Исторический процесс - поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлении социальных структур, политических систем и духовной жизни. Философия истории - это попытка осмысления сути диалектики исторического развития общества, его идеалов и целей, это философско-исторический анализ общества.
Эта проблема волновала мыслителей античности Геродота, Фукидида. Начало философии истории в Европе заложил Августин в своем труде «О граде Божьем». Он указал, что началом исторического процесса стало сотворение богом человеческой личности, а сам исторический процесс есть длительный процесс спасения человечества и обретения им единства с Богом. Эта концепция господствовала в европейской философии до конца 18 в. Как светскую науку, философию истории сформировал в 18-19 вв. Вольтер. Он освещал исторический процесс не хронологически, а осмысливал ход событий философски. Немецкий философ Гердер в труде «Идеи философии истории человечества» дал панораму всей мировой истории.
Большой вклад в развитие этой темы внес Гегель, который утверждал, что всемирная история направляется с Востока на Запад, философии истории у него направлена к прошлому и будущему. В России этой проблемой занимались такие философы и историки как Н.Карев, В.Хвостов, В.Герье. В 20 в. развивалось марксистское понимание истории, разрабатывались концепции «технологического» детерминизма, культурологические и цивилизованные подходы к историческому социальному развитию.
Функции философии истории:
Гносеологическая - познаются закономерности и содержание развития человеческой истории.
Методологическая - философия истории изучает принципы и методы философско-социологического анализа развития общества.
Мировоззренческая - формирует понимание сущности и смысла истории человечества.
Теоретическая - удовлетворяет потребность в концептуальном осмыслении исторического процесса.
Практическая - дает научное объяснение исторических фактов, систематизирует их, внедряет теоретические знания в практическую жизнь.
Прогностическая - способствует пониманию перспектив человечества.
Первые попытки определить проблемы философии истории сделал Гердер. Основной вопрос: «Откуда мы и куда идем?». Значительный вклад в конкретизацию этих проблем внес Э.Бернгейм. Постепенно проблематика философии истории конкретизировалась и свелась к следующему:
■ Предмет и проблематика философии истории, как науки. Источники и логика развития человеческой истории.
■ Эволюция социальных форм, многообразие истории.
■ Многомерность социального бытия и действие общих законов.
■ Особенности развития социальных систем.
■ Проблемы социального детерминизма и прогресса.
■ Периодизация и хронология истории.
■ Специфика исторического пространства и времени.
■ Принципы реконструкции исторического прошлого.
■ Объективное и субъективное в общественном развитии.
■ Перспективы всемирной истории и цивилизации.
■ Культура и социальная эволюция.
■ Взаимодействие человека и истории, роль личности.
В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: одни рассматривали историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности, другие - видели определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом - это точка зрения большинства. Среди подходов к истории как внутренне логическому и закономерному процессу наиболее распространены: формальный, цивилизованный, культурологический, а также иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный закономерный процесс.