double arrow

Темы практических занятий и коллоквиумов


Содержание курса

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Цели и задачи изучения курса соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» и 050302.65 «Родной язык и литература с дополнительной специальностью русский язык и литература».

Курс русской литературы первой трети XIX века занимает особое место в системе историко-литературного образования будущих учителей-словесников. Главные трудности в освоении курса со сложным в историко-теоретическом отношении материалом обусловлены начальным характером развития романтизма с последующим в дальнейшем возникновением раннего реализма, что требует строго научной жанрово-стилевой систематизации, характеристики основных литературных направлений в их идейно-эстетической борьбе и типологической специфике. Наиболее целесообразным поэтому представляется сочетание в структуре курса обзоров проблемно-теоретического характера с подробным изучением специфики художественного мира ключевых фигур литературного процесса первой трети XIX века. Русская классическая литература первой трети XIX века является прямым продолжением предшествующего литературного процесса, поэтому при ее изучении необходимо соблюдать также единство следующих подходов:




- историко-литературного, базирующегося на хронологической последовательности рассмотрения развития литературы, который учитывает взаимосвязь исторического и литературного процессов;

- культурологического, позволяющего рассматривать литературу в контексте культуры, в ее связи с различными видами искусства.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в результате изучения русской литературы первой трети XIX века студент должен

- иметь представление о специфике литературного процесса изучаемой эпохи;

- разбираться в эстетических, философских, социально-политических взглядах изучаемых по программе писателей, знать основные этапы их творческого пути;

- знать тексты входящих в программу произведений;

- знать наиболее значительные литературоведческие и литературно-критические работы, посвященные русской литературе первой трети 19 века;

- сформировать представление о художественной системе романтизма как основного литературного направления первой трети 19 века;

- уметь анализировать художественное произведение с учетом его принадлежности к литературному направлению и индивидуальных особенностей поэтики автора.

Тема 1. Введение. Основные направления и течения литературно-общественной мысли начала XIX века. Литературные объединения 1810-1820-х годов.Национально-историческое своеобразие русской литературы начала ХIX века. Роль идей французской буржуазной революции 1789 года в общественном развитии страны. Отечественная война 1812 года, ее отражение в литературе. В.Белинский о ее значении для развития литературы. Основные литературные направления. Эволюция классицизма. «Беседа любителей русского слова» А.С.Шишкова, ее роль в развитии литературы. Сентиментализм Н.Карамзина. Идеи, тематика, герои, приемы типизации, виды и жанры произведений сентименталистов. «Арзамас», его состав, причины появления и распада. Журналы «Вестник Европы», «Русский вестник», «Сын отечества».



Тема 2. Басенное творчество И.А. Крылова.Место и роль Крылова-баснописца в развитии русской литературы. Путь Крылова к сатирической басне, его деятельность в качестве журналиста, прозаика, драматурга. Основная проблематика басен: социально-сатирическая, морально-философская, морально-бытовая. Отклики Крылова на события Отечественной войны 1812 года («Волк на псарне», «Обоз». «Ворона и курица»). Сатирическое обличение бюрократического деспотизма. Прославление положительных свойств русского крестьянства: его мудрости, гуманности, высокой нравственности, душевной щедрости. Демократизм и народность басен Крылова.

Крылов – новатор басенного творчества. Превращение им басни из условно-дидактического в подлинно реалистический лиро-эпический вид. Мастерство Крылова-баснописца. Образ рассказчика. Басенное творчество Крылова в оценке современников (А.С.Пушкин, декабристы, П.А.Вяземский). В.Белинский о Крылове.



Тема 3. Возникновение романтизма. К. Батюшков. В. Жуковский. Социально-исторические и философские предпосылки романтизма. Конкретно-исторические разновидности русского романтизма начала ХIX века: элегический романтизм Жуковского, эпикурейско-гедонистический Батюшкова, гражданско-героический декабристов. Сущность романтизма как художественного метода.

«Легкая» поэзия К.Батюшкова,общественно-исторические причины ее появления, ее социальная направленность и роль в литературном процессе начала ХIX века. Элементы сентиментализма и классицизма в ранних стихах. Жизнеутверждающая романтика земных благ и наслаждений в поэзии Батюшкова. Гимн земным наслаждениям как декларация прав личности. Связи «изящного эпикуреизма» (Белинский) Батюшкова с идеями просветительского гуманизма. Батюшков и западноевропейская традиция. Специфика образа лирического героя, пластичность и ясность образов. Кризис мировоззрения. Превращения гедонистического романтика в элегического. Исторические элегии. Антологические стихи. Батюшков в оценке Белинского. Значение творчества Батюшкова в развитии отечественной литературы.

