double arrow

В соответствии с результатом наблюдений делают вывод о правильности или неправильности той формулировки, которая предлагается в качестве закона

Следует иметь в виду, что каждый конкретный закон прак­тически никогда не проявляется в «чистом виде», а всегда во взаи­мосвязи с другими законами разных уровней и порядков. Кроме того, нельзя забывать, что хотя объективные законы действуют с «железной необходимостью», сами по себе они отнюдь не «желез­ные», а очень даже «мягкие», эластичные в том смысле, что в зави­симости от конкретных условий получает перевес то тот, то другой закон. Эластичность законов (особенно общественных) проявля­ется также в том, что они зачастую действуют как частично скрытая, пробивающаяся тенден­ция.

Условия, в которых осуществляется каждый данный закон, могут стимулировать и углублять, или наоборот «пресекать» и сни­мать его действие. Тем самым любой закон в своей реализации все­гда модифицируется конкретно-историческими обстоятельствами, которые либо позволяют закону выразиться в полной мере, либо ослабляют его действие, выражая закон в виде пробивающей­ся тенденции. Кроме того, действие того или иного закона неиз­бежно видоизменяется сопутствующим действием других законов [пример с парашютистом].

Каждый закон «узок, неполон, приблизителен» (Гегель), поскольку имеет границы своего действия, определенную сферу своего осуществления (например, рамки данной формы движения материи, конкретная ступень развития и т. д.). Как бы вторя Гегелю, Р. Фейнман отмечал, что даже закон всемирного тяготения не точен – «то же относится и к другим нашим законам – они не точны. Где-то на краю их всегда лежит тайна, всегда есть, над чем по­ломать голову»1. На основе законов осуществляется не только объяснение явлений данного класса (группы), но и предсказание, предвидение новых явлений, событий, процессов и т. п., возможных путей, форм и тенденций познавательной и практической деятельности людей.




Ошибочные трактовки закона:

1. Абсолютизация закона. Закон понимается как нечто вечное, неизменное, абсолютное, не зависящее в своем действии от совокупности конкретных обстоятельств и фатально предопределяющее ход событий и процессов. Между тем развитие науки свидетельствует о том, что «нет ни одного закона, о котором мы смогли бы с уверенностью сказать, что в прошлом он был верен с той же степенью приближения, что и сейчас... Своим разжалованием всякий закон обязан воцарению нового закона, таким образом, не может наступить междуцарствие»[11].



2. Субъективизация закона. Игнорируется объективный характер законов. Не реальная действительность должна согласовываться с принципами и законами, а наоборот, последние верны лишь постольку, поскольку они соответствуют действительности.

3. Отрыв от практики. Отрицается возможность использования людьми системы объективных законов в качестве основы их деятельности в многообразных её формах, прежде всего в производственной и социально-исторической.

4. Редукционизм – философско-методологическая тенденция выражающая стремление объяснить явления относительно вышележащего уровня организации материи, основываясь на законах, выявленных при исследовании явлений, относительно нижележащего уровня организации материи. Наиболее характерные примеры редукционизма – биологизм[12] и физикализм[13].

5. Конвенционализм. Законы науки толкуются не как отражение законов объективного мира, а как результат соглашения научного сообщества, имеющего, стало быть, конвенциональный характер.

6.Игнорируется качественное многообразие законов, их не­
сводимость друг к другу и их взаимодействие, дающее своеобразный результат в каждом конкретном случае.

Источник:

Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А."Философия науки. Учебное пособие" – М., Ростов – н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2006. С. 67-108.


Лекция 9. Формационная концепция развития общества

Общество – 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании общество – это исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма ссоциальных отношений; 3)(наиболее общее определение) Обществоэто люди, объединенные чем-либо.

Два конкурирующих методологических подхода к изучению общества:

1.Субъективно- идеалистический   2.Диалектико- материалистический
 
преобладают индуктивные логические процедуры   преобладают дедуктивныелогические процедуры

Основные социогенные факторы:

1. природная среда;

2. геополитическое окружение;






Сейчас читают про: