Деятельность - специфическая человеческая форма активцого отношения к окружающему миру, содержанием которой является его целостное изменение и преобразование.
Причины возникновения деятельности: взаимодействие человека с природой; возникновение и развитие сознания, преобразовательного отношения человека к природе возникновение системы производства и производственных отнощений; создание материальной и духовной культуры; усвоение исторически-культурного опыта человечества; создание социальных институтов образования, стимулирующих преобразовательную деятельность.
Предпосылки возникновения деятельности: биологическая организация природы, рефлекторно-приспособительное поведение животных, психическое отражение; движение, изменение, развитие материального мира; связь эволюции мира и системы организации; усложнение форм и уровней материальных систем, форм и способов их активности.
Проблема деятельности впервые была поднята в философии нового времени по причине буржуазной, технической, и социальной революции. Смысл философии 17 в. вооружить человека методом познания для господства над силами природы. Ф.Гегель рассматривал деятельность как развивающийся диалектический процесс qознания предметного мира, как практическую деятельность, связанную с созданием жизненных условий и как историческую деятельность. По идеалистическим представлениям, деятельность и ее продукты - мысленные сущности или порожде-
ния духа.
В материалистической теории общественного развития, созданной К.Марксом и Ф.Энгельсом, деятельность - главный признак отличия человека животного. Основа жизнедеятельности человека - способ деятельности и способ производства. Они порождают новые виды деятельности духовную, социальную, политическую. Деятельность является причиной возникновения и развития общества, причиной перехода его на новые ступени. Деятельность - источник общественного прогресса.
Деятельность осуществляется в системе взаимодействия субъекта деятельности и объекта. Субъект - личность или соц. группа, осуществляющая познавательную деятельность. Объект - предмет направленности человеческой деятельности мир, природа.
Развитие познавательных способностей приводит деятельность к творчески созидательному виду и созданию новых объектов. Созидательная деятельность является основой материального, духовного и культурного прогресса.
В системе объект-субъектных отношений видами деятельности являются взаимодействие и связь. По типам деятельность подразделяется на материальную и духовную. В результате взаимодеиствия реализуются вещественные и информационные связи деятельности человека, которые приобретают социальное, историческое и общественное содержание, Человек, используя природу как среду обитания, создал орудия труда и продукты производства в целях удовлетворения постоянно растущих мат. потребностей. Совершая научную и культурную деятельность, человек создал духовно-культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, и тем самым создал духовно-информационную среду, обогащающую культуру человечества и формирующую интеллектуальный потенциал личности.
Причиной возникновения и развития духовной деятельности является материально-производственная деятельность, общественно историческая практика.
Продуктом духовной деятельности является духовная культура, система духовных ценностей, интеллектуальное, эстетическое творчество, религиозная деятельность.
Деятельность позволяет человеку быть независимым по отношению к проявлениям природы, она формирует социальную среду его обитания, изменяя при этом его самого, а среду обитания доводит до оптимального состояния для своего существования. Материальные ценности, создаваемые человеком, способствуют развитию его умственных и физических способностей. Критерием прогресса принято считать развитие лроизводительных сил, т.к. он них зависит благополучие общества.