Общество как система. План: материальная сфера жизни общества. Роль труда и техники в культуре. духовная сфера жизни общества. понятие социальной структуры общества

План:

  1. материальная сфера жизни общества. Роль труда и техники в культуре.
  2. духовная сфера жизни общества.
  3. понятие социальной структуры общества.

На сегодня практически все концепции признают, что общество – это сложная, многоуровневая система. Споры идут лишь о характерах связей между подсистемами: можно ли проследить некую линейную зависимость, либо они связаны функциональными связями.

Экономика –> политика –>мораль (линейная)

Всё влияет на всё (корреляция). Большинство склонятся к этой схеме.

Базовым моментом является взаимодействие с природой. В обществе, в отличие от природы, осуществляется материальное производство, которое представляет собой преобразование ресурсов. Производство – социально-организованная орудийная деятельность.

Под техникой можно понимать в широком смысле созданные людьми орудия воздействия на природные объекты. Техника в этом смысле сопровождает человека с момента существования. Объектом философского внимания техника становится только в конце 19 века. Э. Капп «Философия техники». В Новое время роль техники становится качественно иной. Техника перестала быть только оружием труда, она становится средством политического самоутверждения, она обслуживает такие сферы, как досуг, игра, проникает во все сферы человеческого бытия, техника является средством самореализации.

В начале 20 века ряд философов предупреждают об опасностях, связанных с техникой. Об этом пишут М. Хайдеггер, Н. Бердяев. В 20 веке ряд теорий основывает деление человеческой истории на основе развития техники. Так рассуждал Д. Белл, который делит этапы на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество, А. Тофлер также делит историю на эти этапы.

10000 лет назад началась неолитическая революция – переход от собирательства к растениеводству. Этот этап длится до18 века.

18 век – середина 20 века – машинный этап: человек лишь управляет производством.

20 век – автоматическое производство: техника осуществляет весь процесс производства.

Сама культурная система определяется особенностями средств производства, причем на сегодня техника не только средство, но и способ самоутверждения.

В духовной сфере существует понятие «культура», которое с философской точки зрения определяется как способ существования человека. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком, а также способ их создания, хранения и трансляции. Противоположной категорией будет природа. Природа – естественное, культура – искусственное. Принято различать материальную и духовную культуру, но эти различия условны. Каждая материальная вещь имеет духовную часть – прежде, чем что-то создать, нужен замысел. Обратное тоже соблюдается.

В узком смысле культура – духовная жизнь общества. Тогда здесь можно выделить 4 сферы:

  1. религия
  2. мораль
  3. наука
  4. искусство.

Эстетическая сфера шире, чем искусство, она проникает во все сферы жизни общества. Слово «эстетика» ввел в употребление А. Баумгартен, который понимал под эстетикой низший, чувственный уровень познания. Понятие красоты определяется воспитанием, окружением, духом эпохи. Эстетическое отношение индивидуально. Искусство – особый вид эстетической деятельности, в котором практически отсутствует прагматический момент деятельности. Искусство выполняет свою главную задачу – формирование эмоциональной составляющей личности, то есть оно способствует развитию индивидуальности. У искусства есть воспитательная, познавательная, коммуникативная функции.

Мораль и нравственность определяются как синонимы. Мораль – система норм и предписаний, регулирующая поведение человека в обществе. Эта регуляция осуществляется только в духовной сфере и не имеет собственных социальных институтов. Мораль универсальна, она распространяется на все сферы жизни общества. По сравнению с религией и искусством мораль – более поздняя форма. Она появляется, когда личность начинает противостоять общественному интересу. В понимании морали есть несколько вех в истории:

  1. формулировка золотого правила нравственности – Конфуций.
  2. появление христианства.
  3. категорический императив Канта – относиться к человеку как к самоценности.
  4. идея Н. Федорова – безнравственно подчинятся несправедливым законам: как человеческих, так и природных.

Мораль имеет 2 полюса – выражая общественный характер, она имеет коллективистскую направленность, а с другой стороны индивидуалистическая направленность. Золотой серединой будет в этом случае понятие справедливости.

В морали есть несколько уровней: моральное долженствование и аморальный уровень. Середина – моральное оправданное.

Есть ли единая моральная ценность? – основной вопрос этики. Общее моральное содержание есть во всех сферах, но проявляется оно по-разному.

Мораль является стержнем культурной сферы.

Каждое общество состоит из групп, различающихся по биологическим: пол, раса – и социальным признакам: уровень дохода, образования, условия проживания. Биологические признаки опосредованы социальными. Характер связей между перечисленными группами называется социальной структурой общества. Различают общества с ярко-выраженной социальной структурой и общества с невыраженной структурой.

Существуют следующие подходы к вопросу социальной структуры:

  1. классовый. Класс – большая группа людей, которая отличается по месту в социальном производстве (отношение к средствам производства, роль в организации труда, доля общественного богатства). Бесклассовыми являются первобытное и коммунистическое общество.
  2. теория социальной стратификации. Она распространилась во второй половине 20 века. Общество надо делить по уровню образования, дохода, по месту проживания. Особому рассмотрению подлежат интеллигенция и бюрократия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: