double arrow

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ


ЛЕКЦИЯ 2

Типологизация истории философии и отличительные черты философии космоцентризма.

1. Начиная с Гегеля, потом К. Маркса связывают философские учения с различными историческими эпохами:

- рабовладельческий период

- феодальный период

- буржуазный

- социалистический

2.

Восточная философия Западная философия
- Философия Древней индии - Философия Древней Греции
- Философия Древнего Китая - Философия Средневековья
- Современная восточная философия - Философия эпохи Возрождения
  - Философия Нового времени
  - Философия Просвещения
  - Философия современности

3. Национальная: русская, немецкая, английская и пр.

4. По школам: идеалистическая, материалистическая ,рационалистическая и т.д.

5. Стадии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Отличительные черты философии космоцентризма:

- в центре внимания стоят проблемы физического мира, его построение, объяснение физических явлений,

- допускалось существование души и богов, высших силы

- мир взаимосвязан

- человек в мире не свободен, это его лишь очень малая часть.

Специфика обществ Востока определяется тем, что в их основании лежит особый способ производства — «азиатский», отличительными особенностями которого являются «восточная община» и «азиатские формы собственности». В структуре такого общества выделяются два основных полюса: система более или менее замкнутых и разрознен­ных сельских общин и централизованная государственная админист­рация, «восточная деспотия», стоящая над этими общинами, управля­ющая ими и взимающая с них доходы. Процесс классообразования ос­ложнялся существованием разнообразных кланов, сект, землячеств и прочих объединений, которые жестко определяли место человека в об­ществе. Эта система всегда играла заметную роль. Во-первых, она за­щищала человека от произвола государственного деспотизма, во-вто­рых, корпоративность позволяла чиновнику автономно распоряжаться в подвластной ему корпорации.

Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традицией и освящены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры, причем ее консервативность вполне соответствовала политическому деспотизму восточного государства. В результате, взаимозависимость государства и социальной структуры породила условия для необычайной стабильности, неизменности, даже застойности стран Востока. Государства разрушались, гибли, создавались заново, но корпоративная структура общества сохранялась почти без изменений. Все это обусловило и особенности духовной культуры, в частности, философии. Философия ветвится, разрастается, но качественного роста не происходит. Она всегда делала ставку на стабильность, сохранение социально -политического «статус-кво». Неслучайно, что некоторые, вполне новаторские для своего времени философские учения, были в последствии превращены в религиозные догмы.




Таким образом, в середине первого тысячелетия до н. э. в наиболее культурно и социально-экономически развитой части древней цивили­зации создаются благоприятные условия для возникновения философии. Создается впечатление, что в VI в. до н.э. произошел настоящий интел­лектуальный взрыв. Особенно ярким он был в Китае и Индии.

Общая характеристика античной философии.

Это философия, выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих городах-полисах Малой Азии, средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, Римской Империи. Период – более 1000 лет, с 6 по 6 в в до и н.э. Античная философия является образцом чистоты, простоты мысли.



Особенности:

- Материальной основой послужил расцвет городов-полисов, философия возникла там, где есть политическая структура и понятие гражданской доблести,

- Античная философия была оторвана от сферы материального производства, а сами философы превратились в самостоятельную, не отягощенную трудом прослойку, претендующую на политическое и духовное руководство обществом (Аристотель – Александр Македонский, Сенека –Нерон, Марк Аврелий _ сам император),

- Допускалось существование богов, которые были частью природы и служили людям,

- Человек не выделялся из окружающего мира, был счастью природы,

- Стержневой идеей являлся космоцентризм – страх и преклонение перед космосом, проявление интереса, прежде всего, к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира.

- На поздних этапах характерно смешение космоцентризма и антропоцентризма.

Этапы античной философии:

- Ранняя классика – натуралисты, досократики – Парменид, Фалес, Демокрит, Пифагор. Главная проблема: физис, космос, его строение.

- Средняя классика: Сократ и его школа, сократики: Горгий, Гиллий, Антифонт, Антисфен.

- Высокая классика: Платон, Аристотель и их школы.

- Эллинизм: Эпикур и эпикурейцы, стоики раннего периода (Панэций, Посидоний), поздние римские стоики или неостоицизм (Сенека, Аврелий). Главные проблемы – мораль и свобода человека.

Проблематика античной философии:

- Онтологические проблемы. Что лежит в основе бытия, в чем сущность субстанции бытия и пр. Начало есть материя – первоначало (Фалес). Демокрит: Вселенная состоит из атомов и пустоты, слияние атомов порождает предметы (вещи). Любая вещь состоит из мельчайших частиц, ее можно разложить на атомы, которые подчиняются божественной воле. Существует четыре стихии: вода, огонь, земля, воздух. Главная проблема: как возник Космос, какова его структура? Время физично, необратимо, имеет свой отсчет, личное (от восприятия), время циклично.

- Гносеологические проблемы. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали? Есть ли не зависящие от человека нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное и иррациональное в человеческом познании? Гераклит: истина всегда конкретна, но никогда не бывает абсолютна, зависит от времени, людей, морали. Киники6 полная релятивность человека от общественных законов, все позволено. Диоген: отречение от всех земных благ, только мыслить о вечном.

- Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами. Одновременно – могущество и силы духа человека к стремлению к свободе, познанию, в которых и есть счастье.

- Проблема отношения человека и Бога, божественно воли, построения богом Космоса. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обуславливающие друг друга.

- Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного, проблема поиска рационального метода познания мира идей и текучего, подвижного мира вещей.

Общая характеристика христианской европейской философии.

1. Существует 1200 лет, сбросить со счетов такую мощную школу нельзя.

2. Христианская мысль – революция в европейской культуре, оказала огромное влияние на мышление.

3. Монотеистична, это чуждо античности, мифологии. Бог создает мир из ничего, бог причастен ко всему, на всем лежит печать божественного промысла.

4. Возникает новое понимание философии: философия есть знание о мире, но теология – это знание о Боге, и поэтому теология выше.

5. Спасение души важнее накопления знаний.

6. Возникает четкая иерархия в знаниях, в религии, во всем. Теология – философия - медицина; папа Римский, император – король, кардинал – рыцарь, монах – подлое сословие: крестьяне, ремесленники.

7. Философия выступает как некий подчиненный теологии свод знаний, теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог).

8. Ретроспективность и традиционализм. Истина находится в Библии, чем ближе к Библии, тем ближе к истине. Иерархия: Новый завет (что сказал Христос) – Ветхий завет (пророки) – послание апостолов - житие святых.

9. Повернутость в прошлое, оторванность от реального мира.

10. Экзегетика – толкование Библии, Библия иносказательна, поэтому ее толкуют по-разному:

- Этимологически или семантически – значение каждого слова,

- Концептуально – по смыслу или по духу,

- Спекулятивно - толкование текста, понимание, расшифровка, элементы герменевтики

11. Учительство. Огромное количество трактатов направлено на человека, они поучают, а не для того, чтобы исследовать проблему.

12. Откровенность. Пишут то, что чувствуют, от Бога не спрячешься.

13. Самоуглубленность, рефлексивность.

14. Универсальность знаний. Истинные знания – это знания о природе, о боге, о душе, о человеке. Библия – свод энциклопедических знаний обо всем.

15. Важен термин «благородство». Применяется ко всему: вода благороднее земли (земля проклята, на ней распяли Христа), воздух благороднее воды (по воде ходил Христос) и т.п.

Общая характеристика философии Нового времени

К концу XVI в. перед философией встала задача преодоления религиозного догматизма, схоластики, разработки методов научного исследования природы, а также обоснования потребностей нового этапа в развитии общества. Для решения всех этих проблем философии в первую очередь следовало освободиться от опеки теологии, заново утвердить себя в качестве самостоятельной отрасли знания.

Философия должна была учесть достижения естествознания и в то же время содействовать его развитию. В этих условиях на первый план вышли проблемы метода и средств познания, вопросы о роли опыта, чувств, разума в познавательном процессе.

В целом философская мысль поворачивается в сторону реальной действительности. Однако решающее влияние на последующую философскую мысль имеют не столько сами новые проблемы, сколько постепенно пробивавшая себе дорогу идея автономной философии, опирающейся на опыт и естественный разум, знания о природе, право н мораль.

В философии XVII-XVIII вв. сложился и стал господствующим метафизический подход к миру, когда объекты природы и духа, а также отражающие их понятия считались раз и навсегда данными, неизменными, подлежащими изучению обособленно друг от друга.

Характерной чертой этого периода в развитии философии был также механицизм. Механика была самой развитой отраслью естествознания того времени. А потому предполагалось, что все сущее живет по законам механики.

В философии XVII—XVIII вв. с новой силой разгорается борьба материализма и идеализма. И если в начале этого периода материализм часто выступает в маскирующих его сущность одеждах (например, в форме деизма), то в конце — прежде всего в лице французского материализма, он открыто и решительно отвергает как идеализм, так и религию.

В философии Нового периода можно выделить две основные проблемы, занимавшие умы философов:

- проблема метода в познании (эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, рационализм – Р. Декарт, Б. Спиноза);

- проблема субстанции (substantia (лат.) – первооснова, сущность); она разрешалась в рамках рационализма (Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций; Р. Декарт: учение о существовании двух субстанций – материальной и духовной).

Для философии Нового времени характерна ориентация на науку – с одной стороны, и юридически-правовую сферу – с другой.

Общая характеристика немецкой классической философии.

- Повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности,

- Особое внимание уделяла проблеме развития,

- Значительно обогатила логико–теоретический аппарат философии,

- Взглянула на историю как целостный процесс.

Объективный идеализм:

1. Иммануил Кант:

- Объяснение возникновения Солнечной системы,

- Теория о наличии границ познавательной способности человека,

- Выдвинул учение о категориях,

- Сформулировал категорический императив,

- Идея о «вечном мире» в будущем.

2. Георг Гегель

- Отождествил бытие и мышление,

- Учение об абсолютной идее, глубоко обосновав концепцию объективного идеализма,

- Разработка диалектики.

3. Фридрих Шеллинг

- Глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма,

- Выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Субъективный идеализм.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: