Экономика и хрематистика

Пелевин В. Empire V

Философия экономики

...у вас в голове пять тысяч маркетологов срали десять лет, а вы хотите, чтобы я там убрал за пять минут…

1. Экономика и хрематистика

2. Частная собственность

3. К. Маркс

4. Потребление и маркетинговые уловки

5. Альтернатива

Основные понятия: экономика, хрематистика

Современному человеку связь между накоплением денег и экономикой кажется чем-то само собой разумеющимся. Однако первоначально экономическая деятельность вовсе не отождествлялась с накоплением денег.

Считается, что термин «экономика» изобрел греческий поэт Гесиод, а в научный оборот этот термин был введен Аристотелем (Википедия).

Однако Аристотель кроме понятия «экономика» использовал также понятие «хрематистика». Что же он понимал под этими словами?

Экономика (от греч. «ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон) - законы ведения домашнего хозяйства.

Экономика, по Аристотелю, это такой способ ведения хозяйства, который обеспечивает всем необходимым для жизни.

Хрематистика (от греческого «хрема» – имущество, владение) — искусство наживать состояние.

Аристотель указывает на то, что с появлением денег и основанной на них торговли, с совершенствованием способов получения прибыли, деньги (стремление к увеличению их количества) начинают восприниматься как что-то ценное само по себе: «После того как в силу необходимости обмена возникли деньги, появился другой вид искусства наживать состояние, именно торговля. Сначала она, быть может, велась совершенно просто, но затем, по мере развития опытности, стала совершенствоваться в смысле источников и способов, какими торговые обороты могли бы принести наибольшую прибыль. Вот почему и создалось представление, будто предметом искусства наживать состояние служат главным образом деньги и будто главной его задачей является исследование того источника, из которого возможно почерпнуть наибольшее их количество, ведь оно рассматривается как искусство, создающее богатство и деньги» (Аристотель. Политика)

В экономике деньги служат лишь посредником в обмене. В хрематистике деньги выступают в качестве богатства; целью деятельности становится их накопление.

Если экономическая деятельность имеет предел — удовлетворение основных жизненных потребностей, то «...все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить количество денег до бесконечности» (Аристотель. Политика).

Особенно осуждает Аристотель ростовщичество: «с полным основанием вызывает ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег» (Там же).

Также Аристотель указывает на то, что деньги не являются подлинным богатством; их ценность достаточно условна: «…стоит лишь тем, кто пользуется деньгами, переменить отношение к ним, и деньги потеряют всякое достоинство, не будут иметь никакой ценности в житейском обиходе, а человек, обладающий даже большими деньгами, часто не в состоянии будет достать себе необходимую пищу; такого рода богатство может оказаться прямо-таки не имеющим никакого смысла, и человек, обладающий им в преизобилии, может умереть голодной смертью, подобно тому легендарному Мидасу, у которого вследствие ненасытности его желаний все предлагавшиеся ему яства превращались в золото» (Там же).

Аристотель не отрицает необходимости товарно-денежных отношений, но он пытается показать, как осуществляется переход от естественной хозяйственной деятельности человека, необходимой для жизни в обществе, к порочному стремлению к обогащению. Идеи Аристотеля продолжают оставаться актуальными: в своей трудовой деятельности современный человек нередко ориентируется не на творческую реализацию своего потенциала, не на улучшение общества, не на помощь другим людям, а на получение максимальной прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: