Принцип полярности в природе

Фундаментальные основания диалектической логики

Наша многострадальная планета Земля — это шар с двумя полюсами, северным и южным. Чем же они отличаются друг от друга? Как будто бы ничем: и там и там — снег и лед, скудная жизнь. Но, чтобы попасть с одного полюса на другой, придется пройти через экватор, где совсем иной климат
жарко, джунгли, богатый мир животных. Таков наш мир он имеет две малопригодные для жизни области и весьма благоприятную область между ними. Итак, заметим полярности и что-то между ними.

Другой пример. Врач, измеряя температуру больного, отлично знает, что если она около 34°С или около 43°С, то пациент близок к смерти. А вот если температура ОКОЛО 3б,6°С, то тогда все нормально. Получается так, что в температурном поле для человека существуют два предельных состояния, за которыми небытие, а между ними — жизнь.

Другие примеры покажут то же самое — пределы изменчивости в любом естественном процессе. Какой же из пределов является истинным, правильным, хорошим? для объяснения этого явления бивалентная логика бессильна, так как все состояния одного и того же процесса не хороши и не плохи; не правильны и не ошибочны, они есть и все они истинны.

Вот тс главный признак логики — содержать в себе противоположности равноистинными — основа диалектического мышления. Логику, основанную на этом принципе, дальше мы будем называть диалектической. Правильно также назвать ее биполярной, поскольку единицей смысла в ней, обладающей истиной, является пара полюсов как границ изменчивости естественного процесса.

Философскую основу для диалектической логики люди создали несколько тысяч лет назад. История «утверждает», что корни ее находятся в древнем Китае, хотя никто этого точно не знает. Если опираться на ее древний (китайский) вариант, как наиболее полно и явно представленный нам, современным исследователям, то следует сказать, что полярности как некоторые границы изменчивости в любом естественном процессе обозначались в ней как «Ян» и «Инь».

«Ян» и «Инь» - состояния было принято толковать широко. «Ян» — это, например, импульс для начала развития, творчество для проявления силы, затрата сил, активность, сила, мужское начало в каком-то процессе и так далее. «Инь» - состояние — поглощение импульса, исполнение, слабость, накопление сил, пассивность, женское начало и т. д. С помощью такого толкования полярных свойств состояний любого естественного процесса можно понять многие особенности естественной изменчивости.

Во-первых, «Ян» и «Инь» — это противоположности, но не такие, как «Да» и «Нет». Они дополняют друг друга и отдельно существовать не могут. Ни одна из них не лучше и не хуже другой, как нёльзя сказать, что неистовая жара лучше, чем лютый холод.

Во-вторых, они взаимозависимы: если в некотором состоянии больше свойств «Ян», то меньше свойства «Инь»; если больше силы, то меньше слабости; если больше активности, то меньше пассивности; если больше старости, то меньше молодости и так далее. Согласно этой логике, в любом естественном процессе никогда не бывает проявлено только одно свойство. При свойстве «Ян» всегда есть доля свойства «Инь», и наоборот. Так, обычный человек всегда обладает свойствами, находящимися между полюсами, например, такими как «сила» и «слабость».

В третьих, действительное свойство или, можно сказать, состояние любого естественного процесса — это не сумма «Ян» и «Инь», а синтез – нечто третье, иное, чем полюса. Это совместное проявление противоположных свойств. В качестве примера такого синтеза можно привести химические элементы и соединения. Так, натрий — в чистом виде весьма активное и опасное для человека вещество. То же самое можно сказать и о хлоре — ядовитом газе. Если же эти вещества соединить в определенных пропорциях, то получится поваренная соль — весьма безопасное и даже полезное соединение. То есть результат синтеза натрия и хлора не похож по свойствам ни на один из элементов. Можно привести и другие примеры, которые продемонстрируют то, что принцип «да» «Нет» в природе не действует, а действует иной принцип, принцип «треугольника», когда все три состояния некоторого явления истинны. Эти три состояния таковы: полюс А (свойство «Ян»), полюс Б (свойство «Инь») и их синтез.

Такой взгляд на естественные процессы весьма диалектичен. Здесь на каждое состояние, процесса не распространяются такие понятия, как «хорошо» или «плохо», поскольку, например, затрата сил и их накопление нужны и полезны в одинаковой мере. Оригинал не лучше и отражения — они просто есть.

При этом, если любое из крайних свойств существенно преобладает, то процесс оказывается как бы в опасной области своих свойств или состояний. Вспомним хотя бы пример с температурой человека. Можно найти и другие примеры для подтверждения этого правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: