Понятие природы. Основные стратегии интерпретации природы в философии культуры

Философия природы

Понятие природы. Природа выступает объектом изучения разных форм культуры и мифологии. С изучения природы начинались проекции изучения человека. Масса различных стратегий.

Природа в широком смысле слова, природа– мир в единстве и многообразии его проявлений (как синоним Универсума).

В узком смысле слова природа – естественная среда обитания человека.

Понятие природы противопоставляется культуре (от культивировать, культ) – своего рода реальность‚ созданная человеком‚ в то время как природа‚ которая существует по своим законам‚ во многом не зависящая от человека. Природа – это то‚ что рождается.

В качестве основных стратегий надо выделить:

· Объект - объектная модель – связана с мифологическим отношением к природе и наиболее емко представлена в рамках Восточной философии культуры. Характерно обожествление природы как высшей реальности (по сравнению с человеком), где человеческое поведение строится как подражание природе или растворение в ней. Человек еще не выделился как творческое‚ отдельное и отличающееся от природных образования. Человек происходит от Богов‚ его поведение соответствует принятому в рамках природы стратегии. Как, например, принцип ˝ахинсы˝ у джаянистов имеет особую ценность, ведь за съеденного комара в колесе Сансары придется потерпеть наказание. Это можно наблюдать и в Античности‚ где человек подчинен судьбе.

· Субъект - объектная модель – отражает научно-технический подход. Наиболее полно представлено в рамках Западной традиции. Для нее характерно обоснование особого статуса человека в природе как активного творческого начала‚ в то время как остальная природа понимается как пассивный материал для утверждения могущества человека и его разума.

Истоки можно найти уже в Античности‚ но оформляется благодаря Христианской традиции. 6-й день творения – человек является венцом. Христианство изгнало природных Богов‚ подвело все под закон единого Бога, возвысило человека как гаранта единого закона. природа однако, еще – храм до Нового времени. Новая идея (Ф.Бэкон): ˝Природа – не храм‚ но мастерская‚ а человек в ней – работник˝.

Происходила последовательная демистификация. В природе нет собственной внутренней активности, разума, нет Божественных смыслов. Природа – это материя, материал‚ который понимается как антипод всего интеллектуального‚ человеческого. Если природа не имеет собственной творческой линии‚ то с ней можно делать то что хочешь. Природа – это то царство‚ которое необходимо победить во имя прогресса. Знание – сила. Возможности человеческой свободы обеспечивается ˝убиением природы˝. Для прогресса науки надо много кроликов и поменьше сентенций

· Субъект – субъектная модель. (S-S). Соотнесена с эстетическим видением природы. Наиболее полно представлена в рамках философском формы культуры. Связана с пониманием и человека и культуры как носителей творчества‚ развития‚ разума, души.

Достоевский сказал: ˝Красота спасет мир˝. Принцип эстетического отношения к природе реализовывался. Человек должен внести гармонию в природу. Эстетизм характерен для православной традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: