Взгляды па понятие о диалектике

Разговор двух искателей истины, который приведен в начале раздела, можно рассматривать как пример диалектики. В древности способ общения, в результате которого люди стремились открыть истину, назывался беседой, то есть диалектикой (греч. dialegomai— беседую). Сегодня термин «беседа» чрезмерно размыт. Для нас беседа в обыденном смысле — это просто мирный разговор людей. Но попытаемся исследовать беседу в том, диалектическом смысле который, возможно, «вкладывали» в этот термин люди в далекой и мудрой древности. Сделаем это просто, без научных гипотез и предположений.

Первый признак правильной беседы — это поиск истины. Желание беседующих найти истину — центральное отличие такого общения, например, от диалога, когда люди просто обмениваются мнениями по какому-то вопросу (греч. dialogos – разговор, обмен мнениями).

Другой отличительный признак беседы как диалектики состоит в том, что мнения беседующих не совпадают, а отличаются друг от друга. Различие представлений о предмете беседы — это тоже важно. В отсутствии такого различия беседа исчезает. Наверное, она превращается в диалог или в монолог.

Следующий отличительный признак беседы как диалектики состоит в том, что она происходит вокруг одного и того же предмета. Смена предмета исследования означает смену беседы. Стало быть, беседа в диалектическом смысле — это удерживание целого при различных мнениях о нем.

Наконец, беседа предполагает непрерывное движение смыслов «вокруг» предмета. Это движение можно представить как непрекращающуюся развертку, развитие противоположных представлений о предмете.

Теперь соединим все признаки «диалектической» беседы, но с новыми акцентами: диалектикаэто такая беседа, которая

• нацелена на постижение истины некоторого предмета;

• состоит из представлений о противоположных гранях этого предмета;

• выстраивается вокруг предмета как целого;

• непрерывно движется;

• развивается в новых представлениях о предмете.

Сегодня в словарях, справочниках, статьях, учебниках и монографиях можно найти много различных толкований диалектики. Для полноты картины об этом непростом понятии полезно привести некоторые из них.

Диалектика наука о самых общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектикапроцесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости.

Диалектикатеория и метод познания явлений действительности в их развитии и само движении.

Диалектикаметод познания действительности в ее противоречии, целостности и развитии.

Эти определения показывают нам естественное изменение понятия: от беседы, до науки, от процесса, до метода. Заметим, что это движение в смыслах одного и того же понятия тоже проявление диалектики.

Помня о заблуждениях обыденной логики, будем иметь в виду, что ни одно из определений нельзя отбросить, как ложное, а стоит попытаться найти в них что-либо общее. А общее в них следующее.

§ Предметом диалектики является «действительное», то есть то, что действует и проявляется. Говорят, это природа. Будем понимать это так: диалектика относится к тому, что естественно, к естественному в природе. В широком смысле эго все, что происходит в мире. Неестественным принято считать то, что придумывает человек. Но при внимательном взгляде можно обнаружить, что и его творения, в том числе и самые необычные, проявления одной и той же неведомой нам до конца природы. Мышление - это тоже естественное. Естественное здесь это

§ В естественном диалектика выделяет процессы. Если говорить точно, то в центре сферы этого понятия — изменчивость и свойства изменчивости. Изменчивость может быть выражена как движение, как процесс или как-то иначе, но во всем этом главное изменчивость свойств, состояний естественного

§ Диалектикой называют законы изменчивости естественного и отражение этих законов в нашем сознании. В первом случае диалектика образуется из сведений о законах, которым подчиняется изменчивость в естественном мире, во втором — из сведений об этих сведениях. Первые дают представление о том, как происходят изменения в естественном мире. Вторые сведения дают представления о том, как это знание применять к пониманию мира, это метод познания естественного. Мы будем говорить и о том, и о другом, стремясь тотчас же превращать знания о естественном в способы мышления и понимания действительности.

§ Диалектика как метод познания признаёт различия в естественном и Выстраивается на поиске их единства. С позиции• этой древней науки естественное существует в многообразии своих свойств. В наиболее конструктивной и «жесткой» трактовке многообразие различных свойств естественного рассматривается ею как многообразие противоположностей. диалектика рассматривает естественное как целое в противоположностях.

§ Диалектика как метод познания основывается на представлении о том, что изменчивость естественного мира есть свидетельство его развития, непрерывного обновления бесконечного разнообразия свойств естественного мира. Следовательно, законы изменчивости естественного мира есть законы его развития в противоположностях.

Просматривая эти суждения о диалектике, может возникнуть впечатление о ней как о некоторой общей технологии понимания действительности. В этом впечатлении есть опасность такого рода: «общее значит весьма отвлеченное от конкретного». На самом деле уже в этих определениях понятия диалектики состоялось чрезвычайно конкретное конструирование отношения к действительности. Приняв их, мы уже совершили выбор. Мы как бы согласились утверждать о мире, по крайней мере, следующее:

• в основе существования мира лежит проходящая через него полярность, антиподы которой столь же противоположны друг другу, сколь и тяготеют друг к другу;

• мир существует в виде непрерывного движения, которое проявляется как изменчивость в отношениях между полярностями в каждом его состоянии;

• движение как взаимодействие между полярностями подчиняется определенным законам («отрицанию отрицания» как инверсии соотношения между полярностями, «ритма» и другим)

• совместное действие этих (диалектических) закономерностей приводит к развитию мира как изменению его качества.

Это очень конструктивно, это весьма «жесткая» позиция в отношении к миру. дальше мы попытаемся всего лишь удержаться и исчерпать эту точку зрения на мир и на мысль о нем. Это позволит избавиться от заблуждений обыденной логики и, возможно, увидеть мир более красивым, себя — более уместным в нем, а людей более близкими. При этом мы будем помнить что приобретем заблуждения иного рода (диалектика верна). И это естественно, так как «функции нашего разума познать истину посредством заблуждения».

Р. Тагор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: