double arrow

Категории материя и форма

Упражнения и задачи

1. В структуре какого предложения имеются категории часть/целое: «в целом мире не увидишь такой красоты», «с задачей вы справились полностью».

2. Есть ли эффект целостности у ведра с водой, какое это целое – дифференцированное или континуальное, органическое или неорганическое.

3. Является ли ребенок органической частью родителей: матери до его рождения, в период взросления? На каком основании принимается решение об аборте и с какой точки зрения?

4. В одном из диалогов Платона задан вопрос: «чем различаются золото и лицо?» Какого ответа, по вашему мнению, ожидает Платон?

5. Как понимать эффект целостности музыкального произведения, например, симфонии из трех частей?

6. Представьте, что вам в руки попалось меню ресторана в Красноярске 19 века. Означает ли это, что вы теперь знаете, дорого ли было пообедать тогда в этом ресторане.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Метафизика (любое издание). Кн.5. Гл. 25-27.

2. Кант И. Собрание сочинений: В 6 т. Т.5.пар. 65.

3. Гегель Г. Наука логики. Книга 1: (Учение о сущности). Отд. 2, Гл.3. п.А до примечания.

Аристотель о материи и форме.

Понятие материи было введено еще до Аристотеля. Он пишет об этом так: «Из тех первых, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что, в конечном счете, разрушаются, причем основное существо пребывает… (Аристотель. Метафизика. – М.,1934. С. 23).

Итак, сначала материя понимается как то, из чего первого состоят вещи. Здесь две идеи: материя – это то, из чего вещи состоят, и это – первоначало. Первые натурфилософы искали именно первоначало, это было их темой. При этом конечная цель заключалась в том, «чтобы вывести из них природу вещей» (Аристотель). По Аристотелю они «устанавливают начало в виде материи – все равно – признают ли они это начало телом или бестелесным» (Там же. С. 30 ).

Указание на материю как на единственную и главную причину существования мира Аристотель считает недостаточным по трем причинам. Во-первых, это не объясняет разнообразие вещей. Во-вторых, потому что не объясняет движения (возникновения и уничтожения). В-третьих, потому, что не объясняет совершенства в мире.

Исходя из этого критического отношения к традиции, Аристотель переосмысляет понятие материи и выдвигает три основополагающие идеи – о форме, о движущей причине и о первенстве разума перед материей.

Поскольку материя как начало не объясняет не только гармонии и разнообразия вещей, но и их происхождения, «нужно исследовать …вопрос, является ли что-либо, кроме материи, самостоятельной причиной» (там же. С. 44). Из одной и той же материи может состоять разное, и к тому же «не производит дерево – кровать, а медь – статую, а нечто другое составляет причину… А искать эту причину – значит искать другое начало…» (Там же. С. 24).

Таким другим началом по Аристотелю является форма. Форма является первоначалом, когда речь идет о существовании материального мира и ведущим свойством вещи, которое определяет качество вещи (то, чем является вещь и что ее отличает от других вещей).

Итак, сущностью любой вещи является не просто материя*, а сочетание материи и формы. Они не существуют отдельно друг от друга. Правда, форма может обособляться, но только в мысли. Уровень существования формы – гносеологический, но не онтологический (бытийственный). Этим Аристотель отличается от Платона, который считал, что отдельно от мира вещей (материи) в неком особом пространстве существует мир идей (чистых форм). В современной философии платоновский мир идей называется, например, «информационным полем Земли». Такой своеобразный, современный неоплатонизм.

Вернемся к Аристотелю. Итак, есть два первоначала – материя и форма. Материя – не вещь, но возможность вещи. Форма – это действительность вещи (одна или несколько реализованных возможностей). Материя и форма относительны, то есть все зависит от уровня рассмотрения. На одном уровне бытия вещи – одна материя и форма; на другом уровне то, что было материей является формой и наоборот. Приведем пример. В медном шаре медь – это материя, шар как одна из возможностей меди является формой. Если спуститься ниже то, медь – это форма, а атомы меди – материя. Можно ли спуститься еще ниже или подняться выше? По Аристотелю пределом такого анализа является внизу атом (элемент, то есть неделимая часть), а наверху – область Земли как небесного тела. За пределами 4 стихий Земли (земля, вода, воздух, огонь) находится Вселенная, которая состоит из 5 элемента – эфира. Так как на Земле ничего подобного нет, то Вселенную познать нельзя (подобное познается только подобным).

Что понимает Аристотель под формой? Не совсем ясно Аристотель отвечает на этот вопрос. Четыре характеристики формы у него являются главными.

- форма есть первая сущность или первоначало (наряду с материей). У вещи нет собственной природы, если у нее «нет видовой формы»;

- форма есть внешний образ вещи;

- форма обеспечивает действительность вещи. Возникновение вещи из другой вещи есть наделение материи новой формой. Этот процесс имеет цель (принцип энтелехии);

- «последней целью является форма, а закончено то, что пришло к последней цели» (Там же. С. 101). Это есть осуществленность в действительности, энтелехия как достижение формы – цели;

- форма есть суть бытия (сущностное определение) вещи: «суть бытия дана всякий раз в форме и действительности» (Там же. С. 143); Следовательно, форма не совпадает с вещью в ее полноте, а №обозначает такую-то качественность в вещи и не есть как такая эта вот определенная вещь» (Там же. С. 124).

Аристотелевское понятие формы не сводится к одному из этих определений. Форма это и первоначало, и действительность, и цель, и внешний образ вещи, и представление о вещи (сущностное определение).

Свойства формы и материи: а) форма активна, материя пассивна; б) в вещи (онтологически) материя и форма неразделимы, мысленно (гносеологически) материя отделяется от формы. Поэтому материи в искусстве и в жизни может приписываться несвойственная ей форма (формализм).

Понятие материи и формы в средневековой философии.

Августин (355 – 423) говорит о Боге как чистой форме. Кроме того, он вводит понятие внутренней и внешней формы, причем внутренняя форма принимается как форма в наиболее глубоком смысле. Понимается она как внутренняя организация вещи, делающая вещь определенной в функционировании и в проявлениях свойств. Все это, в конечном счете, вылилось в известный тезис: forma dat esse rei (форма дает вещи быть). Это следует понимать в метафизическом смысле (что чистая высшая форма дает вообще вещам бытие) и в онтологическом смысле (именно форма дает вещи быть определенной, то есть вещью как таковой).

Понятие материи и формы в эпоху Возрождения (13-16 вв.)., Новое время (17 в.) и эпоху Просвещения (18 в.)

Поздний представитель Возрождения Френсис Бэкон переворачивает понятие о материи и форме, сложившееся со времен Аристотеля. Для него материя активна, к тому же понятие материи – более общее по сравнению с формой. То есть форма – это свойство материи, некий внутренний закон. Это определение запутывает представление о материи и форме.

Для 17-18 вв. характерен физикализм в понимании материи. Материя понимается только как вещество, ее основным свойством считается масса покоя (после И. Ньютона).

Кант о материи и форме.

Ясное логическое развитие вопрос о материи и форме получил у Канта. Он разделяет идею Аристотеля и Августина, что сущность вещи состоит в ее форме (форма дает вещи быть).

Материя по Канту – это определяемое, а форма – его определение. Эту мысль он развивает так: «Во всяком суждении можно назвать данные понятия логической материей, а отношение между ними (посредством связки) – формой суждения» (Кант И. Критика чистого разума / Кант И. Сочинения: В 6 т. – М., 1964. Т. 4. С.318). Общий итог таков: «Во всякой сущности составные части ее образуют материю, а способ, каким они соединены в вещи, - сущностную форму» (Там же).

Речь идет не только о физических вещах, о чем говорит только что рассмотренное высказывание Канта о суждениях. Таким образом, понятие материи и формы у Канта – предельно общее, оно не связывается ни с первоначалами (Аристотель), ни с идеей «чистой формы (Августин), ни с веществом (материя в 17-18 вв.). Материя – то, из чего, чем бы ни было это «то»: атомами, кирпичами или понятиями. Форма – это то, как (то есть способ связи того, из чего вещь).

Что является первичным по Канту – материя или форма? Если материя, то он – материалист, если форма – идеалист. Кант находит третий путь. У него материя и форма существуют только на гносеологическом уровне, а точнее – как логические понятия. Поэтому логически у него материя предшествует форме потому, что «рассудок … требует, чтобы нечто прежде всего было дано (по крайней мере в понятии), чтобы иметь возможность каким-нибудь образом определить его» (Там же. С. 318). Кроме того Кант постоянно говорит о «материи чувственности», которой являются ощущения.

Но реально материя и форма, соединенные в вещи, не существуют отдельно друг от друга, то есть одна не может быть раньше другой. Ведь с одной стороны основой нашего познания являются чувства (первична материя). С другой стороны «никогда нельзя представить в мышлении какой-либо новый вид впечатления» (Кант И. // Логос. 1997. № 10. С. 113). Поэтому наши чувства, наши впечатления, чтобы быть воспринятыми нами, должны иметь в нашем сознании какую-нибудь форму. Такой формой для чувственного опыта по Канту являются понятия пространства и времени, они составляют условие всякого возможного опыта и предшествуют ему. Значит, в восприятии первичным является форма в виде пространства и времени.

Г. Гегель о материи и форме.

Идея Аристотеля о первенстве разума перед материей как бы заглядывает в будущее. Действительно, для философии 18-19 века н.э. (прошло больше 2 000 лет со времен Аристотеля) характерен «физикализм» в понимании материи. Что это значит? Материя в 18-19 веке понимается исключительно как вещество, главным признаком материи считается наличие массы покоя.

Первые философы за 2 000 лет до того тоже признавали за материей только телесные качества. Именно это Аристотель решительно и определенно отверг. Он пишет: «Те, которые признают единство вселенной и вводят единую материальную основу, считая таковую телесной и протяженной, явным образом ошибаются во многих отношениях… Они устанавливают элементы только для тел, а для бестелесных вещей – нет, в то время как есть вещи и бестелесные» (Там же. С. 31).

Итак, есть и бестелесные вещи по Аристотелю. Как это понимать? Стоит ли вообще вводить такое понятие, ведь если помимо тел есть и бестелесные вещи и их одинаково обозначать одним словом «материя», то какая между ними разница? Вот что сам Аристотель пишет о бестелесной материи. «…есть материя – одна, воспринимаемая чувствами, другая – постигаемая умом; воспринимаемая чувствами, как, например, медь, дерево и всякая другая подвижная материя, а постигаемая умом … - примером здесь могут быть объекты математики» (Там же. С. 128).

Разберемся с этим. Заметим, что еще до Аристотеля Демокрит (470-370 до н.э.) считал, что атомы нельзя увидеть, потрогать и т.д., они воспринимаются только разумом. Атомы материальны, но воспринимаются не чувствами. Итак, если объекты математики (бестелесные вещи по Аристотелю) материальны, то возникает вопрос, как отличить реальное от иллюзорного (скажем, реальна ли русалка или НЛО?). Первая проблема, которая встает перед нами – это проблема существования/несуществования на уровне бытия (онтологии), проблема истина/ложь (гносеология), возможность/действительность и материя/форма (диалектика как раздел гносеологии). Мы начнем с темы материя/форма. К остальным темам вернемся позже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: