Антропологическая проблема в Русской философии

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Человек является предметом изучения многих наук. Частные науки о человеке: анатомия, физиология, психология, социология личности биомеханика и др. рассматривают его в свете интересов предмета данной науки, и поэтому не мо­гут являться философией. В философии раздел, занимаю­щийся исследованием проблем человека, называется «фило­софской антропологией». Антропология - наука, которая изучает биологические и расовые особенности человека. Философская антропология занимается изучением наиболее существенных объективно-научных и. ценностных аспектов человека в природном, общественном и социальном его су­ществе. Философская антропология - комплексное учение, которое развивается многими философскими школами и направлениями в исследовании человека как формы бытия в комплексе с бытием природы и бытием общества. Цель этих исследований - создание всеобщей концепции человека. Одно из направдений - антропономия - изучает индивиду­альный жизненный путь человека и ставит задачу построе­ния интегральной модели человека в его статике и динами­ке, становлении, Фуцкционированиии развитии. Философ­ская антропология является теоретической и методологиче­ской основой наук, занимающихся изучением человека. На­значение философского знания о человеке - обеспечить теорию и практику наиболее общим видением человека.

Основные решаемые задачи и проблемы антропологии:

· она выясняет связи концепции человека с социологи­ческой; социально-психологической, этической и другими конкретными теориями о человеке;

· исследует проблемы родовых сущностных сил человека, представленных в его потребностях и способностях;

· Объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции природы;

· анализирует деятельную сущность человека, его сво­боду и ответственность, ценности и идеалы;

· обобщает данные частных наук об эволюции человека;

· аргументирует гуманистический характер человека

В истории русской философии выделяются два направ­ления, занимающиеся проблемой человека: материалисти­ческое учение революционных демократов: Белинского, Чернышевского, Герцена, и концепции представителей ре­лигиозной философии: Федорова, Бердяева, Вл. Соловьева.

Проблема человека была основной темой философии В.Г.Белинского. Достижение свободы и независимости лич­ности он связывает с социальными преобразованиями. Не­обходимость защиты личности и ее развитие заставляют Белинского подвергнуть критике устои религии и капита­лизма и встать на путь идей утопического социализма и атеизма Н.Г. Чернышевский утверждал природно-монис­тическую сущность человека. Его взгляды сложились под влиянием Фейербаха, но он вводит в учение о человеке со­циальные асцекты преобразования общества на социали­стических началах. Он борется против идеалистического отрыва человека от природы, видя в нем биологическое су­щество. Ф.М.Достоевский, являясь мыслителем экзистенциализма, внес существенный вклад в развитие русской ре­лигиозной философии. В основе его учения стоит вопрос о природе и сущности человека.

Антропологический взгляд Достоевского: человек в своей сущности содержит два полярных начала - добра и зла, которые особо проявляются в состоянии его свободы. Это противоречие двух начал лежит в основе философской антропологии Вл.Соловьева - человек совмещает в себе различные противоположности, и может являться и божест­вом, и ничтожеством.

Проблема души и тела отражена в философии Н.А.Бердяева, который утверждал, что человек создан по образу и подобию Бога. В то же время он является сущест­вом природным и ограниченным. Трагизм жизни заключа­ется в несоответствии между человеком как духовным су­ществом и существом природным. Подлинным смыслом жизни человека является его соединение с Богом. В русской религиозной философии вопрос о человеке - божественный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: