Специальность Русский язык и литература
Заведующий кафедрой Н.Л.Вершинина
Литература вт. пол. XIX века.
Литература перв. пол. XIX века.
Литература XVIII века.
Древнерусская литература.
Русская литература (Древнерусская литература, XVIII в., XIX в.). Список для чтения.
«Повесть временных лет».
«Слово о законе и благодати Илариона».
«Поучение Владимира Мономаха».
«Житие Феодосия Печерского».
«Сказание о Борисе и Глебе».
«Слово о полку Игореве».
«Житие Александра Невского».
«Слово о погибели Русской земли».
«Повесть о разорении Рязани Батыем».
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
«Задонщина».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
«Повесть о Горе-Злочастии».
«Житие протопопа Аввакума».
Ломоносов М.В. Разговор с Анакреоном. Оды. Утреннее размышление. Вечернее размышление.
Сумароков А.П. Оды. Элегии. Сатиры.
Державин Г.Р. На смерть Мещерского. К первому соседу. Властителям и судиям. Фелица. Бог. Вельможа. Памятник. Снегирь. Евгению. Жизнь Званская.
Радищев А.Н. Вольность. Путешествие из Петербурга в Москву.
Карамзин Н.М. Бедная Лиза.
Жуковский В.А. Вечер. Невыразимое. К портрету Гете. Таинственный посетитель. Певец во стане русских воинов. Людмила.Светлана.
Батюшков К.Н. Совет друзьям. Ложный страх. Элизий. Мои пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Вакханка. Мои гений. Элегия.
Крылов И.А. Басни (по выбору)
Кюхельбекер В.К. К Пушкину и Дельвигу. Греческая песнь. Тень Рылеева. 19 октября. Участь русских поэтов.
Боратынский Е.А. Пиры. Разлука. Уныние. Родина. Разуверение. Бал. Муза. На смерть Гете. Последний поэт. Признание. Приметы.
Пушкин А.С. Стихотворения. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Граф Нулин. Полтава. Медный всадник.
Евгений Онегин. Повести Белкина. Пиковая дама. Дубровский. Капитанская дочка.
Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Мцыри. Демон. Герой нашего времени.
Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Петербургские повести. Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями.
Герцен А.И. Кто виноват? Сорока-воровка. Былое и думы (части 1-4)
И.С. Тургенев Ася. Первая любовь. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Дым.. Новь. Вешние воды. Стихотворения в прозе.
Ф.И. Тютчев. Лирика
А.А. Фет. Лирика
И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.
Н.А. Некрасов. Стихи. Саша. Железная дорога. Мороз, Красный нос. Русские женщины. Кому на Руси жить хорошо.
Н.Г Чернышевский. Что делать?
М. Е.Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы. История одного города. Сказки.
Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Двойник. Белые ночи. Записки из подполья.Записки из Мертвого дома. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы. Сон смешного человека.
Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Казаки. Люцерн. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Отец Сергий. Хозяин и работник. Воскресение.
А.П. Чехов. Рассказы 1886-1887 гг. Степь. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. Дом с мезонином. Душечка. Скучная история. Дуэль. Черный монах. Дама с собачкой. Учитель словесности. Студент. Невеста. Архиерей
Н.С.Лесков. Леди Макбет Мценского уезда. Очарованный странник.
ПСКОВ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература (050301 по ОКСО) |
Регистрационный номер 707 пед/сп от 31.01.2005 |
1. Цели и задачи изучения дисциплины.
1.1. Цели изучения дисциплины.
Целью курса является формирование у студентов представления о русской литературе советского периода как о многоуровневой системе, состоящей из разнохарактерных художественных явлений, создание целостного представления о неоднозначном и сложном процессе идейно-творческого осмысления действительности в связи с особенностями культурно-исторического развития России в данный период. Основной принцип программы – социокультурный аспект в изучении литературы – призван показать разные картины мира, предлагаемые художниками. Актуальность курса обусловлена объективным выделением данного периода в качестве самостоятельного этапа в развитии русской литературы ХХ века, характерной чертой которого является сосуществование классических и неклассических художественных систем. Курс истории русской литературы 1920 –1950-х годов продолжает изучение русской литературы ХХ века, главным образом, реалистического направления, знакомит с ее существованием и взаимодействием с литературой модернизма.
1.2. Задачи изучения дисциплины.
Русская литература 1920 – 1950-х годов – литература, существовавшая в эпоху «эпического состояния мира», эпоху войн и революций, в условиях идеологического и государственного диктата, обусловившего разделение русской литературы на три потока. Этим обусловлены следующие задачи:
1) изучить как единый процесс русскую литературу метрополии;
2)обратиться к философским и социологическим теориям, повлиявшим на литературный процесс;
3)изучив многообразие литературных исканий в 1920-е годы, обратиться к рассмотрению унификации литературного процесса в 1930 – 1950-е годы;
4)рассмотреть возрождение эпоса в 1920 – 1950-е годы, исследовать типологические формы романа;
6)изучить диалог утопической и антиутопической литературы.
Поставленные задачи решаются посредством формирования у студентов конкретных знаний, умений и навыков. Студент должен:
иметь представление:
- о художественной специфике романного жанра в русской литературе 1920-1950-х гг.;
- о взаимодействии антиутопических тенденций в литературном процессе с утопическими устремлениями эпохи;
- о тематике поэзии и прозы 1930-1950-х гг.;
- о судьбе и творческой эволюции ведущих представителей литературы советского периода;
- о художественном своеобразии творчества поэтов и прозаиков – как официальной, так и «потаенной» литературы;
- о современном состоянии литературоведческой науки, изучающей литературный процесс 1920-1950-х годов.
знать:
- основные литературные события и факты 1920-1950-х гг.;
- наизусть не менее двух стихотворений каждого изучаемого поэта.
уметь:
- грамотно анализировать художественные произведения разных направлений и стилей;
- дать критическую оценку суждениям авторов, исследующих литературное произведение.
Воспитательное значение курса. Курс «История русской литературы 1920-1950-х гг.» нацелен на формирование у студентов гуманистического мировоззрения, чему способствует изучение литературы о революции и гражданской войне, о коллективизации, о Великой Отечественной войне, о далеком прошлом России. Вместе с тем он предоставляет возможность приобщить студентов к непреходящим нравственным и эстетическим ценностям, сохраненным, несмотря на все исторические катаклизмы, в лучших образцах русской литературы ХХ века.
1.3. Межпредметные связи.
Дисциплина интегрирует и углубляет знания студентов, полученные при изучении русской литературы предшествующих периодов, прежде всего «История русской литературы Серебряного века» и «История русской литературы 20-50 гг.» (8 семестр),а также теоретического курса «Введение в литературоведение».
Изучение курса позволяет сформировать у студента гуманитарно-филологическую ментальность, способность к самостоятельному освоению литературных феноменов, что является обязательной задачей подготовки учителя русского языка и литературы. Именно сформированное филологическое мышление позволит студенту успешно проявить себя в различных сферах и аспектах образовательной деятельности.
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем в научно-исследовательской работе.
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Очное отделение
Общая трудоемкость дисциплины | 76 часов | |||
Аудиторные занятия: | 48 часов | 48 часов | ||
Лекции | 38 часов | 38часов | ||
Практические занятия | 10 часов | 10 часов | ||
Промежуточный контроль | ||||
Самостоятельная работа: | 48 часов | 48 часов | ||
Изучение теоретического курса (реферативный обзор специальной литературы и интернет-ресурсов по теме) | ||||
Решение профессиональных задач (интерактивные формы обучения) | ||||
Тестирование на бумажных носителях | ||||
Подготовка к коллоквиуму | ||||
Подготовка анализов стихотворений и отрывков прозы | ||||
Разработка спецвопроса по одной из тем отдельного дисциплинарного модуля | ||||
Апробация методической разработки по одной из тем дисциплинарного модуля (дополнительный модуль) | ||||
Итоговый контроль | Экзамен | |||
Заочное отделение
Общая трудоемкость дисциплины | 76 часов | |||
Аудиторные занятия: | 10 часов | 4 часа | 6 часов | |
Лекции | 10 часов | 4 часа | 6 часов | |
Практические занятия | ||||
Промежуточный контроль | ||||
Самостоятельная работа: | ||||
Изучение теоретического курса (реферативный обзор специальной литературы и интернет-ресурсов по теме) | ||||
Решение профессиональных задач (интерактивные формы обучения) | ||||
Тестирование на бумажных носителях | ||||
Написание домашней контрольной работы по одной из тем | ||||
Разработка урока, подготовка портфолио, презентации(на выбор) по одной из тем отдельного дисциплинарного модуля | ||||
Апробация методической разработки по одной из тем отдельного дисциплинарного модуля (дополнительный модуль) | ||||
Итоговый контроль | Зачет | |||
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план
№ п/п | Раздел Дисциплины | Лекции (часы) | Самостоятельная работа (часы) | Формируемые компетенции |
1. | Развитие культуры в условиях тоталитарной системы: пути официальной и «потаенной литературы». | 4 Чтение художественных текстов, реферирование научной литературы. | в области педагогической деятельности: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональных задач; - владеет основами речевой профессиональной культуры; - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; - способен реализовывать учебную программу курса в различных образовательных учреждениях; - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; в области культурно-просветительской деятельности: - умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; - способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности | |
2. | Возрождение эпоса в литературе 1920-1950-х годов. | 22 Чтение научной литературы, ее реферирование. Чтение и анализ художественных текстов. Подготовка к практическим занятиям, к собеседованию по прочитанным текстам и критической литературы. | ||
2.1 | Творчество М.Горького | |||
2.2 | Судьба и творчество М.Булгакова | 4+ 2 ПЗ | ||
2.3. | Проза А. Платонова как отражение поисков правды | 4+2 ПЗ | Реферат статьи С.Бочарова по творчеству А.Платонова. | |
2.4 | Творчество А.Толстого | 2+2 ПЗ | ||
2.5 | Специфика прозы Л.Леонова | |||
3. | Развитие философской лирики в 1920-1950-е годы | 20 Чтение научной литературы. Чтение художественных текстов. Подготовка к практическим занятиям, к коллоквиуму (по творчеству А.Ахматовой). Анализ поэтических произведений. | ||
3.1 | Творчество О.Мандельштама зрелого периода | 3+2 ПЗ | ||
3.2 | Судьба и поэзия М.Цветаевой | 3+2 ПЗ | ||
3.3 | Творческий путь Б.Пастернака | |||
3.4 | Художественный мир А.Ахматовой | Подготовка к собеседованию по прочитанным текстам. | ||
3.5 | «Метаморфозы» Н.Заболоцкого | |||
4. | Творчество И.Бродского как «эпилог» классического этапа развития русской лирики. | 2 Чтение художественных текстов, их анализ. | ||
Итого |
3.2. Модульный план
№ п/п | Наименование модуля, срок его реализации | Перечень тем лекцц. курса, входящих в модуль | Перечень видов самостоятельной работы, входящих в модуль, их конкретное наполнение | Формируемые компетенции |
1. | ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 1. Раздел I (1 неделя) | Раздел I (4 часа) | 4 Чтение художественных текстов, реферирование научной литературы. | в области педагогической деятельности: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональных задач; - владеет основами речевой профессиональной культуры; - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; - способен реализовывать учебную программу курса в различных образовательных учреждениях; - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; в области культурно-просветительской деятельности: - умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; - способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности |
2. | ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 2. Разделы II-IV (10-16 недели) | Раздел II (22 часа) | 22 Чтение научной литературы, ее реферирование. Чтение и анализ художественных текстов. Подготовка к практическим занятиям, к собеседованию по прочитанным текстам и критической литературы. Реферат статьи С.Бочарова по творчеству А.Платонова. | |
Раздел III (20 часов) | 20 Чтение научной литературы. Чтение художественных текстов. Подготовка к практическим занятиям, к коллоквиуму (по творчеству А.Ахматовой). Анализ поэтических произведений. Подготовка к собеседованию по прочитанным текстам. | |||
Раздел IV (2 часа) | 2 Чтение художественных текстов, их анализ. | |||
ИТОГО: |
3.3. Тематическое содержание курса
(9 семестр)
1.Развитие культуры в условиях тоталитарной системы: пути официальной и «потаенной литературы».
Унификация культурной жизни в 1930 – 1950-е годы. Роль Первого съезда писателей, появление нормативной эстетики (социалистический реализм). «Производственная» тема в литературе, поэтизация труда как способа самовоспитания и перевоспитания.
Формирование двух линий развития исторического романа: А. Толстой, А. Чапыгин и др. - Ю. Тынянов, О.Форш; их стилевое разнообразие.
Литература 1940-х годов. Поэзия военных лет. Прорыв в новую эстетику в прозе о войне (В.Некрасов, К.Симонов, Э.Казакевич).
2.Возрождение эпоса в литературе 1920-1950-х годов.
2.1.Творчество М.Горького.
Общественная и литературная деятельность в 20-30-е гг. Новые принципы психологизма в жанре литературного портрета ("Лев Толстой", "Сергей Есенин"), в романе ("Дело Артамоновых"). "Жизнь Клима Самгина " как философский роман. Горьковское понимание истории и роли народа в ней, сущности и места человека в мире. Проблемы культуры в романе. Драматургия Горького 30-х гг как продолжение его прозы. Особенности конфликта в пьесах "Егор Булычев и др.", "Васса Железнова ", изображение характеров.
2.2.Судьба и творчество М. Булгакова.
"Фантастика, корнями врастающая в быт" в сатирических повестях и пьесах 20-х гг. Судьбы русской интеллигенции и культуры в романе "Белая гвардия ". Символико-философское изображение гражданской войны. Своеобразие жанра. Соотношение романа и пьесы "Дни Турбиных ". Философская пьеса в снах - "Бег". Трагедия художника в пьесе "Кабала святош". Роман-миф "Мастер и Маргарита ". Роман и евангельская легенда. Сатирическое изображение литературной и обывательской среды. Изображение Воланда и его свиты. Творческая личность в романе. Философия любви и вечной женственности. Фаустианские мотивы. Своеобразие поэтики романа.
2.3.Проза А. Платонова как отражение поисков правды.
Изображение утопических дерзаний человека в повестях "Епифанские шлюзы", "Эфирный тракт ", "Лунная бомба". Изображение "маленького человека "в "Ямской слободе", "Сокровенном человеке". Сатира Платонова. Исследование бюрократии в повести "Город Градов". Философский роман "Чевенгур", мифо-фольклорные основы его структуры. Платоновский гротеск и своеобразие языка. Социально-философская повесть "Котлован". Своеобразие авторской позиции в столкновении классового с общечеловеческим. Повесть - "мистерия" "Джан". Социальный, нравственный, философский смысл повести. Обращение Платонова к проблемам конкретного человека в рассказах "Фро", "Река Потудань", "Возвращение".
2.4. Творчество А.Толстого.
Дооктябрьское творчество писателя, развитие классических традиций. Октябрьская революция в судьбе и творчестве писателя. Годы эмиграции. Работа над романом "Сестры". Возвращение на Родину. Научная фантастика в творчестве Толстого ("Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина"). Трилогия "Хождение по мукам ". Судьбы России и революции, пути интеллигенции. Тип психологизма в романах Толстого. Теория "внутреннего жеста" А. Толстого и ее художественная реализация в произведении. Особенности сюжета и композиции трилогии и каждого из романов. Концепция петровской эпохи в романе "Петр Первый". Художественные принципы изображения исторической эпохи. Эволюция образа Петра. Народ в романе. Особенности повествования и язык романа.
2.5. Специфика прозы Л.Леонова
Проблема национальной истории, поэтика философской прозы: многоуровневость текста, богатство культурных аллюзий, символизация в романе «Барсуки». Социально-философский роман «Русский лес». Проблема отцов и детей, идея личной ответственности человека за свою реализацию, символика в романе.
3. Развитие философской лирики в 1920-1950-е годы
3.1. Творчество О.Мандельштама зрелого периода.
Тема и образ времени, века в лирике 1920-1930-х гг («Век», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Шерри-бренди»). Трансформация темы Петербурга. "Воронежские тетради": изменение тематики и черт поэтики. Гражданственность поэзии 1930-х гг. "Стихи о неизвестном солдате" как предчувствие грядущих трагедий века. Семантическая поэтика Мандельштама.
3.2. Судьба и поэзия М. Цветаевой.
Романтические мотивы ранней лирики. Тема Москвы, России в творчестве Цветаевой. Годы эмиграции, драматизм судьбы поэта. Тема поэтического творчества ("Поэт ", "Стол"). Разнообразие мифологем в циклах, посвященных поэтам. Мотив жизни и смерти ("Жизни"). Мотив тоски по Родине, вынужденной, насильственной разлуки в стихах "Родина", "Рас-стояния …", "Рельсы", "Тоска по Родине. Давно". Развитие традиций футуризма в поэзии М. Цветаевой, особенности ее поэтики зрелого периода. Своеобразие поэмного жанра («На красном коне», «Поэма Горы»). Проза М. Цветаевой ("Мой Пушкин", "Эпос и лирика современной России ", "Поэт и время ").
3.3.Творческий путь Б.Пастернака.
Творческие связи и искания молодого Б.Пастернака. Книга "Сестра - моя жизнь " как выражение его художественной философии. Своеобразие лирического героя, художественной картины мира. Поэтологические особенности книги. Поэмы "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт " как опыты эпического освоения современности. Позиция художника в 30-е гг. Работа над романом "Доктор Живаго". Идея свободной личности в романе. Идея революции, неоднозначность восприятия ее героями романа и автором. "Стихи Юрия Живаго" как единое целое. Христианские мотивы в стихах и в романе. Цикл "Когда разгуляется ", пушкинские традиции, обретение простоты стиля.
3.4.Художественный мир А.Ахматовой
Судьба и творчество советского периода. Гражданственные мотивы в лирике послереволюционных лет. Образ эпохи в поэме "Реквием". Особенности художественной формы в поэме. Лирика военных лет ("Ветер войны", "Северные элегии"). Трагедийность бытия и мужество человека. "Поэма без героя" как главное произведение 1940-1960-х гг. Творческая история поэмы. "Зашифрованность" как способ воспроизведения исторической действительности. Философская проблематика поэмы. Художественное своеобразие (композиция, образность, строфика, звукопись). Послевоенная лирика ("Бег времени"), особенности поэтики. Тема творчества ("Тайны ремесла") и любви («Шиповник цветет»).
3.5. «Метаморфозы» Н.Заболоцкого
Принадлежность к группе «ОБЭРИУ», черты модернистской поэтики в лирике 1920-х годов («Столбцы»). Натурфилософская лирика 1930-х годов: «космическая настроенность мышления», открытие дисгармонии мира. Тема смерти и бессмертия человека. Жанровые особенности (философская медитация, элегия). Метаморфозы творчества 1940 – 1950-х годов: выдвижение в центр поэтического мира человека, идея воспитания души. Любовная лирика. Принцип Мысль – Образ – Музыка, его претворение в художественных произведениях. Философский подтекст как основной принцип поэтики.
4.Творчество И.Бродского как «эпилог» классического этапа развития русской лирики.
Судьба поэта. Специфика поэтического осмысления пространства, времени и человека. Слово в художественном мире Бродского. Традиции О.Мандельштама, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Б.Пастернака, их трансформация в поэзии И.Бродского.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Изучение курса «История русской литературы 1920-1950-х гг..» опирается в наибольшей степени на современные исследования и учебные пособия по истории русской литературы XX вв. и теории литературы. Нужно учитывать многообразие подходов к различным литературным явлениям, которое существует в научных трудах.
Поскольку пересмотр литературных явлений первой половины ХХ века находится на стадии продолжения, необходимо следить за новой научной и учебной литературой по курсу, за публикациями в научных журналах, рецензиями на вышедшие книги и знакомить студентов с их выводами.
Постоянно следует расширять научный и культурный кругозор студентов, воспитывать «вкус» к аналитической, критической деятельности, сопоставляя не только разные точки зрения ученых, но и интерпретации произведений литературы в киноискусстве, театральных постановках, в музыке и живописи.
Преподаватель должен стараться пробудить интерес студентов к просветительской деятельности: выступлению с докладами перед студентами, школьниками, читателями библиотек, участию в литературных вечерах, дискуссиях.
Важно находить новые методы и формы работы со студентами, совершенствовать формы текущего и итогового контроля, в том числе применяя индивидуальный подход к студентам.
5. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
№ п/п | Раздел дисциплины | Самостоятельная работа (часы и форма сам. работы) |
1. | Развитие культуры в условиях тоталитарной системы: пути официальной и «потаенной литературы». | 4 Чтение научной литературы, ее реферирование. Чтение художественных текстов. |
2. | Возрождение эпоса в литературе 1920-1950-х годов. | 22 Чтение научной литературы, ее реферирование. Подготовка к практическим занятиям. |
2.1 | Творчество М.Горького | |
2.2 | Судьба и творчество М.Булгакова | |
2.3 | Проза А.Платонова как отражение поиска правды | Чтение художественных текстов. Подготовка к собеседованию по прочитанным текстам, критической литературе. Реферат статьи С.Бочарова по творчеству А.Платонова. |
2.4 | Творчество А.Толстого | |
2.5 | Специфика прозы Л.Леонова | |
3. | Развитие философской лирики в 1920-1950-е годы | 20 Чтение научной литературы. Чтение художественных текстов, их анализ. |
3.1 | Творчество О.Мандельштама зрелого периода | |
3.2 | Судьба и поэзия М.Цветаевой | |
3.3 | Творческий путь Б.Пастернака | |
3.4 | Художественный мир А.Ахматовой | Подготовка к собеседованию по прочитанным текстам, критической литературе. Подготовка к коллоквиуму по творчеству А.Ахматовой. |
3.5 | «Метаморфозы» Н.Заболоцкого | |
4. | Творчество И.Бродского как «эпилог» классического этапа развития русской лирики. | 2 Чтение художественных текстов, их анализ. |
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Освоение материала начинается на лекциях, посещение которых обязательно, поскольку на них даются установки, в каком ключе следует изучать литературу данного, чрезвычайно противоречивого периода истории русской литературы. Осваивая затем тему самостоятельно, следует внимательно перечитать конспект лекции, потом обратиться к учебнику и рекомендованной литературе с целью расширения и углубления того материала, который рассматривался лекционно. Следует помнить, что точка зрения того или иного автора в критической литературе может не совпадать с позицией автора учебника или преподавателя, излагающего курс. Поэтому нельзя механически соединять в одном ответе все, что почерпнуто из разных источников. Читая, надо постараться выделить основные положения, излагаемые автором статьи, книги, учебника или лектором, разобраться в их аргументах, а при ответе обязательно указать, чьи точки зрения вы излагаете, в чем они сходны, а в чем противоречат друг другу. Обязательным является изложение вашей собственной точки зрения.
Следует внимательно воспринимать звучащие на лекциях тексты и образцы их анализа, которые дает преподаватель, а также образцы анализа текстов, содержащихся в рекомендованной литературе. Затем следует результаты своих наблюдений применить в самостоятельном анализе иных текстов. Не предпринимая самостоятельных попыток анализа, научиться анализировать текст невозможно.
Контроль.
В течение семестра преподаватель проверяет тетради для самостоятельной работы, приглашает для собеседования по прочитанным художественным текстам и критической литературе, проводит тестирование, контрольные работы в часы самостоятельной работы.
6. ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
I. Промежуточный контроль.
Консультации, собеседование по общим темам курса по выбору, содержанию научных работ и прочитанным текстам. Консультации проводятся еженедельно, в часы самостоятельной работы.
Формами контроля также являются:
- работа на практических занятиях,
- работа на коллоквиуме (по творчеству А.Ахматовой),
- подготовка реферата статьи С.Бочарова по творчеству А.Платонова,
- тестирование
II. Итоговый контроль.
Дисциплина завершается подготовкой студентом спецвопроса по одной из тем курса. Студент должен продемонстрировать
- начитанность в художественных произведениях избранного автора;
- освоение научной и критической литературы по творчеству писателя (поэта);
- умение критически оценить прочитанное, высказать собственную точку зрения на вопрос;
- умение обобщить и систематизировать полученный из научных источников материал, сопоставив его с собственными наблюдениями по тексту;
- способность составить развернутый план ответа по избранному вопросу;
- готовность изложить содержание любого пункта плана, подтверждая свои суждения примерами из художественных текстов;
- знание наизусть поэтических произведений;
а также
усвоение базовых понятий по всему курсу;
умение использовать разные источники для получения информации по вопросам дисциплины.
Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине:
I. Практические занятия
1. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Вопросы:
1.Жанровая принадлежность произведения. Особенности романа-мифа.
2.Историософская проблематика романа. Свобода обращения с евангельским материалом. Булгаковская интерпретация библейских образов.Вопрос о человеческом, дьявольском и божественном в романе.
3.Композиционная связь разных планов повествования. Историческое и злободневное в романе.Амбивалентность ситуаций и положений как отличительная черта романа, ее смысл.
4.Анализ образов Бездомного, Берлиоза, Мастера, Маргариты и Воланда в контексте биографии писателя и социокультурной ситуации 20-30-х годов. Тема обретения души, любви, творчества как путь к духовной свободе.Тема Фауста в романе.
5.Роман "Мастер и Маргарита" в контексте творчества Булгакова: сквозные идеи, стилевая синтетичность (реализм, фантастика, сатира).
Литература:
1.Лакшин В. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" //Новый мир. 1968. № 6. Или: Булгакиада.М., 1978.
2.Чудакова М.О. Жизнеописание М.Булгакова. М.,1988.
3.Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.
4.Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"; Новый завет в произведениях М.А.Булгакова.// Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М.,1994.
5.Белобровцева И. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита": конструктивные принципы организации текста. Тарту, 1997.
6.Вулис А. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». М.,1991.
7.Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001.
8.Ишимбаева Г.Г. Русская Фаустиана ХХ века. М.,2003.
Рекомендации:
Цель занятия – рассмотреть роман как итоговое произведение писателя, в котором выражены основные идеи Булгакова, в том числе – идея личной ответственности человека за свои поступки перед Вечностью.
При подготовке необходимо проследить основные сюжетные линии романа, выявить черты, характеризующие основных героев: Мастера, Маргариты, Иешуа, Понтия Пилата, Бездомного, Берлиоза, Воланда. В изображении библейских персонажей Булгаков подчеркивает земное, человеческое начало, акцентируя внимание на физических страданиях Понтия Пилата, на страхе Иешуа перед побоями. Персонажей московских глав следует рассматривать в контексте биографии писателя и социокультурной ситуации 20-30-х годов.
Необходимо понять, что Булгаков сознательно сопоставляет далекие исторические эпохи, смещает границы исторических событий, отступает от хронологической последовательности. Амбивалентность ситуаций и положений является отличительной чертой романа, в котором главной темой является человек, добро и зло в нем. Булгаков считает, что человеческая природа больше расположена к злу из-за слабостей. Но любовь и творчество способствуют пробуждению добра в человеке.
В процессе подготовки к занятию необходимо уяснить авторскую трактовку таких философских антиномий, как страх и бесстрашие, жизнь и смерть, добро и зло, свет и покой. Обратите внимание особенно на 32 главу, где дается картина булгаковского космоса: мир земной и мир потусторонний как две ипостаси, два этапа человеческого существования. В обоих мирах есть возможность духовной жизни и творчества, но именно в инобытии решаются те этические проблемы, которые не могли быть решены в земной жизни. Важно также уяснить, что для Булгакова свет и тьма носят не моральный, а онтологический характер, и только относительно человека они становятся моральными категориями. Для Булгакова этика начинается с человека. В связи с этим к Воланду – носителю идеи порядка – моральный критерий неприменим. Он лишь обнаруживает зло в мире и наказывает его. Воланд способен восстановить порядок, но милосердие ему чуждо. Спасти человека может лишь человек, живущий согласно истине, принесенной в этот мир Иешуа. Таким образом, писатель четко разводит такие понятия, как справедливость и милосердие.
2. Роман А.Платонова «Чевенгур»
Вопросы:
1. История создания романа, его композиция.
2. Первая часть ("Происхождение мастера") как концентрация важнейших раздумий о человеке и природе. Приведите примеры различных позиций героев (Захар, Бобыль, Наставник, Дванов и др.).Герои как архетипы человеческого бытия (С.Бочаров, В.Чалмаев).
3.Вторая часть - путешествие А.Дванова в поисках социальной утопии, различные ее варианты и методы реализации.
а) Копенкин - его мечта и ее осуществление. Своеобразие создания образа странствующего рыцаря, мстящего за гибель своей Дульсинеи - Розы Люксембург. Новый тип человека в образе Копенкина.
б) Правдоискатель Дванов, своеобразие его личности.Рождение самосознания «сокровенного человека» в процессе странствия, «путешествия с открытым сердцем».
в) Пашинцев и его "ревзаповедник".
г) Проанализируйте события в Ханских двориках. Покажите, какими средствами проводится коллективизация.
4.Третья часть - Чевенгур как реализация утопии коммунизма в "уездном масштабе".
1. Можно ли назвать роман "Чевенгур" антиутопией?
2. Своеобразие стиля.
Литература:
1.Чалмаев В.А. Андрей Платонов (к «сокровенному человеку») М., 1989. (раздел "Время активного солнца").
2.Урбан А. Сокровенный Платонов // Перечитывая заново. Л., 1989.
3.Карасев Л. Знаки покинутого детства ("постоянное" у Платонова) // Вопросы философии. 1990. №2.
4.Бочаров С.Г. "Вещество существования" (Мир А.Платонова).// Бочаров С. Г. О художественных мирах. М.,1985.
5.Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. М., 1987.
Рекомендации:
Цель занятия – на примере лучшего и наиболее сложного произведения помочь студенту освоить своеобразную философию и эстетику А.Платонова. Необходимо помнить, что творчество писателя отличает приверженность любимым идеям: связь и взаимопроникновение живого и неживого мира, освоение человеком вселенной ради того, чтобы сделать его счастливым, бесконечность самопознания. В «Чевенгуре» отразилось разочарование писателя в идее революции как «начале царства сознания», как способе преодоления смерти.
Герои романа ищут истину, смысл «отдельного и общего существования», они путешествуют по жизни «с открытым сердцем», т. е. пытаются во всем разобраться, проникнуть в «вещество существования» (платоновский синоним мира, символ связи между людьми). Каждый персонаж Платонова отражает ту или иную сторону личности писателя: его любовь к машинам, веру в возможность преображения мира на разумных основаниях, сомнения и т.п.
«Самодельные» платоновские герои с трудом понимают себя в мире и сам мир. Их головы пусты и темны, сознание дремлет, они «учатся думать при революции». Герои похожи на детей, воспринявших революцию как чудо, которое преодолеет их универсальное сиротство. Но Платонов показывает, что практическая реализация социальной утопии (коммунизм в Чевенгуре) чудовищно извращает жизнь и потому катастрофична. Важно уяснить, что Платонов не создает сатиру на участников революции: он любит этих героев, настрадавшихся от жизни, за бескорыстие и самоотверженность в своем стремлении создать новый мир. Но методы (в частности, насильственное умерщвление людей, к которым чевенгурцы не испытывают классовой вражды), заставляют Платонова усомниться в возможности таким путем построить счастливое будущее.
В платоновских произведениях сюжет не играет значимой роли, самое важное происходит здесь на уровне мыслей, идей, слова. В особом платоновском стиле запечатлен переход чувства в мысль, которая «рождалась чудовищем и ее нельзя было гладко выговорить»; следствием этого является косноязычие платоновских героев. Странное, нелогичное, сдвинутое словоупотребление Платонова вызвано желанием изобразить трудный, порой мучительный процесс движения мысли его героя. Одновременно смещенность смысловых оттенков в словах и словосочетаниях создает картину смещенного, странного, противоестественного жизнеустройства.
3.Изображение характеров в романе А.Толстого «Петр 1»
Вопросы:
1.Проследите, как постепенно меняется в романе характер Петра 1, как характеризует его автор в различных жизненных ситуациях. Особое внимание обратите на:
1) встречу с Софьей в Успенском соборе,
2) заседания Думы во время войны за Азов и во время войны со шведами,
3) сцены первого и второго штурмов Нарвы.
Выявите художественные способы создания характера Петра 1.
2.Проанализируйте изображение в романе семей Бровкиных и Буйносовых. Особое внимание уделите №22 в гл.5 книги 1 и №3 главы 2 книги 2. Обратите внимание, что характеры вымышленных персонажей создаются теми же способами, что и характеры исторических личностей.
Литература:
1. Поляк Л. Толстой - художник. М.1964.
Рекомендации:
Цель занятия – в рассмотрении специфических особенностей мастерства А.Толстого, в выявлении способов и приемов создания характеров на примере как исторических, так и вымышленных героев лучшего романа писателя.
Необходимо уяснить, что герои А.Толстого даются в становлении и развитии, им присуща внутренняя динамика, которая раскрывается писателем с помощью его теории «внутреннего жеста». В создании характера Петра автор использует символические детали, портрет, речевую характеристику, прием сопоставления с другими персонажами, прием параллельных сцен и др. Важную роль в создании объемного характера государственного деятеля сыграло изображение его частной жизни, благодаря чему Петр предстает живым человеком.
Вымышленные персонажи, созданные аналогичным способом, реализуют основную идею петровской эпохи – идею ценности активной, творческой личности.
Следует понять, что в таком изображении характеров проявляется одна из типологических особенностей советского исторического романа.
4.Тема века в лирике О.Мандельштама
Вопросы:
1.Проанализируйте стихотворения "Век" (1922 г.), "1 января 1924 года " (1924, 37), "Нет, никогда ничей я не был современник " (1924), "За гремучую доблесть …" (1931, 35). Определите ключевые слова, формирующие тему и переходящие из текста
в текст. Какой образ столетия создается ими? Каковы особенности поэтики?
2.Как решается петербургская тема в стихотворениях "Ленинград" (1930) и "Помоги, Господь, эту ночь прожить …" (1931)?
3.Как взаимодействует эпиграф с тематикой и тональностью в стихотворении "Я скажу тебе с последней прямотой " (1931)? Как видимая легкость и бесшабашность превращается в трагичность?
Литература:
1.Гаспаров М. Л. Поэт и культура: Три поэтики О. Мандельштама // Вст. статья к книге: О. Мандельштам. Стихотворения. СПб., 1995.
2.Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992.
3.Мусатов В. В.Лирика О.Мандельштама. Киев, 2000.
4.Аверинцев С.С. Судьба и весть О.Мандельштама.//Вст.ст. к кн.: О.Э.Мандельштам. Сочинения: В 2-х тт. Т.1. М.,1990.
Рекомендации:
Цель занятия – помочь разобраться в поэтическом осмыслении одной из центральных тем лирики О.Мандельштама 20-30-х годов и на ее примере познакомить с его семантической поэтикой. Необходимо уяснить, что в творчестве зрелого поэта создается особый тип текста, в котором язык становится не только материалом, но и предметом поэзии. Для понимания особой «филологичности» поэзии Мандельштама следует прочитать отрывок из его «Разговора о Данте», где сформулирована концепция слова-пучка.
На примере развертывания мифологемы «век» необходимо выявить ее «специфически мандельштамовское значение», проследить наращения смысла слова при его переходе из текста в текст.
5. Тема Родины как потерянного дома
в лирике М. Цветаевой эмигрантского периода.
Вопросы:
1.Бездомность как состояние жизни М. Цветаевой в эмиграции. Переписка с А. Тесковой, А. Черновой - Колбасиной и др.
2.Цикл "Поэт". Каков он - дом поэта?
3.Стихотворения 20-х гг.: "Рельсы", "Расстояние: версты, мили …", "Русской ржи от меня поклон …". Специфика осмысления темы России.
4.30-е гг.: цикл "Стихи к сыну ", "Тоска по Родине! Давно ", "Родина". Поэтические особенности зрелой Цветаевой.
Литература:
1. Голицына В.Н. Пушкин в мифе о доме М. Цветаевой // Проблемы современного пушкиноведения. Псков, 1991.
2. Павловский А.И. Куст рябины. Л., 1989.
Кудрова И. Версты, дали … М., 1991.
Рекомендации:
Цель занятия – помочь студентам осмыслить специфику поэтического мышления М.Цветаевой на примере решения ею темы дома. Прежде всего необходимо уяснить, что бездомность является не только состоянием жизни М.Цветаевой в эмиграции, но и внутренним состоянием поэта как воплощения безмерности, беспредельности. При анализе стихотворений важно учитывать, что в творчестве 20-30-х годов Цветаева развивает футуристическую поэтику, что находит отражение в метафоричности ее образов, усложненном синтаксисе, повышенном внимании к звукописи.
2. Коллоквиум
"Поэма без героя " А. Ахматовой
в контексте русской литературы.
Студенты готовят микрогруппами следующие вопросы:
1).Споры о жанровой природе произведения, его истоках.
2).Традиции русской литературы в "Поэме без героя".
3).Место "Поэмы без героя" в Петербургском тексте русской литературы.
4).Синкретичность искусства в "Поэме без героя".
Здесь следует выявить литературные, мифологические, библейские, музыкальные, театральные, балетные образы и прокомментировать их функцию в тексте.
5).Роль автора и его двойников в "Поэме без героя".
Литература:
1). Лихачев Д.С. Ахматова и Гоголь.// Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. М., 1989.
2).Долгополов Л.К. Достоевский и Блок в "Поэме без героя " А. Ахматовой. // В мире А. Блока. 1981.
3). Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему). //Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.Или: Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. Избранные труды. СПб.,2003.
4). Топоров В.Н. "Поэма без героя " А.Ахматовой в ритуальном аспекте // А. Ахматова и русская культура начала 20 в. М.,1989.
5). Строганов М. "Поэма без героя " и ее комментаторы // Русская литература. 1980. №4.
6). Мусатов В.В. "Я еще пожелезней тех …" // Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии 1 пол. 20 в. От Анненского до Пастернака. М., 1992.
7).Мусатов В.В. «Поэма без героя»//Мусатов В.В. «В то время я гостила на земле…».Лирика Анны Ахматовой. М.,2007.
8).Цивьян Т. Заметки к дешифровке "Поэмы без героя " // Уч. Зап. Тарт. Ун-та. 1971. Вып. 284. Труды по знаковым системам. У. Тарту, 1971.
9). Лиснянская И. Музыка "Поэмы без героя " А. Ахматовой. М., 1991.
3. Обязательный конспект
Бочаров С. Г.«Вещество существования» // Платонов А.П. Чевенгур. М., 1991.(Библиотека студента-словесника) С. 451-488.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Перечень используемых информационных продуктов
Adobe Photoshop CS2,
Consultant+,
Corel Draw 11 Graphics Suite,
Microsoft Office Visio 2003,
NetOP School,
Office_2003 RUS,
Opera, Unitest7,
Visual Studio 6;
7.2. Перечень рекомендуемой литературы
Литература
1. Тексты
М.Горький. "Дело Артамоновых". Пьесы "Егор Булычев и другие", "Васса Железнова".
М.Булгаков. "Белая гвардия", "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита".
А.Толстой. "Хождение по мукам", "Петр 1", "Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина".
Ю.Тынянов. "Кюхля", "Смерть Вазир-Мухтара"(или "Пушкин"), новеллы "Подпоручик Киже", "Восковая персона".
О.Форш. "Одеты камнем" (или "Сумасшедший корабль").
Вяч.Шишков. "Емельян Пугачев"(или А.Чапыгин. "Разин Степан").
А.Платонов. Одна из фантастических повестей: "Лунная бомба", "Эфирный тракт", "Потомки солнца". Одна из повестей: "Ямская слобода", "Сокровенный человек", "Епифанские шлюзы", "Город Градов". "Чевенгур", "Котлован". Рассказы: "Фро", "Река Потудань","Джан", "Возвращение".
Б.Пастернак. Лирика из сборника "Сестра моя жизнь", из циклов "Стихотворения Ю.Живаго", "Когда разгуляется". "Доктор Живаго".
М.Шолохов. "Донские рассказы", "Тихий Дон", "Поднятая целина".
А.Ахматова. Лирика (особое внимание обратить на стихотворения "В Царском Селе","Смятение", "Муза ушла по дороге", "Памяти 19 июля 1914 года", "Мне голос был", циклы "В сороковом году", "Ветер войны", "Тайны ремесла", "Шиповник цветет"), поэма "Реквием", "Поэма без героя".
О.Мандельштам. Лирика (особое внимание обратить на стихотворения "Я ненавижу свет…", "Дано мне тело", "Черепаха", "Сестры тяжесть и нежность", "Золотистого меда струя…", "Век", "1 января 1924 года", "Ленинград", "Мы с тобой на кухне посидим", "За гремучую доблесть"), поэма "Стихи о неизвестном солдате".
М.Цветаева. Лирика (особое внимание обратить на циклы "Стихи о Москве", "Стихи к Блоку", "Поэт", "Стол", стихотворения "Рельсы", "Рас-стояние: версты, мили…", "Тоска по родине! Давно…", "Читатели газет"). Проза ("Мой Пушкин", "Поэт и время", "Эпос и лирика современной России").
Л.Леонов. "Барсуки", "Русский лес".
Н.Заболоцкий. Лирика (особое внимание обратить на стихотворения "Движение", "Свадьба", "В жилищах наших", "Время", "Лодейников", "Ночной сад", "Вчера, о смерти размышляя", цикл "Последняя любовь").
И.Бродский. Лирика (особое внимание обратить на стихотворения "Рождественский романс", "Стансы городу", циклы "Часть речи", "Римские элегии"). Автобиогрфическая проза "Полторы комнаты". Эссе "Меньше чем единица".
2. Учебные пособия и справочная литература
1.История русской литературы ХХ века (20-90-е гг.) МГУ, 1998.
2.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века. М.,2001.
3.Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия.М.,1999.
4.Русские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. В 2-х ч./Под ред. Н.Н.Скатова. М.,1998.
5.Русская литература ХХ века.В 2-х частях./под ред.Л.Кременцова. Изд.-е 2, перераб. и доп. М.,2003.
6.Русская советская литература 50-70-х годов.М.,1984.
7.История русской советской поэзии: 1941 – 1980. Л, 1984.
3. Научная литература
Обязательная литература
1. М.Голубков. Русская литература ХХ века. М. 2005.
2. С.Семенова. Русская поэзия и проза 1920 – 1930-х годов. М. 2005.
3..А.Михайлов. Новая крестьянская поэзия. М.2005.
4. В.Зайцев. Русская поэзия ХХ века. 1940 – 1990-е годы. М. 2005.
Дополнительная литература
1.Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему).// Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. СПб., 2003.
2.В.Гура. Как создавался "Тихий Дон". М. 1980.
3.Л.Шубин. Поиски смысла отдельного и общего существования: Об Андрее Платонове.М. 1987.
4.А.Жолковский. Душа, даль и технология чуда (пять прочтений «Фро»)// А.Жолковский. Блуждающие сны. М.1994.
5.М.Эльзон. «Фро»: шестое прочтение.//Русская литература.1998.№ 3.
6. «И ты причастен был к сознанью моему…».Проблемы творчества Н.Заболоцкого. М. 2005.
7. С.Семенова. Философско-метафизические грани «Тихого Дона»// Вопросы литературы. 2002. № 1-2.
8. Е.Яблоков. Художественный мир Михаила Булгакова. М. 2001.
9. А.Овчаренко. М.Горький и литературные искания ХХ столетия. М.1986.
10. А.Белинков. Юрий Тынянов. М. 1965.
11.А.Смелянский. Михаил Булгаков в Художественном театре. М. 1986.
12.Ю.Лотман. Между вещью и пустотой (из наблюдений над поэтикой сборника И.Бродского «Урания»).// Ю.Лотман. Избранные работы: в 3-х тт. Таллинн.1993. Т.3.
В.Баевский. История русской поэзии: 1730 - 1980. Смоленск. 1994.
Л.Ершов. Русская советская литература. М. 1988.
Л.Яновская. Творческий путь М.Булгакова. М. 1983.
В.Баранов. Трилогия А.Н.Толстого "Хождение по мукам". М.1984.
А.Саакянц. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910-22). М. 1986.
И.Кудрова. Версты, дали…Марина Цветаева: 1922-1939. М. 1991.
В.Альфонсов. Поэзия Б.Пастернака. Л. 1990.
В.Мусатов. Лирика О.Мандельштама. Киев.2000.
А.Павловский. А.Ахматова. Очерк творчества. Л. 1982.
А.Хватов. Художественный мир Шолохова.М. 1978.
С.Бочаров. «Вещество существования» (Мир Андрея Платонова)//Бочаров С. О художественных мирах. М.1985.
И.Ростовцева. Николай Заболоцкий. Опыт художественного познания. М.1984.
Г.Белая. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М. 1977.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