Лекция 4. Философия Древней Греции: милетская и эллейская школы, Гераклит и Демокрит.
1. Начала философии: милетская школа, Гераклит.
Представители милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины всего сущего – "архэ". Первым поставил вопрос об архэ Фалес Милетский (625–547 г до н.э.). По Фалесу–такой первопричиной является вода. Вода – это то из чего все проистекает, и все в неё возвращается. Безусловно, Фалес понимал, что вода обладает определённым и конечным набором свойств, мир же намного разнообразнее, поэтому предложил понимать под водой как основой мира некую вездесущую и абстрактную субстанцию, обобщив все многообразие мира в некое единство, тем самым совершив переворот в мировоззрении общества. Преемник Фалеса Анаксимандр (около 610 – 540 до н.э.) принял за первооснову сущего апейрон – неопределенную и бесконечную субстанцию: ее части изменяются, основание же остается неизменным. Она недоступна чувственному восприятию, но постижима с помощью разума. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Согласно Анаксимену (ок. 585 – 525 до н.э.) все вещи возникли из воздуха посредством его сгущения и разряжения. Можно сказать, что мыслители милетской школы были монистами и рассматривали в качестве первоначала конкретные явления природы
Гераклит (ок. 530 – 470 до н.э.) был наивным материалистом, продолжателем философии милетцев, хотя и отличавшимся от них тем, что для него было главным не то из чего единый мир сделан, а то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака мира, он выделил свойство – изменчивость, символом которой становится огонь – образ вечного движения. Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать? Получается, что ничего нет, все лишь становится. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, называемую вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны».
Демокритом (460-370 до н.э.) развивалась идея о том, что в основе бесконечного многообразия мира лежит бесконечное число элементов (атомов).
Атомы вечны, неизменны, не возникают и не уничтожаются, они способны двигаться самостоятельно. Атомы отделены друг от друга пустотой, которая по Демокриту является небытием. Соединения атомов образуют все многообразие природы, которое зависит от разных типов взаимодействий между атомами. Человек –отличается от других существ наличием души, состоящей из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.
Эллейская школа ставила перед собой цель объяснить единство и целостность мира без участия движения и какого-либо развития.
Ксенофан (около 565 – 473 до н.э.) основатель эллейской школы. стоял во главе скептиков (ничего нельзя знать достоверно)! Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость. Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно – Бог. Бог – это центр бытия, это само бытие, Единое, недвижимое. В центре учения Парменида (конец VII–VI в. до н.э.) – неизменная, непреходящая субстанция, неделимый огненный шар. Поскольку свободного пространства внутри мирового шара нет, движение в мире отсутствует, оно нам только кажется. Его система миропонимания основывается на следующих утверждениях: 1. Есть только бытие, небытия нет (поскольку все наши мысли – это мысли о существующем, несуществующее невозможно себе представить). 2. Если мы всё-таки представим себе небытие, то оно тем самым уже будет существовать, то есть будет бытием. Зенон Элейский (около 490–430 до н.э.) – ученик и последователь Парменида рассматривал пространство как сумму конечных отрезков (в рамках единого и неподвижного бытия) и противопоставляет ему бесконечную непрерывность времени. Его идеи сформулированы в т.н. апориях – логическо-диалектических загадках. Ахиллес никогда не догонит черепаху, так как она всякий раз будет проходить 1/10 пройденного им расстояния. Стрела, выпущенная из лука, в каждый момент времени неподвижна. Значит, сумма её положений в пространстве указывает на её абсолютную неподвижность.