double arrow
В формировании доходов бюджетов

Классификация налогов. Виды налогов, их значение

Классические принципы налогообложения

Эффективное с точки зрения сохранения и лучшей адаптации существующего в стране социально-экономического строя налогообложения — это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации, которые в долгосрочной перспективе без реального подтверждения могут вызвать реакцию населения, обратную желаемой.

Принципы (от лат. principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать те базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.

Однако учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.

Так, можно условно выделить три системы таких принципов:

экономические принципы налогообложения;

юридические принципы налогообложения (принципы налогового права);

организационные принципы налоговой системы.

Кроме того, в рамках каждой из вышеуказанных систем принципов необходимо выделять общие принципы налогообложения, которые присущи всей системе налогообложения в целом, так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например, принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов, принципы местного налогообложения и т.д.




2. Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые эти принципы были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Адам Смит выделил 4 принципа налогообложения, названных позднее «декларацией прав плательщика»:

1) Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»1.



2) Принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

3) Принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4) Принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше чем сами налоговые поступления.

Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем 200 летнее развитие общества система принципов Смита претерпела определенные изменения.

Принцип справедливости. Основополагающими принципами справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение являются: равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени; глобальность и всеобъемлемость налогообложения; целенаправленность налоговых поступлений. Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.

Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы: один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения; обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих налоговых органах; льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством; запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам; штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с налогоплательщиков контролирующими органами в бесспорном порядке.

Принцип простоты. Создаваемая налоговая система должна быть максимально проста, и в то же время обеспечивать средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания.

Принцип установления налогов. Выделяют следующие принципы установления налогов: уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможности налогоплательщика выплатить налог; необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер; налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа; система и процедура выплаты налогов должны быть простыми и понятными; налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям; налоговая система должна быть эффективным инструментом государственного регулирования экономики.

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право)[2]. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства[источник не указан 83 дня].

Под налогом понимается принудительное изымание государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления гос-вом своих функций[2].

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Положения статей 8 и 333.16 и подпункта 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 326-О-П).

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По способу взимания налоги различают прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов и в свою очередь подразделяются на реальные (земельный, на ценные бумаги) и личные (налог на доходы физических лиц, на прибыль предприятий, налог на имущество физических и юридических лиц).

Косвенные налоги делятся на налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров, таможенные пошлины по происхождению различают экспортные, импортные, по целям - фискальные, протекционные, антидемпинговые, преференциальные, по ставкам - специфические, смешанные, адвалорные в виде процента от стоимости объекта налогообложения.

По характеру установления налоговых ставок выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог, ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, государственная пошлина, земельный налог). Прогрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода (например, налог на имущество физических лиц). Регрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы (ЕСН). Пропорциональный налог – такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода (большая часть налогов, таких, как налог на прибыль организаций, НДФЛ, НДС, акцизы).

В зависимости от субъекта налогообложения налоги делятся на уплачиваемые юридическими и физическими лицами.

Поцелевой направленностиразличают налоги общие и специальные (целевые).

По уровню бюджета - закрепленные, регулирующие.

По срокам уплаты - срочные, декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, ежегодные.

В соответствии с первой частью Налогового Кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (далее – региональные) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

§ налог на добавленную стоимость;

§ акцизы;

§ налог на доходы физических лиц;

§ единый социальный налог;

§ налог на прибыль организаций;

§ налог на добычу полезных ископаемых;

§ водный налог;

§ сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

§ государственная пошлина.

К региональным налогам относятся налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и органами власти субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующего субъекта РФ:

§ налог на имущество предприятий.

§ налог на игорный бизнес;

§ транспортный налог.

К местным налогам относятся устанавливаемые Налоговым Кодексом и органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования:

§ налог на имущество физических лиц;

§ земельный налог.






Сейчас читают про: