Мораль - это область из ряда этических ценностей, которая признается всеми адекватными членами общества. Под моралью понимают ценности и нормы, регулирующие поведение людей. Размеры и содержание этой сферы меняются с течением времени и различны у разных слоев населения.
Этика - учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования практической философии. Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможным этические (нравственные), правильные поступки. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью. Эти ценности необходимо искать во всех ситуациях и в личности. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. В современной жизни этическое рассмотрение и убеждение занимает все меньше места. Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, располагаются в иерархическую лестницу, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и др.), ее завершает высшая мыслимая ценность. У каждого человека есть собственная «пирамида» ценностей. Основой этой пирамиды является принадлежность к какому-нибудь народу (общность языка и мышления). Группа объединенных ценностей создает нравы, господстввующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценностей, и подчинять этому требованию повседневную жизнь. Этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. ее свободу. Согласно этике человек поступает правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая требует от него большей нравственной силы. В современной философии преобладают три основных типа этических систем: этика ценностей, социальная и христианская этики. Последняя основывается на положении о неизменной сущности и целесообразности всего существующего и признает божественную заповедь.
С античных времен мораль понималась, как умение человека управлять самим собой, как показатель ответственности личности за свои поступки, или господство разума над аффектами. Основной проблемой морали считается определение что «прилично», что делает возможным совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных интересов в пользу осуществления социальных задач. Мораль заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общества в целом. В этом случае мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в обществе. Она придает человеческому общежитию изначально самоценный смысл.
Разумное поведение считается морально совершенным тогда, когда оно преследует цель, ставящую задачу достижения высшего блага. Люди по-разному принимают высшее благо: наслаждение, любовь к Богу, достижение успеха в обществе и др. Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле - это воля, чистая от соображений выгоды, меркантильности, житейского благоразумия.
Основными выражениями форм объективной морали являются добродетели (совершенные личные качества), например правдивость, доброта, честность и нормы, содержащие общественно поощряемые действия, например, не лги, не укради и т.д.
Мораль оценивает как личность, так и общество.
Характерной особенностью морали является единство свободы воли и всеобщности. Мораль существует только при допущении свободы воли, она является автономией воли.
Личность сама выбирает законы своего существования, осуществляя выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мораль является всеобщим законом, т.к. она идеальна, не имеет ограничений и не является всеобщей реальностью. Мораль является значимым фактом, определяющим для личности картину мира.