Морское страхование

Страхование средств транспорта

Страхователями средств транспорта могут являться российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, а также юридические лица любой организационно-правовой формы.

На страхование принимаются все транспортные средства, подлежащие регистрации в ГИБДД.

В зависимости от варианта страхования договором может быть предусмотрено полное или частичное возмещение ущерба в результате повреждения, уничтожения, утраты (угона) транспортного средства.

Дополнительные оборудования по желанию страхователя могут страховаться в общей сумме с транспортным средством или раздельно.

Автомобили страхуются в размере их действительной стоимости со скидкой на износ, либо на меньшую страховую сумму, ограниченную определённым пределом, как правило, не менее 50% страховой суммы. Одновременно при страховании автомобиля могут быть застрахованы водитель и пассажиры от несчастного случая.

В случае аренды, лизинга, приобретения в кредит условия договоров включают оговорки, защищающие интересы сторон.

Размер страховой премии рассчитывается по ставкам в зависимости от вида транспортного средства и варианта страхования.

Некоторые варианты страхования:

1) договором может быть предусмотрено возмещение ущерба, нанесённого в результате аварии, стихийного бедствия, пожара, взрыва, кражи (в том числе отдельных узлов), грабежа, разбоя, неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения и умышленных действий третьих лиц;

2) договором предусматривается возмещение ущерба, причинённого аварией кроме повреждения остекления машины камнями или другими предметами, отлетевшими от колёс впереди движущегося транспортного средства;

3) по договору возмещается только ущерб, нанесённый в результате кражи (в том числе отдельных узлов), грабежа, разбоя и т. д.;

4) по договору возмещается ущерб, причинённый только пожаром, взрывом, стихийными бедствиями;

5) по договору возмещается только ущерб от повреждения остекления световых приборов и фар.

Независимо от варианта не возмещаются убытки, возникающие в результате физического износа, коррозии, производственных дефектов, а также утраты товарного вида и потери эксплуатационных качеств в связи с ремонтом транспортного средства.

Договор морского страхования есть договор, основанный на высшей степени добросовестности. Страховщик, доверяя страхователю, принимает на страхование объекты без их предварительного осмотра и оценки. В свою очередь и страхователю приходиться полагаться на добросовестность страховщика, который часто лучше его осведомлен о движении и судьбе судна.

Объектом морского страхования может быть всякий, связанный с мореплаванием имущественный интерес: судно, в том числе находящееся в постройке, перевозимый груз, фрахт, плата за проезд, арендная плата, ожидаемая от продажи груза прибыль, и иные требования, обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом, заработная плата и иные виды вознаграждения капитана и других лиц судового экипажа, а также риск, принятый на себя страховщиком.

Договор страхования заключается обязательно в письменной форме, так как при морской торговле (перевозке грузов) он является обязательным товаросопроводительным документом. Уплата страховой премии может быть произведена позднее, а договор страхования с момента подписания уже вступает в силу. Договор может быть заключен как в пользу страхователя, так и в пользу третьего лица.

Страховая сумма страхуемого интереса должна соответствовать его страховой, т.е. действительной стоимости. Однако при страховании грузов это не всегда совпадает, так как в страховую сумму включается ожидаемая прибыль (обычно порядка 10-15%).

При двойном страховании действует общепринятый принцип - страховщики двойного страхования несут солидарную ответственность в пределах страховой суммы (одинарной).

Морское страхование охватывает три большие группы страховых операций:

1) Страхование грузов, перевозимых морским и иными видами транспорта (страхование карго). Практически под транспортным страхованием грузов понимается страхование различных грузов, перевозимых всеми видами транспорта, так как морская перевозка в свою очередь требует доставки груза от места производства до порта погрузки и от порта выгрузки до пункта назначения внутри страны. Эта доставка может производиться различными видами транспорта - железнодорожным, автомобильным, водным и др.

2) Страхование морских транспортных и вспомогательных средств, их корпусов, машин, оборудования (страхование каско судов). Страховые компании принимают на страхование любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время плавания, или в период постройки судна.

3) Страхование ответственности судовладельцев, связанное с возможным причинением ими материального ущерба третьим лицам в результате эксплуатации морских транспортных средств. По мере развития судоходства, все возрастающего количества и разнообразия грузов, перевозимых морем, расширения географии рейсов, насыщенности морских путей различными плавсредствами, все большей оснащенности портов сложнейшими и дорогостоящими вспомогательными сооружениями, возрастала величина материальной ответственности за возможное причинение (по оплошности или случайности) физического или морального ущерба третьим лицам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: