double arrow

Мировоззрение. Философия как мировоззрение

Философия, будучи онтологией, гносеологией и т.д. является, вместе с тем, одним из видов мировоззрения. Что такое мировоззрение? В философской литературе можно встретиться с различными определениями понятия мировоззрения. Мы предлагаем следующее определение этого понятия. Мировоззрение есть совокупность самых общих принципов и оснований, которыми руководствуются люди в своей практической и теоретической деятельности.

Необходимо иметь в виду, что формирование мировоззрения представляет собойчрезвычайно сложный процесс, в котором участвует множество разных факторов. В истории социальной мысли предпринимались попытки свести этот процесс исключительно к классовым моментам. Конечно, классовая принадлежность оказывает существенное, а в некоторых случаях и определяющее влияние на формирование мировоззренческих взглядов, но было бы неправильно абсолютизировать его. На выработку мировоззрения сильное влияние оказывают, например, национальный, религиозный, возрастной, географический и другие факторы.

Несмотря на широкое употребление этого понятия в философии и науке, его истинное значение остается предметом жарких теоретических споров. Не вдаваясь в существо и, тем более, в детали этих споров, заметим лишь, что мировоззрение рассматривается то как некая самостоятельная форма общественного сознания, наряду, скажем, с политическим, правовым, религиозным, философским сознанием, то просто отождествляется с какой-либо формой общественного сознания или с общественным сознанием в целом. Например, говорят о политическом, юридическом, религиозном, научном, философском мировоззрении или о мировоззрении целых обществ, наций, классов, исторических эпох, стадий, формаций и т.д., сводя его к некоторому концентрированному выражению общественного сознания в целом.

Отождествление мировоззрения с той или иной формой общественного сознания, как и общественного сознания в целом, на наш взгляд, просто неправомерно. Оно стирает различия между неодинаковыми по своему значению понятиями. Можно ли, скажем, поставить знак равенства между религией и мировоззрением? Безусловно, религия в силу своей специфики несет на себе мировоззренческие функции, но она не сводится к мировоззрению. Мировоззрению, например, не свойственны религиозные таинства и обряды, составляющие наиболее существенную сторону религии. Своеобразно объясняя мир, то есть выполняя некоторые мировоззренческие функции, религия вовсе не сводится к этому объяснению или, лучше сказать, представлению о мире. Религия исходит из веры, а не из объяснения.

В сложной структуре мировоззрения довольно явственно просматриваются два этажа, обусловленные соответствующими ступенями познавательной деятельности человека: чувственно-созерцательный (миросозерцание) и понятийный, или умопостигаемый (миропонимание). Миросозерцание и миропонимание в своей совокупности и составляют мировоззрение. Миросозерцание есть самое первое и непосредственное (т.е. без посредства специально предпринимаемых размышлений и умозаключений) отражение окружающего мира с помощью различных органов чувств. В качестве своих составляющих оно включает в себя мироощущение, мировосприятие и миропредставление.

В общем и целом окружающий мир ощущается людьми более или менее схоже, что и подтверждается многочисленными физиологическими и психологическими опытами, проведенными в различное время и среди различных народов. Но те же опыты показали, что мироощущение и мировосприятие людей, даже находящихся в одинаковы условиях, существенно различаются, а амплитуда этих различий иногда достигает значительных колебаний. Это различие обусловлено физиологическими, расовыми, национальными, природными, половыми, возрастными, классовыми, культурными и многими другими особенностями. Немалую роль в этом играют и генетические характеристики человека, его «предрасположенность» к специфическому восприятию мира. Одни и те же картины мира вызывают у различных людей неодинаковые, а иногда и прямо противоположные чувства и ассоциации. Одни от созерцания этих картин приходят в необычайный восторг, другие же, наоборот, впадают в глубокую печаль, ими овладевают необъяснимые чувства уныния или страха. Особенно остро воспринимают и ощущают внешний мир, его беспредельность, вечность, необычность красок, звуков, запахов и т.п. люди по природе впечатлительные, так называемые художественные натуры. Если «лирик» созерцает, скажем, звездное ночное небо с удивлением и трепетом, то «физик», глядя в небо, может быть равнодушным и совершенно спокойным.

Отдельные фрагменты ощущений и восприятия окружающего мира, полученные в различное время, надолго, а иногда и на всю жизнь, запечатлеваются в памяти человека и с помощью воображения определенным образом объединяются, синтезируются в некоторый целостный образ, в комплексное представление о мире в целом, в том числе и невидимой его части, а иногда и вообще о несуществующем сказочном мире, мире чудес и всевозможных таинств.

Представление о мире, возникающее у человека под влиянием непосредственного созерцания лишь отдельных «видимых» и «слышимых» его частей дополняется и достраивается с помощью фантазии и воображения и в таком целостном виде оказывает обратное влияние на мироощущение и мировосприятие, формируя их в «заданном ключе». В миропредставлении наряду с подлинными реалиями окружающего мира всегда присутствует элемент несуществующего, нереального, гипотетического.

Миросозерцание органически возводит человека на более высокую ступень мировоззрения, на теоретический и объяснительный уровень, уровень миропонимания. Если миросозерцание основывается на чувствах, то миропонимание опирается на разум. Добытый на основе органов чувств миросозерцательный материал перерабатывается затем с помощью понятий и умозаключений в некоторую умозрительную конструкцию, как бы просвечивается разумом, очищается от несущественных моментов, индивидуальных модификаций, становится более общим.

Результат этой переработки и будет составлять основу миропонимания. Сам процесс такой переработки испытывает сильнейшее влияние со стороны господствующих в данное время и в данном народе религиозных и философских взглядов, что, в конечном счете, определяет уровень мировоззрения каждого отдельного человека. В выработке мировоззренческих установок, разумеется, принимают участие и все другие формы общественного сознания: политическая идеология, правосознание, моральные принципы и нормы. Не меньшее воздействие этот процесс испытывает со стороны наук и жизненного опыта народа.

Известное воздействие на характер миропонимания оказывает принадлежность субъекта к тому или иному классу. Выработанные идеологами определенные мировоззренческие стереотипы и классовые идеологические клише вызывают и своеобразное отношение представителя того или иного класса к миру в целом.

Несмотря на огромное разнообразие мировоззренческих установок, обусловленных многообразием субъектов мировоззрения (отдельных личностей, профессиональных групп, классов, наций и народов, различных общественных систем и т.д.) в данную историческую эпоху господствующими оказываются некоторые общие для всех мировоззренческие принципы и формы выражения самого мировоззрения. Даже самое беглое обращение к истории мировоззренческих взглядов, которых придерживалось человечество в ходе своего развития, показывает, что происходит смена мировоззренческих форм и установок через относительно продолжительный исторический промежуток времени.

В истории мировоззренческих взглядов более или менее четко прослеживаются по крайней мере три господствующих формы мировоззрения, обусловленные определенными историческими условиями, характером и уровнем знаний о мире, спецификой хозяйственной деятельности и образом жизни: мифологическая, религиозная и философско-научная.

Первым (по времени возникновения) является мифологическое мировоззрение. Преобладающую роль в нем играют мироощущения, чувственные представления о явлениях природы и общественной жизни. Собственно говоря, сам миф есть ни что иное, как особый вид мироощущения, отображения мира с помощью чувственных форм познания и, в первую очередь, представления. Древние мифы — это продукты народной фантазии, занимательные сказания, в которых наряду с вымыслом содержатся зачатки научных знаний, нравственные и религиозные представления о мире. Миф, часто в художественной форме, рассказывает о происхождении и сущности мира, гармонии и хаосе в природе, космосе и человеке, прошлом и будущем общественной жизни. С помощью мифа делается попытка объяснить мировые явления, указать на причину их происхождения, хотя подобное объяснение вряд ли можно отнести к причинному объяснению, поскольку в нем отсутствует рациональный, причинно-следственный анализ мировых событий и процессов. Указание на причину здесь условно и вспомогательно. Оно связано с особым приемом олицетворения происходящих событий, с попыткой успокоить чувства и разум древнего человека хотя и вымышленным, но понятным, благодаря образности и наглядности, путем. В мифе причина отождествляется со следствием: тот, кто производит явления, сам является этим явлением. Например, по греческой мифологии громом управляет отец богов и людей Зевс. Вместе с тем Зевс олицетворяет и сами эти небесные явления — гром и молнию. Афина — это не только богиня неба, покровительница наук и мудрости, но и самое небо и мудрость в виде живого и реального существа. Мифология объясняла мир, вернее, рассказывала о мире («миф» — в переводе с греческого означает «рассказ»), используя живые образы богов и людей, их естественные желания и стремления, понятные всякому.

Другим видом мировоззрения является религия. Религия и миф тесным образом переплетены: элементы иносказательности, олицетворения, образности, характерные для мифологии, органически вплетены в религиозную структуру мировоззрения, и, наоборот, чисто религиозные компоненты входят в содержание мифа. Но религия и миф — не одно и то же, а религиозное мировоззрение существенно отличается от мировоззрения мифологического. Больше того, в иных случаях религиозное мировоззрение может быть враждебно мифологии, исключающим и высмеивающим всякое мифологическое объяснение мироздания, человека и человечества. Почти во всех развитых религиозных системах попытки объяснить мир с помощью мифа расценивались как примитивное и грубое вторжение в сферу таинственного и сверхъестественного, а склонность отдельных верующих к языческим представлениям о мире объявляется тяжким грехом.

Чем же отличается религиозное мировоззрение от мифологического? Мифология есть такой вид мировоззрения, в котором ведущую роль играют не верхние этажи мировоззрения — миропонятия и миросуждения, не понятийно-логическое, а чувственно-волевое мироощущение и мировосприятие. «В мифе чувства преобладают над интеллектом, эмоции — над мыслью, волевые импульсы — над познанием»[1]. Что касается религиозного мировоззрения, то оно, сохраняя чувственные, эмоциональные моменты, присущие мифу, опирается не столько на чувства, как таковые, а руководствуется достаточно подробно разработанной рациональной системой со множеством специальных понятий весьма отвлеченного, абстрактного порядка. Например, Бог в христианской религии наделяется целым рядом отвлеченных атрибутов (вездесущность, абсолютность, бесконечность во времени и пространстве, неделимость и т.д.), понимание которых требует большого умственного напряжения и связано со множеством рациональных операций, логических силлогизмов и тончайших выводов, построенных с помощью специальных приемов.

Мифология как вид мировоззрения для объяснения — рассказа о мировых явлениях и процессах, космических событиях и их последствиях прибегает к олицетворению, отождествляя причину со следствием, естественный мир со сверхъестественным. Религия же выступает решительной противницей всякого олицетворения для объяснения мировых событий, она не обращается к образам героев-богатырей, фантастических животных и птиц, как это делает мифология, а объясняет их божественным промыслом.

Для религии образы выступают, в лучшем случае, как некие символы, за которыми скрывается непознаваемая, сверхъестественная реальность.

Особой формой мировоззрения является философское мировоззрение. Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, сознательно выделяет мировоззренческие вопросы, соответствующим образом их формулирует и пытается ответить на них с помощью специально разработанных понятий (категорий), принципов и теоретических положений, подкрепляя их логической аргументацией, опираясь на всю сумму имеющихся знаний о мире, жизненную практику и опыт. Если мифология в своих представлениях о мире главный упор делает на образно-чувственное познание окружающего мира и самого человека, если религия для понимания мира опирается главным образом на веру, то философия пользуется исключительно методами теоретизирования, она представляет собой систему теоретических взглядов на мир, человека, общество. Философское мировоззрение — сугубо теоретическое. В этом отношении философия ничем не отличается от других чисто теоретических наук: как и любая другая, она оперирует специальными понятиями, выдвигает гипотезы, формулирует теоретические постулаты и принципы, стремится к теоретическим обобщениям, высказывает прогнозы.

Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, возникает не стихийно, не путем спонтанного, непредсказуемого процесса, а сознательно, как специально разрабатываемое учение о мире, критическое его осмысление в рамках строго ло­гического теоретизирования. Оно не есть порождение народной фантазии или массовой веры в наличие сверхъестественной силы и божественных эманации, а является плодом размышлений отдельных любителей мудрости — философов.

Далее, для теоретического осмысления мира философия разрабатывает и использует специальные методы, с помощью которых стремится раскрыть тайны мироздания и внутреннего мира человека, ищет рациональные пути отыскания истины, то есть соответствия человеческих знаний реальной действительности. Любые философские построения, так или иначе, направлены к правильному, истинному пониманию указанных проблем. Можно говорить об ошибочности или ложности тех или других философских взглядов, находить в них теоретические ошибки или даже нелепости, но нельзя подозревать авторов философских новаций в стремлении сознательно извратить или исказить истину, умышленно строить ложную философскую теорию.

К числу особенностей философского мировоззрения следует отнести и стремление подвергнуть критическому анализу возможность и способность человеческого разума адекватно отобразить окружающий мир. Ни религия, ни мифология такой задачи перед собой не ставят. Философия же пытается выяснить природу человеческого познания, определить структуру и способность познавательных форм, с помощью которых приобретаются знания о мире, а также способы проверки его достоверности. Этот теоретико-познавательный аспект философского мировоззрения не поддается ни образно-мифологическому, ни религиозному освещению, а только может быть подвергнут анализу с помощью чисто философских приемов.

Перемена мировоззренческих установок и активная деятельность по их практическому воплощению в жизнь непосредственным образом сказывается на течении индивидуальной и общественной жизни людей. В обществе всегда существует возможность появления внешне привлекательных, но ложных в своей основе мировоззренческих принципов, способных свернуть исторический процесс, процесс созидания жизни с его естественного пути. Таким образом, даже ложное мировоззрение обладает потенциальной возможностью преобразовывать жизнь, заводить ее в тупиковые ситуации.

Разумеется, подразделение мировоззрения на мифологическое, религиозное и философское носит условный, относительный характер. Это делается, с одной стороны, для более глубокого понимания мировоззрения, а с другой, чтобы выделить господствующую при данных обстоятельствах форму мировоззрения как преобладающую тенденцию в эволюции мировоззренческих взглядов. В реальной же действительности не бывает чисто философского, религиозного или мифологического мировоззрения. Даже у самых передовых людей, получивших философское или религиозное образование и воспитание, нет чисто философского или чисто религиозного мировоззрения.

Мировоззрение есть процесс, протекающий с различной скоростью и в различных формах. В течение жизни одного человека нередко происходит неоднократная смена мировоззренческих установок. На характер мировоззрения влияют многие факторы, в том числе и возрастные особенности. В детстве, например, преобладает мифологическое миросозерцание, в зрелом возрасте — рациональные мировоззренческие установки, в старости часто происходит переосмысление основополагающих принципов, появляется склонность к религиозному объяснению смысла жизни и бытия. То же самое можно сказать о мировоззрении наций, классов, больших и малых социальных групп и общества в целом. Исторические примеры свидетельствуют, что в считанные годы и даже месяцы и дни полностью сменялась мировоззренческая картина, наступал мировоззренческий перелом, переоценка мировоззренческих ценностей у большинства членов общества. Конечно, смена мировоззрения подготавливается заранее, постепенно; процессы, приводящие к смене, могут идти подспудно, незаметно, подтачивая старые мировоззренческие устои и возводя основание, на котором возникает новое мировоззрение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: