Тема 1. Философия как наука и мировоззрение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обозначим основные принципы построения учебной дисциплины «Философия». Существенно, что философия как наука, в силу своего общетеоретического и методологического положения по отношению к другим наукам, представляет собой не совсем то же самое, что понимается под философией-учебным предметом. «Сверхзадачей» является преодоление этого различия, что возможно только тогда, когда сам преподаватель – философ, а не только информатор или педагог, оказывающий «образовательные услуги». Таким образом, чрезвычайно важна личность преподавателя. С другой стороны, философия как мировоззрение невозможна без личности студента, его персонального опыта, - только рефлексия по поводу этого опыта позволяет реализовать мировоззренческую функцию философии и понять ее не только как вербальный иллюзионизм, или отвлеченную, не связанную с жизнью, мысль, но – в первую очередь, - как систему ценностей, через реализацию которых человек присутствует в мире и обществе.

Это означает, что современная экологическая ситуация неизбежно становится предметом рассмотрения в курсе философии. Кроме того, необходимостью становится изучение истории философии – как истории тех способов, которые существуют в решении философских проблем. В этом плане важнейшим методологическим ходом становится исследование основного вопроса философии в разных его формулировках – как в эссенциализме (и материалистическом, и идеалистическом), так и в феноменологической традиции.

Данные методические рекомендации соответствуют программе по философии, в содержание которой включены десять тем: от вводной «Философия как наука и мировоззрение» и изучения истории философии к изучению теоретических оснований онтологии, гносеологии и аксиологии в их современном состоянии и «практическим» вариациям современной философии в виде философской антропологии, социальной философии и политической философии. Таким образом, рекомендации рассчитаны на максимально возможное в соответствии с учебным планом количество часов по предмету «Философия». В случае, когда количество аудиторных занятий (лекций и семинаров) по философии меньшее, методические рекомендации также могут быть использованы. В этом варианте предлагается сократить раздел по истории философии, сохраняя общее содержание программы, ключевые проблемы для обсуждения и общую направленность связи с экологической парадигмой.

Эта тема является вводной в вузовском курсе философии, и поэтому от нее во многом зависит, как в дальнейшем будет выглядеть для студента философия как наука и как учебный предмет. Важнейшая проблема в изучении философии – определить, как ее можно понимать и как действительно понимает ее каждый человек. В определении собственной позиции и осознании причин того, почему эта позиция такая, а не какая-то иная, заключается смысл философии как мировоззрения. Философия как мировоззрение есть у каждого, кто хотя бы однажды задумался о причинах и последствиях своих мыслей, слов и поступков.

В эволюции мировоззрения традиционно выделяют несколько этапов – мифологический, религиозный и философский типы мировоззрения. Мифологическое и философское мировоззрение сходны содержательно – важнейший вопрос для «мифологического» человека и философа – вопрос о том, в чем заключается смысл присутствия в мире его самого и всего окружающего. Разница заключается в способах ответа на этот вопрос – мифология предполагает ответ, выраженный через образ, который имеет множество значений, а философия выражает знание через рациональное понятие, стремящееся к однозначности. Религиозное мировоззрение - сложное сочетание мифологических принципов объяснения явлений (все совершается по воле бога/богов или его/их силой) и этических (то есть философских) принципов, регламентирующих жизнь человека среди себе подобных.

Философия как наука появляется тогда, когда к вопросам «кто я?» и «зачем я?» присоединяется вопрос «как я это знаю?» Специфика философского знания заключается в том, что на эти вопросы даются рациональные и предельно обобщенные, но при этом поддающиеся конкретизации ответы. Этим определяется и центральное место философии в системе наук. Множественность конкретных вариантов реализации общих «ответов» на вопрос об отношениях меня и мира позволяет утверждать, что философия не занимается «загадками», то есть не отвечает на вопросы, которые имеет ответ всегда, она интересуется «тайнами», для которых не всегда находится ответ; вопрос о границах ответа важнее, чем четкая формула или однозначное понятие. Можно сказать, что философия – учение о всеобщем, о наиболее общих основаниях и законах развития бытия, сознания, познания; иначе – учение о предельных основаниях. В случае, когда ответ недостижим, подлинный философ способен это признать.

В формулировке классического марксизма важнейший вопрос философии как науки – это вопрос о соотношении бытия и сознания, материального и идеального, материи и духа. Этот вопрос может быть рассмотрен в двух аспектах: 1) что является первичным; 2) познаваем ли мир. В зависимости от ответов на эти вопросы можно выстроить теоретическую и оценочную классификацию философских систем. Однако при всей важности марксистской материалистической формулировки основного вопроса она не является единственно возможной. Древнейшая формулировка, принадлежащая Фалесу Милетскому и в Новое время восстановленная Лейбницем, - это вопрос о смысле существования вещей. «Почему существует нечто, а не ничто, многое, а не единое?» можно переформулировать как вопрошание о том, «почему и зачем «нечто» существует?», «в чем смысл его существования?»

Исходя из этого, мы способны понять структуру философского знания. На вопрос о том, «что это?» отвечает онтология как учение о бытии; на вопрос «зачем это? в чем его ценность?» отвечает аксиология – учение о ценностях; на вопрос «как я это узнаю/знаю?» отвечает гносеология – учение о познании. Это условное, но инструментально полезное трехчастное разделение философского знания можно детализировать, приняв за критерий разделения предметное поле, которым занимается философия. Любая философская дисциплина будет стремиться постичь предельные основания, но – через изучение разных предметов: логика через исследование законов мышления, методология – через изучение методов познания, этика – через исследование законов морали, эстетика – через изучение выразительной формы, антропология – через изучение человеческого бытия, натурфилософия – через природу, социальная философия – через общество, философия истории – через постижение законов истории. Особо следует отметить, что история философии – не философия, это историческая наука, которая изучает историю философских взглядов.

Сформулируем функции, которые выполняет философское знание. Оговоримся, что четыре функции, которые мы предлагаем выделять – не единственный способ понять, зачем же нужна философия; существует множество иных вариантов классификации его функций. Мы предлагаем выделить следующие: 1) мировоззренческая – благодаря философскому знанию, человек может объединить в обобщенном виде свое знание о мире в целостную систему; 2) гносеологическая – философия обеспечивает приращение знания о мире (здесь будет показателен пример с формированием понятия «информационное общество», которое было заявлено в рамках социально-философских исследований как теоретический прогноз, и лишь через несколько десятилетий после появления термина информационное общество стало реальным содержанием нашей жизни); 3) методологическая – благодаря философии возможен логико-теоретический анализ научно-практической деятельности людей, ориентация в бесконечном многообразии фактов и процессов объективного мира; 4) социально-коммуникативная – философия определяет существование социальных групп, объединяемых общностью мировоззрения, и коммуникацию между этими группами.

Ведущей проблемой для философии всегда остается проблема человека, а основным методологическим и мировоззренческим принципом современной философии остается антропоцентризм. Антропоцентризм – понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательно-деятельностного фактора. Этапы развития идеи антропоцентризма – от онтологически-космологического понимания человека как меры всех вещей в античной философии, через теоцентризм средневековой европейской философии, гуманистического понимания человека в эпоху Возрождения и субъект-объектное гносеологическое и психологическое изучение человека в Новое время – к социологическому пониманию человека в новейшей философии и формулировке антропного принципа в космологии. «Сильную» формулировку антропного принципа – «Вселенная имеет такие физические характеристики, какие необходимы для появления сознательного наблюдателя (человека)» - поддерживают великие физики-теоретики XX века (Пенроуз, Хокинг, Гамов, Фридман и др.); первоначальная «слабая» формулировка «Вселенная такова (так велика), потому что мы в ней живем», предложенная Дикке на Международном симпозиуме к 500-летию Коперника (1973), была предвосхищена работами Эйнштейна и Дирака. Антропный принцип теоретической физики означает для современной философии подтвержденный точными науками факт причастности каждого человека к событиям, влияющим на жизнь Вселенной. Отсюда – идея вменяемости и ответственности каждого за собственные действия. Таким образом, современная философия на новом уровне возвращается к антропоцентрическим идеям античности. Современная экологическая ситуация и рефлексия по ее поводу в виде новой для философии ветви экологической философии (экофилософии) также призывает к вменяемости и ответственности индивида и общества перед природой и будущими поколениями человечества. Осуществление этой ответственности невозможно без становления нового типа сознания – не эгоцентрического, для которого высшей ценностью остается человек, а экоцентрического, в котором человеческая жизнь осознается как равноценная жизни природы, поскольку без построения новых отношений и взаимосвязей с природой сохранение и дальнейшая эволюция человечества вряд ли возможны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: