double arrow

Антропология как система наук о человеке


Философская антропология

Наука не учит «истине». Наука представляет собой лишь один из способов приближения к ней. Целью науки является наиболее полное описание предмета (объекта или явления) при помощи рассмотрения разнообразных научных фактов и выдвижения научных суждений (гипотез, теорий, концепций). Научное знание – всегда лишь познанная часть истины. Само познание сводится к структурированию, выделению из большого числа разнородных и разрозненных данных наиболее существенных из них, к постоянному их переосмыслению на новом качественном уровне. Это бесконечный, но поступательный процесс.

3 основных составляющих системы научного знания:

1. Научные факты – необходимый объем фактического материала;

2. Научная логика – логика и принципы построения теории в антропологии;

3. Терминология – язык и категориальный аппарат, при помощи которого наиболее удобно производить корректное описание изучаемых явлений.

Антропология (от греч. «антропос» - человек и «логос» - знание, наука) – наука всесторонне изучающая человека. Антропология представляет собой область научного знания предметом исследования которой является человек. В таком понимании термин несет свое наиболее широкое понимание. Вспомнив об антропоцентричности большинства сфер знания, можно говорить, что антропологией , в широком смысле , является любая современная наука, т.к. большинство из них, обращено к теме человека.

Первое использование данного термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым употребил термин для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал тысячелетия. Сохранилось оно до сих пор, например в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, искусствоведении) а отчасти и в психологии.

В 1501 г. Увидела свет книга М. Хундта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела». Здесь впервые термин антропология был применен в связи с описанием исключительно физического(биологического) строения человека.

В 1533г. Книга Г. Каппела «Антропология, или рассуждения о человеческой природе», здесь впервые термин «антропология» сопровождается данными об индивидуальных вариациях строения тела человека, его индивидуальной изменчивости.




Именно с этого момента в науке устанавливается двоякое понимание антропологии – как науки о человеческой душе, с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и многообразии – с другой.

Французские просветители XVIII в. понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания об его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.

Немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в это понятие главным образом вопросы психического мира человека – антропология в их понимании почти тождественна психологии. Во второй половине XIXв., под влиянием развития идей эволюционизма, под антропологией стали понимать область естествознания, занимающуюся изучением природы человека в первую очередь методами биологии и сравнительной анатомии.

Антропология стала биологической наукой о строении человеческого тела (сравнительная анатомия и морфология человека), о многообразии его форм (расоведение), а также о происхождении и эволюции человека (антропогенез).

В сегодняшнее время содержание термина антропология вновь существенно расширяется. И в настоящие дни антропология превратилась в сложноструктурированную систему наук, изучающих человека в его целостности, т.е. изучающих его биологическую, социальную, общественно-историческую, духовную сущности Антропология, по сути есть самопознание человека, самопостижение человеком самого себя как субъекта бытия. Антропология является основой человековедения.



Человековедение – совокупность всех знаний о человеке в рамках данного конкретно-исторического состояния культуры.

Антропология включает следующие основные разделы:

- антропогенез (эволюционная антропология);

- морфология человека (конституционная антропология);

- этническая антропология;

- культурная антропология;

- социальная антропология;

- философская, социально-философская антропология;

- политическая антропология;

- экономическая антропология;

- педагогическая антропология;

- психологическая антропология;

- теологическая антропология.

Антропогенез, или эволюционная антропология – учение о происхождении человека, о возникновении и развитии человека как общественного существа.

Морфология человека, или конституционная физическая антропология – учение о вариациях человеческого тела, морфологических типах людей, об изменчивости физического типа человека.

Этническая социальная антропология, или расоведение – учение о возникновении рас, наций, их распределении по планете, изменении физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, появлении национально-физиологических и психологических различий народов.

Культурная антропология – учение о человеке как творце и части культуры, изучает процессы формирования человеческой культуры, этнокультурные системы, детерминирующие сущность и поведение человека. Культурная антропология изучает этнологию народов, их обычаев, обрядов, родственных связей, языка. Нравственности и религии. Предметом культурно-психологической антропологии являются связи между внутренним миром человека и этнокультурными переменными на уровне этнической общности.

Социальная антропология – область знания, изучающая те феномены внутреннего духовного мира человека, которые позволяют ему реализовывать себя как субъекта – творца своей социальной реальности. Социальная антропология изучает особенности социальной организации народов мира, а также сложную структуру внутреннего духовного мира человека, связи внутреннего духовного мира человека с внешним миром объективных социальных отношений. Предметом социальной антропологии является человек как потенциальный и реальный субъект общества, несущий личную ответственность, как за акт творения, так и за его социальные результаты.

Философская антропология – учение о человеке, наука о сущности человека, об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также их сущностных возможностях и реалиях. Т.е. философская антропология осуществляет сущностно - философский анализ человека, философское познание человека. Она исходит из предельно широкого ареала человеческого существования: это может быть космос, природа, Бог.

Социально-философская антропология – рассматривает общественную природу человека. Его существование в пределах общества, во взаимосвязи с обществом. Социально-философская антропология изучает, как человек создает общество, способ и средство своего существования и деятельности, как человеческая сущность преломляется в обществе, как общество воздействует на человека, способствуя развитию и формированию его сущности.

Политическая антропология – наука, изучающая человека как «политическое животное», действующее во всех политических организмах, взятых во всем их культурном, историческом и географическом разнообразии. Предметом политической антропологии является специфика политического управления в различных архаичных обществах, частично или полностью изолированных от мировых социально-экономических связей, а также политическую культуру тех традиционных обществ, которые втянуты в международную систему отношений.

Педагогическая антропология – изучает законы развития и формирования целостной сущности человека в онтогенезе, под влиянием родителей, педагогов, общества, СМИ, самовоспитания и самосовершенствования всего жизненного пути.

Психологическая антропология – изучает человеческое поведение в психической и психосоматической перспективе, как в нормальных субъектах, так и в субъектах с нарушениями психического равновесия. К этой области принадлежит психоанализ, парапсихология.

Теологическая антропология – рассматривает сущность человека с религиозно-божественных позиций: что Бог открыл людям о сущности человека , что изложено в классической теологии о первородном грехе, о его возвышении и его оправдании перед Богом.

Таким образом, любой раздел антропологии направлен на раскрытие определенного среза целостности человека. В Европе под антропологией понимается прежде всего физическая антропология , а культурными и социальными аспектами занимается этнология. В Англии антропологией называют социальную антропологию, физические аспекты составляют предмет палеонтологии и генетики, а культурные – археологии и истории. В США под антропологией понимают, прежде всего, культурную антропологию, которая включает в себя некоторые темы палеонтологии и генетики человека.

Задачи антропологии:

Курс Антропологии дает:

1. Теоретические и методологические возможности расширения характеристик (физических, генетических, этнических и.т.п.) следующих объектов: отдельных индивидов, семьи, группы, общности. Биологическая сущность выражается в физической организации человека, ее изменчивости во времени и пространстве, начиная с антропометрических характеристик и заканчивая расово-антропологическими его типами. Человек может реализоваться как существо социальное с определенным типом культуры благодаря особенностям своей биологии. Знание специфики формирования и развития человеческих популяций дает необходимые представления биологических возможностей человека как вида. Учета индивидуальных различий и сходства.

2. Человек представляется во всем многообразии его социальных, культурных, семейных связях. Социокультурная природа человека раскрывается через понимание процессов стратификации общества, исследовании типических (нетипических) моделей развития общества и человека, особенностей формирования социальных институтов. Человек в социоантропологическом измерении представляется как продукт культуры и одновременно как ее создатель; рассматривается духовная сущность человека с присущими ему чувствами свободы, гуманизма, ответственности; регламентация его социального поведения с помощью социального контроля.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: