Философия истории

Исторический процесс - поступательное развитие об­щества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновле­нии социальных структур, политических систем и духовной жизни. Философия истории - это попытка осмысления сути диалектики исторического развития общества, его идеалов и целей, это философско-исторический анализ общества.

Эта проблема волновала мыслителей античности Геро­дота, Фукидида. Начало философии истории в Европе зало­жил Августин в своем труде «О граде Божьем». Он указал, что началом исторического процесса стало сотворение бо­гом человеческой личности, а сам исторический процесс есть длительный процесс спасения человечества и обрете­ния им единства с Богом. Эта концепция господствовала в европейской философии до конца 18 в. Как светскую науку, философию истории сформировал в 18-19 вв. Вольтер. Он освещал исторический процесс не хронологически, а ос­мысливал ход событий философски. Немецкий философ Гердер в труде «Идеи философии истории человечества» дал панораму всей мировой истории.

Большой вклад в развитие этой темы внес Гегель, кото­рый утверждал, что всемирная история направляется с Вос­тока на Запад, философии истории у него направлена к прошлому и будущему. В России этой проблемой занима­лись такие философы и историки как Н.Карев, В.Хвостов, В.Герье. В 20 в. развивалось марксистское понимание исто­рии, разрабатывались концепции «технологического» де­терминизма, культурологические и цивилизованные подхо­ды к историческому социальному развитию.

Функции философии истории:

Гносеологическая - познаются закономерности и содер­жание развития человеческой истории.

Методологическая - философия истории изучает прин­ципы и методы философско-социологического анализа разви­тия общества.

Мировоззренческая - формирует понимание сущности и смысла истории человечества.

Теоретическая - удовлетворяет потребность в концеп­туальном осмыслении исторического процесса.

Практическая - дает научное объяснение исторических фактов, систематизирует их, внедряет теоретические знания в практическую жизнь.

Прогностическая - способствует пониманию перспек­тив человечества.

Первые попытки определить проблемы философии ис­тории сделал Гердер. Основной вопрос: «Откуда мы и куда идем?». Значительный вклад в конкретизацию этих проблем внес Э.Бернгейм. Постепенно проблематика философии ис­тории конкретизировалась и свелась к следующему:

■ Предмет и проблематика философии истории, как науки. Источники и логика развития человеческой истории.

■ Эволюция социальных форм, многообразие истории.

■ Многомерность социального бытия и действие общих законов.

■ Особенности развития социальных систем.

■ Проблемы социального детерминизма и прогресса.

■ Периодизация и хронология истории.

■ Специфика исторического пространства и времени.

■ Принципы реконструкции исторического прошлого.

■ Объективное и субъективное в общественном развитии.

■ Перспективы всемирной истории и цивилизации.

■ Культура и социальная эволюция.

■ Взаимодействие человека и истории, роль личности.

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: одни рассматривали историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности, другие - видели определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом - это точка зрения большинства. Среди подходов к истории как внутренне логическому и закономерному процессу наиболее распространены: формальный, цивили­зованный, культурологический, а также иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный за­кономерный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: