Студопедия
Карамелька - детский развивающий канал


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

В формировании доходов бюджетов




Классификация налогов. Виды налогов, их значение

Классические принципы налогообложения

Эффективное с точки зрения сохранения и лучшей адаптации существующего в стране социально-экономического строя налогообложения — это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации, которые в долгосрочной перспективе без реального подтверждения могут вызвать реакцию населения, обратную желаемой.

Принципы (от лат. principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать те базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.

Однако учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.

Так, можно условно выделить три системы таких принципов:

экономические принципы налогообложения;

юридические принципы налогообложения (принципы налогового права);

организационные принципы налоговой системы.

Кроме того, в рамках каждой из вышеуказанных систем принципов необходимо выделять общие принципы налогообложения, которые присущи всей системе налогообложения в целом, так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например, принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов, принципы местного налогообложения и т.д.

2. Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые эти принципы были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Адам Смит выделил 4 принципа налогообложения, названных позднее «декларацией прав плательщика»:

1) Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»1.

2) Принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

3) Принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.




4) Принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше чем сами налоговые поступления.

Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем 200 летнее развитие общества система принципов Смита претерпела определенные изменения.

Принцип справедливости. Основополагающими принципами справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение являются: равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени; глобальность и всеобъемлемость налогообложения; целенаправленность налоговых поступлений. Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.

Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы: один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения; обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих налоговых органах; льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством; запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам; штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с налогоплательщиков контролирующими органами в бесспорном порядке.

Принцип простоты. Создаваемая налоговая система должна быть максимально проста, и в то же время обеспечивать средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания.



Принцип установления налогов. Выделяют следующие принципы установления налогов: уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможности налогоплательщика выплатить налог; необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер; налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа; система и процедура выплаты налогов должны быть простыми и понятными; налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям; налоговая система должна быть эффективным инструментом государственного регулирования экономики.

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право)[2]. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства[источник не указан 83 дня].

Под налогом понимается принудительное изымание государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления гос-вом своих функций[2].

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Положения статей 8 и 333.16 и подпункта 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 326-О-П).

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По способу взимания налоги различают прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов и в свою очередь подразделяются на реальные (земельный, на ценные бумаги) и личные (налог на доходы физических лиц, на прибыль предприятий, налог на имущество физических и юридических лиц).

Косвенные налоги делятся на налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров, таможенные пошлины по происхождению различают экспортные, импортные, по целям - фискальные, протекционные, антидемпинговые, преференциальные, по ставкам - специфические, смешанные, адвалорные в виде процента от стоимости объекта налогообложения.

По характеру установления налоговых ставок выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог, ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, государственная пошлина, земельный налог). Прогрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода (например, налог на имущество физических лиц). Регрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы (ЕСН). Пропорциональный налог – такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода (большая часть налогов, таких, как налог на прибыль организаций, НДФЛ, НДС, акцизы).

В зависимости от субъекта налогообложения налоги делятся на уплачиваемые юридическими и физическими лицами.

Поцелевой направленностиразличают налоги общие и специальные (целевые).

По уровню бюджета - закрепленные, регулирующие.

По срокам уплаты - срочные, декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, ежегодные.

В соответствии с первой частью Налогового Кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (далее – региональные) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

§ налог на добавленную стоимость;

§ акцизы;

§ налог на доходы физических лиц;

§ единый социальный налог;

§ налог на прибыль организаций;

§ налог на добычу полезных ископаемых;

§ водный налог;

§ сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

§ государственная пошлина.

К региональным налогам относятся налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и органами власти субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующего субъекта РФ:

§ налог на имущество предприятий.

§ налог на игорный бизнес;

§ транспортный налог.

К местным налогам относятся устанавливаемые Налоговым Кодексом и органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования:

§ налог на имущество физических лиц;

§ земельный налог.





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 826; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 7692 - | 6702 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Общие положения. Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской
  2. II Статистические показатели доходов и расходов населения
  3. III этап – получение доходов
  4. Архитектура. Важнейшую роль в формировании готического искусства сыграли экономически более развитые области северо-восточной Франции: Иль де Франс и Шампань. После
  5. Атмосфера. Атмосфера является одним из необходимых условий возникновения и существования жизни на Земле. Она участвует в формировании климата на планете, регулирует ее
  6. АУДИТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
  7. Баланс денежных доходов и расходов
  8. Баланс денежных доходов и расходов населения
  9. Баланс денежных доходов и расходов населения (годовой)
  10. В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  11. Важный источник доходов для переходных экономик


 

18.234.111.56 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.