Софию только как идеальный космос. Бог опекает Софию, проливая на нее животворную силу триипостасной любви. В дальнейшей Булгаков оставлял за Софией способность принадлежать ипостаси, быть ее раскрытием.

В антропологическом плане София выступает как мировая душа, как историческое человечество, целокупное человечество, является трансцендентным субъектом истории. Существование такого трансцендентного субъекта придает динамическую связанность разрозненным действиям индивидов. Говорил об особом луче в сиянии умного света Софии, восполняемом другими индивидуальностями. Человек есть око мировой души. Онтологическое единство человеческого рода выражается в категориях действования. Субъект выражен в постигнутом стремлении человечества в осуществлении любви, солидарности, поисках социального идеала. Человек есть центр мироздания. Природа в человеке осознает себя, очеловечивается.

В человеке есть самостоятельность, эгоизм. Может быть побеждаема трудом над самим собой. В конце - царство свободы. Гарантия прогресса в софийности истории. По формам беспредельности своего сознания, свободы человек божественен. Но свобода кладет границы, чуждые человеку - инобытие.

Постоянно говорил о логике истории. София правит историей. София распространяется на ход процесса, но не на исход. Необходимость - промысел. Божественной свободе не дано погубить творение. Нужно скрепить божественное всемогущество и тварную свободу в одно целое и тем согласить окончательно божественное и человеческое. В конце говорит о трагедии истории в силу люциферизма тварности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: