double arrow

Часть и целое

Проблему соотношения идеи целого и части поставил Аристотель. Он противопоставил обыденное представление («часть находится в целом») и научное. Для того, чтобы прийти к научному представлению Аристотель проанализировал словосочетание «находиться в». Он различил 8 видов «нахождения в». Итак, нечто находится в другом:

- как его составная часть (палец руки, стена дома),

- как целое в своих составных частях (например, дом находится в своих стенах, крыше и фундаменте),

- как вид в роде (например, человек входит в число животных),

- как род в своих видах (например, животное содержится в человеке),

- как форма по отношению к содержанию (душа для человека),

- как его начальная сущность (власть в правителе),

- как конечная цель (например, добродетель и счастье),

- как содержимое в содержащем (то, что помещено, занимает место).

Примечание: эти представления лишь в первом пункте совпадают с обыденными. Все остальное имеет в виду не просто вещественное деление на части (расколоть орех, отломить ветку, выпить глоток воды), но логическое деление – умение мысленно расчленять вещи на части и снова их собирать (анализ и синтез).

После этого, Аристотель определяет понятие части. Итак, часть как понятие может пониматься в 4 смыслах:

1) в области количества: а) всякая величина, входящая в другую величину, б) единицы измерения;

2) видовые понятия по отношению к роду;

3) составные части понятия (род и вид в определении).

4) элементы целого, получающиеся из соединения материи и формы;

В итоге часть это

«то, на что можно разделить – все равно как – количественно определенную вещь» (Аристотель. Метафизика. – М., 1934. С. 102).

Достоинства этого определения.

Во-первых, Аристотель допускает элемент случайности в существовании материального мира: при делении вещи части получаются «все равно как». Во-вторых, так как части получаются только из «количественно определенной вещи», то значит, идея части неприменима к бесконечному и всему, что отвечает определениям бесконечного – простому, единому и пр. В-третьих, Аристотель применяет идею части не только к физическим вещам, он указывает на ее относительность. Пример из Аристотеля: два по отношению к трем, с одной стороны, часть, с другой стороны – не часть, а целое по отношению к единице. Также в одном смысле вид – часть рода, в другом наоборот.

Понятие целого определяется Аристотелем через понятие части. Оно имеет три аспекта: 1) то, что имеет все полагающееся и объемлет объемлимое, образуя нечто единое; 2) множество, объединенное в единство либо а) общностью природы, либо б) связью; 3) то, что имеет начало, середину и конец. Например, «целая жизнь».

Достоинства этого определения. Во-первых, целое несет в себе момент организации: оно имеет все полагающееся (совершенно), или у него есть начало, середина и конец. Целому Аристотель противопоставляет совокупности, где место частей не имеет значения (например, вода, огонь). Во-вторых, идея части и целого (например, часть как цель и как начальная сущность, целое общая природа для частей) предполагает идею потенциального существования частей. В-третьих, Аристотель в не очень четкой форме в своих дальнейших рассуждениях высказывает идею о различении дифференцированного и континуального целого (не употребляя этих слов). А именно – есть вещи, где части существуют как выделенные внутри целого, как бы относительно отграниченные друг от друга, например, как части машины. Это называется дифференцированным целым. И есть целые (например, слиток золота, стакан воды, кусок глины), где как бы нет частей, но их можно получить (потенциальное существование части). Такие целые уместно назвать континуальными, в них части существуют потенциально. Например, из бревна можно напилить досок, брусьев, кубиков и т.п.

И. Кант о целом и частях.

Кант разделил целое на органическое и неорганическое целое и, соответственно на органические и неорганические части. В организме части связаны в целое телеологически*: все части функционируют ради сохранения целого, и поэтому вне этого целого теряют смысл, перестают быть тем, чем они были в организме. Например, Кант сравнивает организм с часами и видит, что организм способен восстанавливать (или хотя бы компенсировать утраченное), а механизм – нет.

Неорганическое целое = сумме частей.

Органическое целое больше суммы частей (то есть целое есть сумма частей + идея целого).

Г. Гегель о целом и частях.

«В отношении целого и частей обе стороны суть самостоятельности, но таким образом, что каждая имеет другую светящейся в ней, и вместе с тем имеет бытие только как это тождество обеих» (Гегель. Г. Наука логики / Г. Гегель. Сочинения. – М., 1939. Т.5. С.615).

Часть и целое – «самостоятельности». Это значит, что как понятия они правомерно существуют как бы независимо друг от друга. Поэтому мы можем в понятии использовать одно без другого. Например «в этой части дома мы оборудуем мастерскую». Кажется, что речь идет о части и только о части. На самом деле идея дома «светится» в идее части дома и наоборот. То есть можно употреблять, но нельзя понимать часть вне целого и понятие целого вне понятия части.

Примечание: в отличие от Аристотеля Г. Гегель не ограничивает понятие целого только существенным, основным. Целое – это все наличное на данный момент. В отличие от Канта у Гегеля все существующее является органическим целым, потому что без любой своей части всякий объект, всякое целое – не оно само, а другое.

Современное понятие части и целого.

Достижения современной науки опровергли миф обыденного сознания относительно целого и части. Миф такой: часть меньше целого. Это обыденное представление закрепляется у нас как моторный навык еще в детстве, когда мы разбираем, разламываем вещи на части, а потом собираем целое из частей (собираем конструктор, лепим куличики и пр.).

В квантовой механике принципиально нельзя построить объект микромира из все более мелких и меньшей массы частиц. На уровне ядра часть меньше целого, но целое меньше суммы частей (дефект массы), на субъядерном уровне часть может быть больше целого, но целое при этом равно сумме частей (андроны, кварки). Значит, в квантовой механике утверждение «целое больше суммы частей» не работает.

В математике наблюдается такой парадокс. Кажется, что четных чисел в натуральном ряду должно быть вдвое меньше, чем всех чисел. Но так как любому числу ряда можно сопоставить четное число, получается, что четных чисел в натуральном ряду столько же, сколько и всех.

Также современная наука частично опровергла утверждение И. Канта: целое есть сумма частей. Это можно назвать научным мифом. Заметим, что Канта поправил еще Гегель, у которого весь мир – это органическое целое, а в органическом целом помимо суммы частей есть еще и идея, их объединяющая, идея целого. Так кантианцы и гегельянцы спорили довольно долго, пока на помощь им не пришла математика и синергетика (теория самоорганизующихся систем). В результате данные этих наук подтвердили правоту третьего автора – немецкого философа 18 века Г. Лейбница. У этого автора первоначалом мира* считается монада. В монаде «многоразличие должно объединять многое в едином и простом…в простой субстанции необходимо должна существовать множественность состояний и отношений, хотя частей она не имеет». Понятию монада очень близко понятие фрактала. Фрактал – это самодостаточный объект, одним из его определяющих свойств является самоподобие – в нем части подобны (до тождества) целому. В фрактале части не очевидны, границы не видны, для сборки целого частей недостаточно, точнее, частей бесконечно много, они бесконечно иерархизированы, перепутаны, наложены друг на друга. При этом фракталы возникают спонтанно, например, как облака. Фрактальная концепция удобна для описания самоорганизующихся процессов жизни и общества.

Выводы.

Часть и целое определяются соотносительно, эти понятия не имеют самостоятельного, независимого друг от друга смысла. Часть и целое – категориальные характеристики любого конечного материального и духовного объекта.

Целое состоит из частей, но не сводится к их совокупности, так как целое обладает свойствами, которых нет ни в одной из частей, взятых по отдельности. Это называется эффект целостности. Так, ни одна часть автомобиля не способна к перевозке людей. Но также и целое не обладает всеми свойствами каждой отдельной своей части. Так, автомобиль в целом не может двигаться как кривошип в двигателе.

Органическое целое – это дифференцированное организованное целое с функционально развитыми частями. Неорганическое целое – это случайно-хаотическое целое, слабо организованное, что выражается в функциональном однообразии частей.

Те части, без наличия которых в целом не возникает эффект целостности, являются органическими частями данного органического целого. Органическое целое – это телеологически ориентированное целое, где части обеспечивают некую функцию, присущую тотальности вещи. В этом смысле часы – органическое целое, хотя только в логическом смысле, а не в бытийном.

Неорганическое целое – такое, в котором части телеологически не ориентированы, то есть не имеют дифференцированного функционального назначения. То есть они пассивны. Например, куча камней это, конечно, множество, образованное связью, то есть целое. Ее части – камни – равнофункциональны и потому безразличны друг к другу и к целому. Выемка любого камня (если это не камень из фундамента) не изменит существа кучи, не повредит ее бытию (в отличие от выемки шестеренки из часов).

Те части, отсутствие которых не препятствует эффекту целостности, не являются органическими частями. Например, основная часть любого храма – алтарь. Остальные части – стены, иконы, даже крест – это неорганические части, в принципе без них можно обойтись. Храм Христа Спасителя, разрушенный до основания, восстановили на месте бассейна «Москва» потому, что алтарь храма был тайно вывезен еще до момента взрыва за границу. Алтарь как органическая часть храма был привезен обратно, и храм восстановили.

Части бывают экстенциональные (куски, фрагменты, фазы, порции) и интенсиональные (аспекты, черты, моменты). Можно делить на части экстенсионально (объемно), например, разделить яблоко на части или лекцию на две части по 40 минут, разделенные перерывом. Можно делить и интенсионально (содержательно), но только мысленно, в абстракции. Например, в картине можно выделить как части цветовой колорит и композицию. Они вполне реально могут быть частями искусствоведческого анализа. Экстенциональные части могут быть представлены как отдельности либо в самой вещи (например, листы книги), либо путем ее разрушения (например, выдрать лист из книги, откусить яблоко). Интенсиональные части имеют другую природу: они не представлены как отдельности, и их нельзя получить в качестве таковых делением вещи. Это возможно только мысленно, в абстракции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Вклад Аристотеля в понимание части и целого.

2. Идея органического и неорганического целого И. Канта.

3. Изменение в понимании части и целого, предложенное Г. Гегелем.

4. Обыденный и научный миф о соотношении части и целого, их теоретическое (Лейбниц) и практическое (математика, физика, синергетика) опровержение.

5. Что такое эффект целостности.

6. Различие между дифференцированным и континуальным целым.

7. Различие между экстенсиональными и интенсиональными частями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: