Рене Декарт (Картезий, Картезианец)
Представители рационализма
(1596-1650)
французский философ, рационалист, дуалист. Дворянин, служил в армии, 20 лет в Нидерландах, в Стокгольме (с 1649). Выдвинул гипотезу естественного возникновения Вселенной в результате вихревого движения частиц.
Онтология Декарта:
Дуалист. Мир есть творение Бога, но состоит из двух независимых, самостоятельных субстанций (материальной и духовной). Материю сотворил Бог. Человек есть также совокупность 2-х начал: тела и души. Движения человека зависят от тела, а мысли - от души.
Метафизический материалист, т.к.отрицал качественные различия в природе, в т.ч. между живой и неживой природой. «Человек и животные есть сложные машины».
Механистический материалист во взглядах на природу. Материя состоит из мельчайших частиц, бесконечна. Есть только одна форма движения материи – механистическая – путем перемещения тел их столкновения.
Гносеология Декарта:
Рационалист.
1. Учение о «врожденных идеях»:
|
|
В человеке от рождения заложены т.н. «врожденные идеи». Затем из этих идей выводится все остальное знание. Достоверное познание возможно только с помощью разума. Основное знание о мире - на основе интуиции. Опыт же (на основе чувственного познания) ничего не дает.
Идеальный метод познания – дедукция (дедуктивный метод).
2. Метод дедукции – универсальный метод познания, когда на основе знания об общих свойствах класса предметов делаются выводы о свойствах единичного предмета данного класса. Таким образом, рассуждение идет от общего к единичному!
П римеры дедуктивного рассуждения:
1. Исходное знание: любая монополия ведет к застою. Дедуктивный вывод: в экономике - не следует монополизировать производство какой-либо группы товаров, в политике - вводить однопартийную систему.
2. Исходное знание: мировой опыт показал, что при переходе к рыночной экономике как правило, наступает определенный кризис производства, инфляция, безработица. Д едуктивныйвывод: страна, собирающаяся перейти к рынку, должна быть готова, к определенному спаду производства, инфляции, безработице. Зная это необходимо постараться смягчить переход.
Тема 6.
Философия эпохи Просвещения
(Англия, Франция, XVII-XVIII века)
Главное достижение – распространение практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей.
Наука переходит с латыни на национальные языки.
Расцвет наук, ремесел, возрождение гражданских свобод.
Распространение идей о торжестве разума, справедливости, равенства.
Общественную жизнь предлагается переустроить на разумных началах.
|
|
Философия становится не только методологией науки, но и помогает решать социальные вопросы, показывает пути переустройства общества.
§ 2. Социально-философские учения французских просветителей
Жульен Ламетри (1709-1751)
Теория «Просвещенный человеческий разум».
Разум играет главную роль в истории. Для этого сами правители должны быть просвещенными людьми. Мерило нравственности и правильности поступков – общественный интере с: т.е «все, что полезно обществу».