Проблема гения

Кант делил мир на две части: мир природы и мир свободы. И видел между ними единственный соединяющий их мостик — искусство. Произведение искусства — это природа, но созданная по законам сво­боды. В этом плане произведение искусства выше природы и выше сво­боды, оно есть высочайший синтез, доступный человеку. Если в науке, в лице крупного или великого ученого, мы имеем дело с талантом, то в искусстве мы говорим о гении. «Ученый, — писал Артур Шопенгауэр, — это тот, кто много учился, гений — тот, от кого человечество научается, чему он ни у кого не учился». Талант можно развить, усовершенство­вать или потерять, но гением можно только родиться. Гений — это при­рода, действующая свободно. Гению не нужны правила или законы, он сам себе и закон, и правило, он устанавливает законы. Гений — высшая стадия развития человека, это просто совершенный человек, выражаю­щий в чистом виде человеческую природу.

Человек всегда пытается стать кем-то: ученым, художником, по­жарным, и только став по-настоящему кем-то, постигнув все тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой — человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: в люб­ви, красоте, сострадании. Собственно, это и есть признак гения. Суть человеческого самоосуществления - быть самобытным, ощущать себя человеком, а не просто и не только философом, или скульптором, или пожарным. Ибо человек, чем бы он ни занимался, выражает в своих деяниях свою человеческую природу, свою человеческую естествен­ность и в этом смысле — свою обыкновенность, не замутненную ника­кими исключительными отклонениями.

Но быть просто человеком очень трудно. Все стремятся к исключи­тельности, к тому, чтобы быть лучше других, больше знать, больше уметь, все чувствуют себя такими сложными и многогранными, что быть просто человеком, вероятно, может только гений.

Начиная с XIX века стали говорить о том, что гений и безумие на­ходится в близком соседстве. Обыватели так и считают гения безумцем, поскольку он говорит и утверждает то, чего еще никто не понимает. Но гений и сам постоянно находится на грани между безумием и нормой, поскольку все время «проходит над бездной», все время пытается по­нять и осветить то, что пока еще непонятно и недоступно обычному рассудку.

Согласно К. Юнгу, отношение между гением и безумием — это ложная проблема. Она возникла в силу того, что существуют два типа творчества — психологический и визионерский. Содержание психоло­гического типа творчества доступно обычному человеческому созна­нию: в его основе — жизненный опыт, страстные переживания, челове­ческая судьба. Изображаемые феномены силой художественной экс­прессии помещаются в самый центр читательского сознания. Ничто здесь не остается неясным, так речь идет о вечно повторяющихся скорбях и радостях людских, все убедительно объясняет себя из себя самого. Этот вид художественного творчества Юнг называет психологическим по той причине, что он всегда находится в границах психологически понятного.

Нужно, правда, различать гения и гениальность. Каждый чело­век, считал Н. Бердяев, гениален, а соединение гениальности и та­ланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ре­бенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких про­дуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правды жизни. Гениальность — это, прежде всего внутреннее творчество, превра­щение себя в человека, способного к любому конкретному виду творче­ства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: