Прагматизм. Коллок: 1-ая неделя апреля (запись): с 8 по 30 апреляJ

Коллок: 1-ая неделя апреля (запись): с 8 по 30 апреляJ

Возникла в США, наиболее влиятельное течение в 20 веке. Идеологи: Ч.Пирс, В.Джеймс, Д.Дьюи. Родоначальник – Пирс «Закрепление верования», «Как сделать наши идеи ясными». Алкоголик. Джеймс – популизатор идей Пирса.

Процесс мышления – движение от сомнения к верованию. Все остальное – лишь пена на поверхности мышления. Единственная функция мышления – производство верования. Любое верование мы считаем истинным. 4 метода закрепления верования:

1) метод упорства. Не принимая фактов, утверждать свою точку зрения. «+» непосредственность, прямота, простота. «-» часто крах на практике. Другие же мыслят по-другому => сомнение

2) метод авторитета. Не отдельный лидер, а социальная организация придерживается этого метода. О гос-ве и церкви: подавление инакомыслия, закрепление официальной точки зрения как единственной правильной. Допустимой к преподаванию считаются ток официальные учения, расследование образа мыслей подозреваемых. «+» более эффективный. Везде где есть аристократия, господствующий класс признает метод авторитета. «-» жестокость, ужасные зверства. Вполне искоренить этот метод не удастся никогда: если высшее побуждение большинства людей состоит в том, чтобы быть интеллектуальными рабами, то они и должны оставаться рабами

Ни один институт не сможет контролировать мнение людей по всем вопросам, т.к. во всяком обществе найдутся люди, знающие предшествующую историю. Они поймут, что совр полит идеалы отличаются от ценностей других эпох. Возможность сравнения уже делает невозможным контроль всеобщий.

3) метод априорный. Придерживались этого метода философы. Заключается в том, чтобы провозглашать некоторые идеи якобы с тз (= точка зрения) разума. Типа эти разумные мысли должны быть всеми признаны. Крах априорного метода убедителен, т.к. никого убедить не смог. Это больше мода, а мода всегда – дело вкуса.

4) метод научный. Существуют вещи, независимые от человека, они на нас воздействуют, и каждый чел при правильном использовании своего разума должен прийти к одинаковым результатам насчет этих вещей. «+» не вступает в противоречие с практикой.

Каждый должен сам решить, какого метода придерживаться.

«Как сделать наши идеи ясными?». Нужно руководствоваться принципом прагматизма – ПРИНЦИПОМ ПИРСА: рассмотрите, каковы практические следствия, которые могут быть произведены объектом нашего понятия. Понятие обо всех этих следствиях и есть полное понятие об объекте.

Пример: Джеймс «Прагматизм».

Прагматизм – метод и теория истины.

Прагматизм как метод позволяет решить все спорные мировоззренческие вопросы. Для этого нужно спросить: какая для кого-нибудь получится практическая разница, если принять за истину именно это мнение, а не другое? Если практическая разница=0, то оба мнения неверны.

Проблема субстанций. Какова наличная стоимость субстанции? Наличная стоимость=0, поэтому понятие субстанции не имеет прагматической пользы и подлежит изъятию из философии. В жизни мы сталкиваемся ток с качественными предметами (атрибутами), но никогда с субстанцией.поэтому все рассуждения о субстанциях ненаучны.

Проблема Универсума. Ответ с позиции радикального эмпиризма: действительность слагается из 3 частей:

1) поток ощущения. Ощущения принудительно навязываются нам, приходя неизвестно откуда. Стоит за ними вещь или нет – нам неизвестно. Сами по себе ощущение не истина и не ложь, что относится к нашим суждениям об ощущениях.

2) отношения между ощущениями.

3) совокупность прежних истин.

Представляет ли собой мир единое или многое? Монизм или плюрализм? «Плюралистическая Вселенная». По здравому смыслу, мы обнаруживаем предметы отчасти соединенными, отчасти разъединенными, поэтому мы принимаем плюралистическую картину миру.

Теизм или атеизм? С тз практических последствий, мировосприятие атеизма уныло и бескрыло – все должно погибнуть и притом навсегда. Мысль об этом ужасно мучительна. Представление о боге делает человека уверенным в своей судьбе и оказывается полезным. Подлинный бог – не всемогущее существо и не бесконечное. =>бог господствует лишь на части Универсума (=мормонов идеи). Бог – старший партнер по бизнесу, может поддерживать и мешать.

Существует ли бог? Не нужно решать. Бытие бога можно доказать, из опыта верующих. Раз верят, значит бог есть.

Существует ли свобода воли? Ага, иначе человек бы не предпринимал никаких усилий. Джеймс характеризовал свою позицию как отличную от пессимизма и оптимизма – МЕЛИОРИЗМ (мир мб улучшен, все зависит от человека).

Прагматизм как теория истины

= Ницше почти

1) истина – то что полезно и выгодно для человека, что работает на нас.

2) истинные идеи способны выдержать проверку на практике. Свойством истины, сущностью является то, что их подтверждают, проверяют.

3) истина – то, что приносит субъективное удовлетворение. То, что приятно считать истиной. Чисто объективную истину нигде нельзя найти. Субъективная, человеческая – на всем оставляет свой след.

4) истина – то что вносит минимум изменений в запас прежних истин. Идея, которая очень отличается от старого, не мб признана.

Д.Дьюи– инструментализм

Инструмент – научные идеи. Задача мышления – обеспечит сохранение жизни человеческому роду.

Политическая теория демократической модели построения общества – «Логика. Теория исследования». Характеризует этапы исследований.

С тзДьюи, идеал демократии – это замена внешнего авторитета личной волей самих граждан. Демократическое устройство предполагает научную организацию системы воспитания. Воспитание обеспечивает социальное воспроизводство. Человек мыслит и чувствует в том направлении, в котором был воспитан, поэтому воспитание – средство контроля над будущим. Самое глубокое определение философии – она есть теория воспитания.

Недостатки господ системы воспитания: застой, единообразие программ и обезличивание детей (3).

Система воспа(воспитания)должна решать 3 задачи:

1. Школа должна ознакомить в доступной форме детей со сложными явлениями жизни

2. Выделить из многообразия культурных фактов самые важные факты

3. Обеспечить возможность перехода человека из одного соц слоя в другой.

Общество должно ценить достижения людей, а не их статус, знатность и т.п. Плачевное состояние школы сегодня – отрыв теории от практики.

Всякая философия должна отражать современность, поэтому нельзя опираться на идеи античности 20 веке. Философия – порождение общества, а главные факторы социального прогресса оказывают влияние на характер философского мышления. Факты соц прогресса – развитие науки, промышленности, политические изменения (3). Философия, которая соответствует донаучной эпохи, не эффективна сегодня. Человечество со временем достигнет полит единства. Одной из задач воспа является указание на временность национальных границ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: