Философия Ницше

На философии Ницше оказало влияние Шопенгауэра. Творчество Ницше можно разделить на 3 этапа:

1) «Рождение трагедии из духа музыки» - философия античной трагедии

2) Позитивизм («Человеческое слишком человеческое»)

3) становление Ницше как самостоятельного философа. «Так говорил Заратустра» (1883) – книга для всех и не для кого, «По ту сторону добра и зла» - к философии будущего.

Идея Ницше: культурные ценности вторичны по отношению к жизни, к материальным ценностям.

Учение о мире

1) Мир есть ВОЛЯ К ВЛАСТИ. Множество волевых центров существует (идеалистический плюрализм). Ницше обращается к внутреннему миру человека, к психологии (лучшим психологом Ницше считал Достоевского «Записки из мертвого дома»).

Задача: пусть мы ничем не обладаем, кроме страстей и вожделений, т.е. инстинктов. Какой инстинкт будет доминировать?

Ответ: Доминировать будет инстинкт воли к власти, и воля одного человека будет бороться с волей другого.

Воля действует только на волю, а не на вещество. В борьбе одни погибают, другие усиливаются за счет проигравших. Так как на каждого сильного найдется тот, кто сильнее, а борьба беспрерывна, не существует вечных волевых центров, вечных субстанций. Таков мир изнутри. А что внешне?

2) Мир есть ВЕЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ. Здесь кратко: из-за непрерывной борьбы все изменяется (см. пункт 1), причем это изменение непрерывно.

3) Мир есть ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ. Вообще-то идея стоическая, но Ницше настаивал, что именно он до нее дошел.

- Все события повторяются снова без каких-либо изменений (цикличность)

- Мы не можем помнить того, что было в предыдущих циклах

- Отсутствие прогресса (а как он может быть в замкнутом мире?)

Доказательства:

-закон сохранения энергии: F (сила) – не ∞во Вселенной,t (время) – бесконечно => у Вселенной нет сил на новое, отсюда повторяемость циклов во времени.

Учение о познании

ПЕРСПЕКТИВИЗМ: не существует вечных истин.

Истина – плод полезного заблуждения. Истиной люди объявляют то, что способствует им выжить. Но не существует единой общечеловеческой истины, т.к. нет общего типа человека. Поч? Человечество – это неустоявшийся тип, путь от животного к сверхчеловеку. Природа нам являет удачные примеры (это сильные, волевые натуры) и неудачные (люди слабые, больные, вырождающиеся). Нет сходства – нет общей истины, нет общей морали.

У сильных и слабых разное представление об истине. Моральные ценности мнимы, в отличие от материальных, поэтому понимаются по-разному. Нужно сознаться в том.что человек не может жить без перспективных оценок и мнимостей. Оттого и направление называется перспективизм – то, что в перспективе может быть полезным. Человек нуждается в постоянной фальсификации мира. Философия, отважившаяся признать ложь условием выживания, ставит себя по ту сторону от добра и зла.

Учение о человеке и обществе

1) Смертность души: «Я есть только тело». Тело – это великий разум, душа – малый разум. Наша жизнь подчинена инстинктам и страстям. Тело мудрее души, т.к. именно от животного начинается путь человека к сверхчеловеку. Именно инстинктом является воля человека к власти. А все духовное – это «истина», а «истина» - …. (вспомните предыдущий пункт проперспективизм).

2) Сверхчеловек. Первым предсказал человека Заратустра (восточный философ 6-5 вв до н.э.). Ницше говорит, что сверхчеловек – это соединение творческого гения Гете и могущественности и беспощадности Наполеона.

«Притча о трех превращениях духа»:

1. дух – верблюд (верблюд – выносливый, но сам не размышляет, слепо подчиняется господствующей воле). Большинство людей

2. верблюд – лев (превращается в пустыне – одиночестве, т.к. превращение должно происходить в душе человека, лев выступает против воли господствующей, но может только разрушать).

3. лев – ребенок (ребенок еще не знает о системе ценностей, принятых в обществе; он сам их создает и отстаивает).

3) Тезисы: люби дальнего, не щади ближнего своего. Если ближний падает, подтолкни его.

Тезис о переоценке всех ценностей (≈декаданство и нигилизм, но нигилизм все только разрушает, ослабляя волю к власти).

4) Ницше критикует религию, мораль и философию (т.ч. политику).

РЕЛИГИЯ МОРАЛЬ ФИЛОСОФИЯ
За слабых, неудачников. За тех, кто страдает от действительности, но они и есть действительность. Сейчас господствует мораль рабов (после восстания рабов), но в будущем будут господствовать сильные Вся ранняя философия была самоисповедью творца, этакиммемуаром, где философ выражал свои сердечные желания.
Образ Христа симпатичен Ницше, однако он его понимает по-своему. Христос – это праведник, он искал путь к человеческому сердцу. Его «последователи» исказили это учение, придумав миф о загробном воздаянии –это самое презренное из всех невыполнимых обещаний. «Евангелие умерло на кресте» (т.е. вместе с Христом) Мораль господ. Благо – то, что способствует могуществу, силе. В почете знатность, род. Зло – это все слабое и больное. Политика в идеале Ницше: Аристократия. Демократия? Нет (форма измельчания человека). Социализм? Нет (тирания низших и глупейших) Аристократия? Да, господство определенной касты людей, сильных.
Тезис о смерти бога. Бога как сверхъестественного существа не было никогда, но с распространением атеизма в 19 веке само понятие «бог» стало исчезать. Мораль рабов. Зло – все мощное и опасное. Добро – сострадательное и дружелюбное, трусливое и унижающееся. Вера в прогресс. Мораль рабов – мораль полезности. История: Европа стремится к объединению. Вся ранняя история – мелкая политика, новый 20 век – эпоха большой политики 9мировые войны). Либо Европа будет бороться с Россией, либо она с ней объединиться для борьбы с Америкой.
Ницше не призывал бороться с религией, т.к. признавал ее полезность. Это, по его мнению, средство господства сильных над слабыми. Только сильные не должны слепо верить религии. Ницше отвергал мораль рабов: Смирение=трусость Прощение=неумение бороться Эгоизм – существенное свойство знатной и сильной души. Всякая жизнь есть присваивание, нанесение вреда, эксплуатация. Эксплуатация должна быть в аристократическом государстве.
    Отличие от нац-социализма (фашизма): аристократией будут люди разных национальностей. Сходство: сильные и слабые. «Слабые должны погибнуть. И им надо в этом помочь».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: