Особенности и основные черты философии эпохи Просвещения

Рене Декарт (Картезий, Картезианец)

Представители рационализма

(1596-1650)

французский философ, рационалист, дуалист. Дворянин, служил в армии, 20 лет в Нидерландах, в Стокгольме (с 1649). Выдвинул гипотезу естественного возникновения Вселенной в результате вихревого движения частиц.

Онтология Декарта:

Дуалист. Мир есть творение Бога, но состоит из двух независимых, самостоятельных субстанций (материальной и духовной). Материю сотворил Бог. Человек есть также совокупность 2-х начал: тела и души. Движения человека зависят от тела, а мысли - от души.

Метафизический материалист, т.к.отрицал качественные различия в природе, в т.ч. между живой и неживой природой. «Человек и животные есть сложные машины».

Механистический материалист во взглядах на природу. Материя состоит из мельчайших частиц, бесконечна. Есть только одна форма движения материи – механистическая – путем перемещения тел их столкновения.

Гносеология Декарта:

Рационалист.

1. Учение о «врожденных идеях»:

В человеке от рождения заложены т.н. «врожденные идеи». Затем из этих идей выводится все остальное знание. Достоверное познание возможно только с помощью разума. Основное знание о мире - на основе интуиции. Опыт же (на основе чувственного познания) ничего не дает.

Идеальный метод познания – дедукция (дедуктивный метод).

2. Метод дедукции – универсальный метод познания, когда на основе знания об общих свойствах класса предметов делаются выводы о свойствах единичного предмета данного класса. Таким образом, рассуждение идет от общего к единичному!

П римеры дедуктивного рассуждения:

1. Исходное знание: любая монополия ведет к застою. Дедуктивный вывод: в экономике - не следует монополизировать производство какой-либо группы товаров, в политике - вводить однопартийную систему.

2. Исходное знание: мировой опыт показал, что при переходе к рыночной экономике как правило, наступает определенный кризис производства, инфляция, безработица. Д едуктивныйвывод: страна, собирающаяся перейти к рынку, должна быть готова, к определенному спаду производства, инфляции, безработице. Зная это необходимо постараться смягчить переход.

Тема 6.
Философия эпохи Просвещения
(Англия, Франция, XVII-XVIII века)

Главное достижение – распространение практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей.

Наука переходит с латыни на национальные языки.

Расцвет наук, ремесел, возрождение гражданских свобод.

Распространение идей о торжестве разума, справедливости, равенства.

Общественную жизнь предлагается переустроить на разумных началах.

Философия становится не только методологией науки, но и помогает решать социальные вопросы, показывает пути переустройства общества.

§ 2. Социально-философские учения французских просветителей

Жульен Ламетри (1709-1751)

Теория «Просвещенный человеческий разум».

Разум играет главную роль в истории. Для этого сами правители должны быть просвещенными людьми. Мерило нравственности и правильности поступков – общественный интере с: т.е «все, что полезно обществу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: