double arrow

Достоинства внебюджетных фондов

Государственные социальные внебюджетные фонды Российской Федерации

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 144) функциони­рует ряд внебюджетных социальных фондов.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) создан на осно­вании постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в Целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан. Деятельность его регулируется Положением о Пен­сионном фонде от 27 декабря 1991.

Основные функции Пенсионного фонда:

- Осуществляет гос.управление финансами Пенсионного фонда

- Определяет перспективные и текущие задачи ПФР

- Утверждает бюджет и сметы расходов

- Создает в пределах компетенции нормативно- правовые акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР.

Главные направления деятельности Пенсионного фонда:

• целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

• организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

• капитализация средств Фонда, а также привлечение в него доб­ровольных взносов физических и юридических лиц;

• контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

• проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

• разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

Средства Фонда формируются за счет кредитующих основных источников:

• страховых взносов работодателей;

• страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

• ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий и др.;

• добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Фонда и других поступлений.

Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых рабо­тодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц — в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников.

Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства направля­ются на:

• выплату в соответствии с действующим на территории РФ за­конодательством, межгосударственными и международными догово­рами государственных пенсий;

• выплату пособий по уходу за детьми старше полутора лет;

• оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) был создан в 1990 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. в целях управления средствами госу­дарственного социального страхования России.

Основные задачи Фонда:

• обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

• разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

• организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

• страховых взносов работодателей;

• страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование;

• страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для ра­ботников, при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС;

• доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств ФСС в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

• добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

• ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие рас­ходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установлен­ных законом случаях;

• прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда, средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессивных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

• выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до дос­тижения им возраста полутора лет, на погребение; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, час­тичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);

• обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управ­ления Фонда;

• финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда);

• проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

• осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения.

Денежные средства Фонда представляют собой государственную собственность, не входят в состав бюджетов соответствующих уров­ней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Прави­тельством РФ, а бюджеты центральных отраслевых отделений Фон­да и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фон­да утверждаются председателем Фонда.

Положение о порядке формирования и расходования средств Фонда развития утверждается Правительством РФ.

Во всех субъектах РФ функционируют региональные отделения Фонда.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском стра­ховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.

Закон направлен на усиление заинтересованное и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан и новых экономических усло­виях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицин­скую помощь. Этим законом в стране было введено медицинское стра­хование.

Цель его — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накоп­ленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обяза­тельном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами меди­цинского страхования, которые гарантируют объем и условия оказа­ния медицинской, лекарственной помощи гражданам. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добро­вольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам по­лучение добровольных медицинских и иных услуг сверх установлен­ных программами обязательного медицинского страхования.

В России источниками финансирования здравоохранения стали: средства федерального, региональных и местных бюджетов; средства государственных и общественных организаций (объединений), пред­приятий и других хозяйственных субъектов; личные средства граждан; безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского стра­хования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и региональных бюджетов. Фонды обязатель­ного медицинского страхования формируются за счет:

• части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собствен­ности на обязательное медицинское страхование в размерах, уста­навливаемых Федеральным Собранием РФ;

• ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ обязательного медицинского страхования;

• добровольных взносов юридических и физических лиц;

• доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.

Финансовые средства в фонды перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъекта­ми независимо от форм собственности

Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхо­вание устанавливается Правительством РФ и утверждается Федераль­ным Собранием РФ. В 1999 г.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование для бюджетных учреждений и организаций, а также нерентабельных го­сударственных предприятий осуществляются за счет средств соот­ветствующих бюджетов.

Плательщики страховых взносов в федеральный и территориаль­ные фонды обязательного медицинского страхования — предприя­тия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты неза­висимо от форм собственности — производят страховые взносы в ус­тановленных законодательством Российской Федерации размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения, из которых осуществляются отчисления на государственное социальное страхование. Платель­щики уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, уста­новленный для получения заработной платы за истекший месяц.

Плательщики страховых взносов подлежат обязательной реги­страции в территориальных фондах обязательного медицинского страхования.

К плательщикам, нарушающим порядок уплаты страховых взно­сов, применяются санкции: за отказ работодателя от регистрации пла­тельщика в качестве плательщика страховых взносов — штраф в раз­мере Ю% причитающихся к уплате сумм страховых взносов; в случае сокрытия или занижения страховых сумм, с которых должны начис­ляться страховые взносы, в том числе и при отказе от регистрации в качестве плательщика, — штраф в размере страхового взноса с со­крытой или заниженной суммы, взимаемой сверх причитающегося платежа с учетом пеней, при повторном в течение года нарушении — указанный штраф в двойном размере.

Контроль за своевременным и полным перечислением страхо­вых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательно­го медицинского страхования осуществляется совместно федераль­ным и территориальными фондами обязательного медицинского стра­хования и органами Министерства РФ по налогам и сборам.

-

1. Позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов.

2. Позволяют разгрузить госбюджет, беря на себя часть его расходов, разрешают проблему финансирования бюджета.

3. Имея строго целевое направление использования средств, дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать засчет увеличения налогов в госбюджет, но при увеличение ставок сборов во внебюджетные фонды понятно, что эти расходы связаны с конкретными интересами общества, и это воспринимается с большим пониманием.

Основную долю в доходах внебюджетных фондов занимают налоговые поступления, осуществляемые в виде единого социального налога. Единый социальный налог был введен в действие налоговым кодексом РФ с 01.01.201.

Его налогоплательщиками явл-ся две группы лиц:

1. работодатели, производящие выплаты наемным работникам;

2. Инд.предприниматели, родовые и семейные общины малочисленных народов Севера, крестьянские (фермерские) хоз-ва, адвокаты.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким указанным категориям, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.


Тема№6. Государственный долг и государственный кредит

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: