Найти пределы или границы изменчивости для некоторого важного для человека процесса — это значит найти объяснение очень многих его последствий. Попытайтесь определить и в каких-нибудь понятиях выразить пределы для следующих процессов:
- Изменение отношений между людьми;
- Изменение убежденности человека в своей правоте;
- Изменение «объема» знаний человека
- Изменение угрозы;
- Изменение климата или культуры в организации;
- Изменение экономических отношений между людьми и предприятиями;
- Изменение стиля управления персоналом;
- Изменение карьеры;
- Изменение погоды;
- Изменение авторитета;
- Изменение размеров организации.
Если позволить себе говорить образно, то получится так: «От любви до ненависти — один шаг»; «Тот, кто считает себя правым, не может стать лучше»; «Знания умножают скорбь»; «Истинный воин не воинственен, умеющий сражаться — не жесток» и т. д. И все же полезно построить представление о действительных границах упомянутых изменений.
То обстоятельство, что любой процесс, доведенный до предела, оборачивается своей противоположностью, нашло меткое определение в народе: «Нет худа без добра». С диалектических позиций верно и обратное утверждение: «Нет доброго без худого».
|
|
Об этом красиво сказано у Марины Цветаевой: «Руки, которые не нужны Милому, служат — Миру».
Идея предельности наиболее ярко представлена в одном из центральных символов многих восточных школ философской мысли — в символе «Тай цзы».
В этом знаке выражено несколько идей. Вот некоторые из них: идея о двойственности проявленного мира — это выражается черным и белым цветами двух полярностей
идея о взаимодействии полярностей — они связаны друг с другом идея о происхождении одной полярности естественного целого из другой — - новое свойство начинается там, где противоположного свойства «много»
• идея о предельности свойств - в каждой полярности всегда остается «частица» противоположного свойства
Идея о том что во всякой изменчивости -есть, некоторый предел, лежит в основе объяснения не только видимых, проявленных для человеческого наблюдения процессов. Наиболее полное выражение она находит в объяснении происхождения Вселенной.
Древние китайские философы представляли это так: вначале было Дао — как некоторая идея Вселенной, как ее непроявленное состояние, как «сон мира», как какое-то начальное Целое, содержащее в себе в свернутом виде противоположности. Противоположности «рождаются» из Дао и порождают новые противоположности. «Дао порождает Одно, Одно порождает. Два, Два порождает Три, Три порождает всю тьму вещей». Этот процесс приводит к разнообразию того мира, который мы наблюдаем. Развиваясь таким образом, Вселенная достигает предела своего разнообразия, предела усложнения, а затем свертывается обратно, возвращаясь к Дао. В этом смысле Дао — это предельная философская категория, дальше которой человеческое сознание и объяснение мира не проникают. «Человек следует велениям Земли, Земля следует велениям Неба, Небо следует велениям Дао, Дао следует само по себе».
|
|
Концепция происхождения Вселенной из некоторого свернутого, непроявленного состояния — не только восточная идея. Ее след можно обнаружить и в христианском учении, и в учении древних инков, и в учении древних египтян, и в трактовках современных физиков идеи «Большого взрыва». Но мудрость востока наиболее явно выражает связанное с этой концепцией понятие «Великого предела».
«Перемены имеют Великий Предел».
Учение о пределах одно из основных в диалектической логике. Принять эту идею и руководствоваться ею в обыденном мышлении — означает избавить себя от многих крайностей, которые возникают, когда человек пытается преодолеть «великий предел», устремляясь к своим желаниям. Это учение приводит к пониманию, что «лучшее— враг хорошего», что « всякому терпению есть предел», что «сколько веревочке ни виться, а конец будет», что лучше вовремя сесть в «синий троллейбус», «Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье», как поется в песне Б.Окуджавы.
В теории и практике управления конфликтами известна концепция, которая отражает возможные исходы конфликта (концепция Бертинаско). Согласно этой концепции, исход поведения конфликтующих сторон определяется тем, в какой мере каждая из сторон он соглашается с интересами