double arrow

Космоцентризм древнегреческой философии

Космоцентризм – это основной принцип древнегреческой философии т.к. главная проблема для философов: как устроен мир, каков мировой порядок.

Одна из главных философских школ в Древней Греции - «Милетская школа» (г. Милет).

Представители этой школы:

Фалес считал, что первоосновой мира считается вода (она могла сжижаться и разжижаться).

Анаксимандр был не согласен с Фалесом и считал, что в основе всего лежит материальное начало – апейрон. А его ученик Анаксимен – был с ним не согласен и считал, что в основе всего лежит воздух (с ним происходит тоже, что и Фалеса с водой).

Все трое искали начало в природе т.о. они тяготели к материальному объяснению природы. Они были стихийными материалистами и диалектиками.

Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии явлений мира, а также метод познания, который учит видеть мир во взаимосвязи противоположностей, составляющих единое целое.

Наиболее глубоко разработал диалектику древнегреческой философии Гераклит (VI – V в.в. до н.э.). «Мир не создан ни кем из Богов и ни кем из людей. Мир есть мерами возгорающий и мерами потухающий огонь». Он тоже искал начало в стихиях. «Все течет, все изменяется». «В одну и туже реку нельзя вступить дважды».

Развитие – это изменение, приводящее к появлению новых качеств. Развитие может быть эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным.

Демокрит жил в 460 – 370 г. (V – IV в.в. до н.э.). Был основателем атомистического материализма. Считал, что в основе мира лежат атом и пустота.

Атом (в переводе неделимая частица) Демокрита был больше похож на молекулу, при этом он считал, что атомы бывают разной формы, от этого зависит как выглядит то вещество, которое они составляют.

Все атомы находятся в постоянном движении.

Все выводы Демокрит делал умозрительно (теоретически). И рядом с гениальными догадками соседствовали наивные представления.

Взгляды Демокрита

Атомы вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, такие как звук, цвет, вкус и т.д. атомам не присущи, а существуют лишь условно, «не по природе самих вещей».

Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к их гибели.

Множество атомов, перемещаясь в разных направлениях иногда сталкиваются друг с другом, образуя «вихри атомов». Так происходит бесконечное множество «рождающихся и умирающих» миров, которые не сотворены богом, а возникают и уничтожаются естественным путем, по необходимости.

Демокрит отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. В теории познания он исходил из предположения, что от тел истекают, отделяются тонкие оболочки («идолы» - образы) вещей, воздействующие на органы чувств. Чувственное восприятие – основной источник познания, но оно дает лишь «темное» знание о предмете; над этим знанием возвышается другое – «светлое», более тонкое – знание посредством разума, ведущее к познанию сущности мира: атомов и пустоты. Этим Демокрит ставил проблему соотношения чувств и разума в познании.

Продолжателями атомистического материализма были Эпикур и Лукреций Кар.

Демокрит много рассуждал о сущности и предназначении человека. Демокрит считал, что человек не является пассивным продуктом природы. Активно подражая природе, человек создает свою новую природу, которым является человеческое общество. «От животных путем подражания мы научились важным делам».

В древнегреческой философии появляется также линия идеализма (II пол. –VI в.в. до н.з.). Одним из первых идеалистов был Пифагор. Он считал, что в основе мира лежит число. Число является одной из первых абстракций человеческого сознания. Предпочтение Пифагор отдавал единице.

Пифагор видел мир диалектически т.е. через противоположности.

В древней Греции существовала также школа Элеаты.

Главной проблемой было то, как мышление отражает бытие. Парменид первым вычленил понятие бытия. Он говорил, что бытие есть, а небытия нет. Бытие - это философская категория с наивысшей степенью обобщения.

Бытие

Материальная Идеальная действительность

действительность (все, что является плодом

человеческого сознания от

природная рукотворная фантазии до научных теорий)

действительность действительность

Парменид утверждал, что мышлением постигается единство, чувствами постигается множественность.

Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Существенную характеристику развития составляет время, т.к. всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность.

Зенон был автором апорий (рассказы о безвыходных ситуациях). Наиболее известные из них «О летящей стреле», «Ахиллес и черепаха».

«О летящей стреле» Зенон пытается показать противоречие, которое возникает при отражении мышлением процесса движения и ставит проблему соотношения прерывности и непрерывности.

В апории «Ахиллес и черепаха» Зенон ставит проблему о соотношении конечности и бесконечности.

В Древней Греции вV – IV в.в. до н.э. существовала школа софистов.

Софисты были первыми, кто стал брать плату за обучение красноречию и умению строить доказательства.

Протагор (один из софистов) говорил, что каждую вещь можно рассматривать двояко и с противоположных точек зрения.

«Человек есть мера всех вещей…».

Многие критиковали софистов за то, что они считали понятия добра, справедливости относительными.

Софисты внесли вклад в развитие диалектики мышления.

Софизмы – неправильные доводы, т.е. всякого рода уловки, замаскированные внешней, формальной правильностью.

Софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах софизмов.

Характерными приемами софистики являются:

- вырывание событий из их связи с другим;

- применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, одной исторической эпохи к событиям другой эпохи и т.д.

Соловьев писал: «Софистика есть безусловная самоуверенность человеческой личности, не признающей объективного содержания, но чувствующего возможность вместить в себя всякое такое содержание…

Таким образом, хотя в софистике имеем положительное радикальное освобождение личности, оно все-таки субъективно. Личность имеет положительное чувство силы, но лишена объективного содержания».

Одним из выдающихся философов Древней Греции был Сократ (470(69) – 399 г до н.э.).

Родился в семье камнетеса (резчика), мать была повивальной бабкой.

В юности Сократ посетил Дельфийский храм. Девиз, начертанный на храме, Сократ сделал своим девизом «Познай самого себя».

Сократу также принадлежат высказывания:

1) «Я знаю, что я ничего не знаю».

2) «Чем больше человек знает, тем больше он не знает».

Сократ очень высоко ценил знания. Он считал, что знания – это добродетель, добродушный человек ближе к счастью. Знание о добродетелях (мужество, мудрость справедливость, умеренность) не должны позволять человеку поступать плохо.

Сократ считается основателем рациональной этики.

Сократ основал свою школу, где главным методом был метод эвристической беседы. Сократ задавал вопросы своим ученикам, которые носили либо наводящие характеристики, либо это были вопросы от противного. В результате рождались споры, а в спорах рождалась истина.

Все приемы Сократа опирались на диалектику.

Платон – ученик Сократа (427(69) – 347 г до н.э.). В юности был человеком, увлеченным поэзией. Платон был первым философом, который стал записывать свои идеи в форме диалога.

Платон считал, что существует мир идей (эйдосов) и мир вещей, который является отражением мира идей. Следовательно, мир идей первичен, мир вещей вторичен. В этом воззрении Платона отражена диалектика общего и единичного.

Платон является основателем линии объективного идеализма в философии. Души приобретают знания в мире идей.

Платона также интересовали проблемы, связанные с развитием общества и государства. По мнению Платона, идеальным государством является монархия или аристократия, а самой худшей формой Платон считал демократию.

Платон был автором одной из первых утопий.

Общество должно быть основано на общественной собственности. Этим обществом должны управлять философы, а обществом должно брать на себя задачу воспитания детей, начиная с раннего возраста.

Утопия Платона носила коммунистический характер.

Платон основал школу под названием «Академия».

Одним из наиболее известных учеников этой школы был Аристотель (384 – 322 г до н.э.).

Был сыном лекаря при македонском дворе. В Афинах он встретился с Платоном и 10 лет проучился в его школе.

После этого он стал самостоятельным философом: «Платон мне друг, но истина мне дороже». Аристотель был учителем Александра Македонского.

Считал, что власть должна служить всему обществу.

Аристотель был человеком энциклопедических знаний. Он положил начало многим наукам: логике, этике (ввел этот термин), физике, зоологии. Внес вклад в развитие астрономии.

Аристотель считал,что существует некое первоначало,которое определяет развитие мира.При этом он утверждал,что сначала появляется вещь и лишь потом понятие об этой вещи. В этом расходились взгляды Аристотеля и Платона. Аристотель вводит парные понятия.Например,Материя и форма, где материя –пассивное начало,а форма –активное начало.Аристотель искал ответ на вопрос о происхождении жизни,считал,что все живое на Земле произошло из воды. По мнению Аристотеля человек отличается от других животных тем,что способен особым образом выражать свои эмоции –умеет смеяться. По определению Аристотеля, «человек – животное общественное» или «человек –существо политическое». Таким образом,он один из первых обратил внимание на наличие двух начал в человеке – биологического и социального.Современная наука говорит о человеке как о существе биосоциокультурном. Аристотель расмышлял об обществе и государстве.Лучшими формами государства считал,так же как и Платон, монархию, аристократию и политию.Ведущей формой собственности должна быть частная собственность.Опираться государство должно на семьи среднего достатка.Авторитет Аристотеля был очень высок вплоть до эпохи Возрождения.

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.

В 1У -111 веках до н.э. происходит распространение греческой культуры далеко за пределами Греции.В это же время происходит кризис греческих полисов (городов – государств),кризис общественных ценностей и обращение к ценностям индивидуальным.Это касается и философии,она приобретает индивидуалистический характер.Появляются следующие направления:

_Киники (циники)-отрицали общепринятые установки,в том числе нравственные.

-Скептики (скептицизм) – сомневались в общественных и личных ценностях.Все подвергали сомнению.

Стоики (стоицизм) –это течение появилось в Греции на основе материализма. Они считали. Ччто нужно в любой ситуации сохранять спокойствие и не передивать из-за различных общественных проблем, особенно в социально – политической сфере. Стоицизм получил равитие в Древнем Риме, но уже на основе идеализма. Появилосьь понятие «logos», как все проникающеее связующее начало, наподобии судьбы, все предопределяющее. Одним из девизов римских стоиков было высказывание: «Умей жеть достойно и умереть достойно».

Жить достойно – принимать жизнь такой как она есть и все спокойно воспринимать.

Умереть достойно – в некоторых ситуациях считалось возможным совершить самоубийство.

Но вскор появившееся Христианство, многое почерпнувшее из стоицизма, категорически отвергло возможность самоубийства.

«Если ты не можешь изменить обстоятельства, то измени свое отношение к ним».

Наиболее известными стоиками были:

Сенека – римский политик и мыслитель, воспитатель Нерона.

Марк Аврелий (II в. н.э.).

Эпикурейство – связано с именем гречесого мыслителя Эпикура (IV – III). Эпикур был последователем Демокрита и атомистического материализа. Эпикур развил теорию двихения атомов. А также учения о душе. Он считал, что душа состоит из атомов, поэтоиу жизнь одна и ее нужно прожить счастливо, с удаовльствием и с наслаждением. Эпикур различал удовольствия духовные и телесные. Высшим духовным наслаждением он считал дружбу. По поводу телесных удовольствий говорил, что все должно быть в меру. Чрезмерное удовольствие превращается в свою противоположность. С учением Эпикура связано понятие «гедонизм» (с греч. «гедо» - «наслаждение») – это нравственный прнцип, который призывает к наслаждению и избежанию горестей. В средние века эпикурерйство было под запретом т.к. господствовал аскетизм (отказ от удовольствий).

В Древнем Риме атомистический материализм получил отражение в поэме «О природе вещей» Лукреция Кара. В этой поэме отражено диалектико – материалистическое видение мира (т.е.е видение мира во взаимосвязи и развитии явлений).

В Древнем Риме шло развитие греческой философии. Особый вклад Рим внес в развитие права.

Вывод: Античная философия оказала большое влияние на дальнейшее развитие всей Европейской философии.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: