double arrow

Нтичная философия



Л тема 3

1/ Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
2/ Онтологизм древнегреческой философии- элеаты и Демокрит

3/ Поворот к человеку —
философские учения софистов и Сократа

4/ Платон и Аристотель —

систематизаторы древнегреческой философии

5/ Поздпеантичный идеал мудреца- эпикуреизм и стоицизм

Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древ-
ней индир! и Древнем Китае в середине I в. до н. э. Древне-
восточная философия это большое, относительно самосто-
ятельное направление историкофилософского процесса,
тесно связанное с религией и культурой данного региона. В
ее рамках было создано большое количество оригиналь-
ных философских учений, школ, течений и направлений,
ко горые внесли существенный вклад в развитие челове-
ческой цивилизации. Однако недоста гок учебного времени
не позволяет нам более или менее внимательно рассмот-
реть основные направления философии Древнего Востока.
Поэтому мы сосредоточим свое внимание на изучении ев-
ропейской философии.

Начало развития европейской философии было
положено в Древней Греции в V—IV вв. до н. э. Она воз-
никла и развивалась в тесной связи с зачатками конкрет-
ных знаний о природе. Первые древнегреческие филосо-
фы были одновременно и естествоиспытателями. Они де-
лали попытки научно объяснить происхождение Земли,
Солнца, звезд, животных, растений и человека. Ими были
высказаны интересные идеи о движении, величине и фор-
ме небесных тел, о причине солнечных затмений, о коли-
честве дней в году и т. д.




Спецификой древнегреческой философии в ее на-
чальный период является стремление понять сущность
природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых гре-

ческих философов называли «физиками» (от греческого
рп!315—природа). Главным вопросом древнегреческой фи-
лософии был вопрос о первоначале мира.И в этом смысле
философия перекликается с мифологией, наследует ее ми-
ровоззренческую проблематику. Но если мифология стре-
мится решить этот вопрос по принципу — кто родил су-
щее,
то философы ищут субстанциальное начало — из
чего все произошло.
Так, родоначальник греческой фило-
софии Фалес, рассматривал все существующее многооб-
разие вещей и явлений природы как проявление единого,
вечного начала — воды.Он утверждает, что все вещи воз-
никают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в во-
ду. Испарения воды питают небесные огни—Солнце и дру-
гие светила, затем во время дождя вода опять возвращает-
ся и переходит в землю в виде речных отложений, в
дальнейшем из земли снова появляется вода как подзем-
ные ключи, туманы, росы и т. д. Излагая учение Фалеса о
воде как начале, великий греческий философ Аристотель
употреблял два выражения: вода как элемент материи,
стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат
всех вещей, как крайняя точка, к которой мы приходим,
отвлекаясь от различных конкретных состояний материи,
первоначало, видоизменения которого и дают различные
состояния.



Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и
Анаксимандр. У Анаксимена таким первоначалом и субст-
ратом всех вещей является конкретная стихия — воздух.
У Анаксимандра — апейрон(«бесконечное») — неопреде-
ленное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в
движении первоначало.

Одним из наиболее крупных философских учений
раннегреческой философии является учение Гераклита
Эфесского. Главное произведение Гераклита — «О приро-
де». Гераклит в качестве субстанциально-генетического
начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Герак-
лита он выступил как субстанция бытия, поскольку пре-
бывает всегда равным самому себе, неизменным во всех
превращениях и как первоначально, конкретная стихия.
Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и
бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда
был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспла-



Сейчас читают про: