Предметом курса являются фундаментальные принципы и законы диалектики и диалектического мышления в применении к объектамсоциальной природы, таких как общество, организация, коллектив, цепочек.
В курсе даются представления о сферах менеджмента, где с высокой эффективностью может использоваться и используется логика диалектического мышления. Это управление поведением персонала, управление конфликтами, развитие личности, управление проектами, управление организационными изменениями, применение сил, исходящих от роли, власти, специализации, личности, управление структурными изменениями в организации и другое. Освоение курса заключается в развитии диалектического мышления, удерживающего целое в противоположностях, из которых, как будет доказано, «состоит» целое во всех перечисленных сферах.
Материал курса основан на фундаментальных и оригинальных исследованиях современного и древнейшего знания о законах естественного мира.
Курс ориентирован на студентов, стремящихся понять и освоить фундаментальные принципы и закономерности развития естественных процессов, научиться управлять такими процессами организациях на основе философии и моделей диалектической логики, научиться понимать естественное как целое в совокупности объективных закономерностей.
|
|
Авторы этого курса как бы обращаются к тем, кого <видят» перед собой:
• рассуждающих менеджеров
• консультантов в области менеджмента и организационного управления
• любознательных исследователей жизни
• самих себя.
В упрощенном варианте этот учебный материал может быть освоен любыми студентами.
Курс последовательно излагается в трех разделах по принципу «от простого к сложному».
В первом разделе даются идеи, примеры и понятия, помогающие освоить начальные, простейшие конструкции мышления, из которых выстраивается диалектическая логика. Здесь обсуждаются такие понятия, как целое, структура целого, гармония, полнота целого, изменчивость, пространство состояний любого изменяющегося целого, причинность явлений и событий, уровни причинности, предел изменчивости, диалектика, уместность событий и явлений. Все это — простейшие «кирпичи» диалектического мышления. Поняв их, можно понять законы изменчивости мира.
Во втором разделе вводятся представления о диалектических законах действительности как законах изменчивости и развития. дается представление о линейной и структурной изменчивости. Обсуждаются вопросы о цикличности перемен и развития, о пути развития, о предопределенности событий и вариантах выбора пути, о периодах действия причин и проявления следствий.
|
|
В третьем разделе на основании исследованных свойств действительности выстраиваются диалектические модели мышления, которые можно использовать для анализа многих событий в жизни, менеджменте и в обучении. Приводится несколько видов моделей, отличающихся глубиной понимания действительности. Рассматриваются примеры воплощения диалектической логики в основном в социальной сфере действительности. Это наиболее практичная часть курса, где студенту предлагается испытать свои ментальные модели на реальных процессах в жизни людей.
Освоение курса предполагает выполнение рабочих заданий (заданий внутри курса по тексту излагаемого материала, как бы заданий «для себя») и контрольных заданий (заданий в дополнение к тексту курса, заданий как бы «для преподавателя»). Заданий первого типа очень много. Это в основном вопросы по тексту. Мы исходим из того же принципа, который провозгласил известнейший философ ХХ века Мартин Хайдеггер: «Вопрошание прокладывание пути». Заданий второго типа три, по одному в каждом разделе курса.
Если попытаться выразить главную идею курса, которую можно было бы представить как эпиграф к нему, то, по мнению авторов, это было бы такое пожелание студенту:
«Осуществляй то, чего еще нет, управляй тем,
что еще не противится. То, что находится в равновесии,
легко удержать, то, что еще не определилось,
легко принимает любую форму».
Лао цзы