Социальные основы творчества Жуковского. Гуманистическо-элегическая и этико-психологическая сущность романтизма Жуковского. Связи Жуковского с западноевропейским романтизмом. Связь с сентиментализмом («Сельское кладбище», «Вечер»).

Лирический герой поэзии Жуковского, своеобразие его внутреннего мира. Тематика поэзии Жуковского. Его баллады. Их идейно-эстетический смысл. Идея рокового возмездия. «Людмила», «Лесной царь», «Светлана», «Эолова арфа». Программное значение «Теона и Эсхина». Патриотическая лирика Жуковского. «Певец во стане русских воинов».

Гибкость, напевность, музыкальность стиха Жуковского. Достижения Жуковского в области стиха и их значение для развития русской поэзии. Проза Жуковского. Ее стилевые переклички с лирикой. Жуковский – выдающийся переводчик. Гоголь о значении его переводов. Место и роль Жуковского в отечественной литературе.

Тема 4. Поэзия и проза декабристов. К. Рылеев. А. Бестужев-Марлинский.Социальные предпосылки гражданско-героического романтизма декабристов. Создание тайных декабристских обществ. Выступления декабристов на Сенатской площади и причины их поражения. Развитие прогрессивной журналистики («Невский зритель». «Мнемозина», «Полярная звезда».

Особенности художественного метода гражданско-героического романтизма, связь с традицией революционного просветительства. Обращение к высоким жанрам (политическая ода, героическая поэма, гражданская трагедия). Превращение послания в жанр большого социального значения. Ведущие идеи: признание высокого предназначения поэта и социально-воспитательной роли литературы, борьба против крепостничества и самодержавия, поэтизация древнерусской вольности. Ведущий принцип типизации – воспевание необычной личности, противопоставленной обществу и борющейся за общее благо. Разнообразие стилевых манер гражданско-героического романтизма: романтики-младоархаисты и романтики-карамзинисты.

Идейная эволюция К.Ф.Рылеева. Творческий путь. Образ поэта-гражданина. Социально-политические стихи. Броьба против деспотизма, рабства и угнетения за социальную свободу. Сатира «К временщику», оды «Видение». «Гражданское мужество» – их иднейный смысл и художественное своеобразие.

Патриотизм и гражданственность дум. Исторические судьбы родины и характер героя-гражданина в думах «Вадим». «Смерть Ермака», «Иван Сусанин». Жанр, средства типизации героев, композиция, язык, стих дум. Ограниченность исторического мышления поэта и историзма его дум. Пушкин о думах Рылеева.

Поэма «Войнаровский». Проблематика, идейное содержание, сюжет и герои. Идеализация Войнаровского и Мазепы.

Агитационно-сатирические песни, их темы, идеи, художественные особенности. («Царь наш – немец русский», «Вдоль Фонтанки-реки», «Ах, тошно мне», «Уж как шел кузнец»). Незавершенные произведения – поэмы «Наливайко», «Мазепа», «Богдан Хмельницкий». Гражданская лирика последних лет, «Гражданин». Литературно-общественное значение творчества Рылеева, его место в развитии русской литературы.

А.А.Бестужев-Марлинский. Ранняя преддекабрьская проза. Пушкин о ранних повестях Бестужева-Марлинского. Последекабрьская проза, ее проблематика, идеи и герои - «Страшное гаданье». «Мореход Никитин». Осуждение высшего света, культ гуманной, свободной личности. Стилевое своеобразие творчества Марлинского. Значение прозы Бестужева-Марлинского – «зачинщика русской повести» (Белинский). Белинский о Марлинском.

Тема 5. Творчество А.С. Грибоедова. Идейно-художественное формирование Грибоедова, его связь с декабристами. Ранние комедии. Путь Грибоедова от классицизма к реализму. «Горе от ума» как новый этап в развитии русской драматургии.

Творческая история «Горе от ума». Проблематика и идейный смысл. Споры о жанровом своеобразии пьесы. «Горе от ума» – комедия, драма или трагикомедия? Сочетание классицистических и реалистических установок автора. Стилевое своеобразие комедии. Социально-политическая и любовно-бытовая коллизии в пьесе, их органическая взаимосвязь. Единство сатирического и лирического в пьесе.

Новаторская сущность комедии. Художественная типизация и индивидуализация действующих лиц, речевые особенности персонажей. Композиция «Горе от ума». «Горе от ума» – выражение идей декабризма и их неоднозначная оценка Грибоедовым.

Образ Чацкого – декабриста, гражданина-патриота, борца против старого мира. Социально-политический смысл конфликта Чацкого с фамусовской Россией. Своеобразие бытового поведения Чацкого. Осуждение крепостного права. Сатирическое изображение представителей самодержавно-деспотического, крепостнического лагеря. Сложность авторского отношения к главному герою комедии.

Пушкин, Гоголь, Белинский, Гончаров о пьесе. Использование персонажей пьесы в творчестве Салтыкова-Щедрина. Влияние «Горе от ума» на русскую литературу.

Тема 6. Творчество А.С. Пушкина. А.С.Пушкин родоначальник новой русской литературы и создатель современного литературного языка. Основные принципы периодизации творчества Пушкина. Определяющее значение войны 1812 года и восстания декабристов для развития поэта.

Пушкин и предшествующая поэзия – Державин, Радищев, Жуковский, Батюшков. Пушкин и мировая культура. Лицейский период – пора ученичества и творческих поисков. Влияние классицизма. Воздействие гедонизма Батюшкова и элегического романтизма Жуковского. Влияние западноевропейской анакреонтическо-эпикурейской поэзии («Мои пенаты». «К Батюшкову»).

Поиски собственного пути. Выступление против шишковистов. Неприятие ложной чувствительности сентименталистов и мистической мечтательности Жуковского.

Петербургский период. Участие в «Арзамасе» и «»Зеленой лампе». Пушкин – поэтический выразитель идей декабристов. Традиции Радищева. Социально-политическая лирика Пушкина петербургского периода и ее роль в истории русской поэзии. Романтический характер этой лирики. Поэма «Руслан и Людмила». Литературные традиции в поэме и их преодоление. Жизнеутверждающий пафос поэмы. Жанровое своеобразие поэмы, ее связь с устной поэзией. Литературно-критические споры вокруг поэмы. Белинский о поэме.

Период южной ссылки. Пушкин и южное общество декабристов. Спад эпикурейских и усиление гражданско-революционных мотивов в поэзии Пушкина. Нарастание настроений скептицизма и байронического разочарования в лирике южного периода («Погасло дневное светило…»).

Южные поэмы как новый этап в поэтическом развитии Пушкина. Самобытность поэм, изображение в них «современного человека». Своеобразие романтизма «Кавказского пленника» и «Братьев разбойников». Пафос социального протеста, борьбы за свободу личности. Особенности типизации и сюжета. Поэма «Цыганы», ее переходный характер от романтизма к реализму. Антибайронический характер содержания поэмы. Руссоизм поэмы, изображение народа. Белинский о «Цыганах».

Михайловский период в жизни и творчестве Пушкина. Переосмысление Пушкиным методов достижения политической свободы («Свободы сеятель пустынный»), преодоление байронизма («Демон») и романтического представления о роли поэта («Разговор книгопродавца с поэтом»).

Раздумья о роли народа в историческом развитии страны. Усиление внимания к жизни крестьянства, углубление интереса к устному народному творчеству.

Рост исторического сознания Пушкина. Суждения Пушкина о сущности драматического искусства. Отношение Пушкина к Шекспиру. Трагедия «Борис Годунов», ее новаторский характер. Национально-историческая и социально-политическая проблематика трагедии. Разоблачение боярства и самодержавия. Тема власти и народа. Народ в трагедии. Показ силы и слабости народа. Реалистическая многосторонность в раскрытии действующих лиц – Борис Годунов, боярство, Басманов, Самозванец, Марина Мнишек, Пимен. Пушкин об источниках трагедии, особенности композиции и стиха. Жанрово-стилевое своеобразие. Сценическая судьба «Бориса Годунова». Значение трагедии в истории русской драмы.

Пушкин после восстания декабристов. Стремление объективно осмыслить поражение декабристов, дружеская солидарность с ними. Пушкин и Николай I, записка «О народном воспитании», «Стансы», «Друзьям».

Стихи Пушкина об искусстве. Борьба со светской и журнальной «чернью». Утверждение творческой свободы художника («Поэт». «Поэту», «Эхо»).

Роман «Евгений Онегин» – этапное произведение в творчестве Пушкина, в развитии отечественного реализма, «энциклопедия русской жизни» (Белинский). Жанровое своеобразие романа. Отражение в романе эволюции мировоззрения и поэтики Пушкина.

Образ автора. Роль лирических отступлений, их тематика. Романтические традиции и реалистическое видение мира.

Романтическое содержание образа Онегина, его противоречивость и эволюция. Ленский и русский романтизм 1820-1830-х годов. Образ Татьяны Лариной как воплощение национального характера. Взаимоотношения Евгения и Татьяны, смысл их противопоставления в романе. Своеобразие развития главных героев в эпическом и лирическом сюжетах романа. Мастерство реалистической обрисовки действующих лиц, их конкретно-историческая сущность.

Своеобразие сюжетостроения, композиции и языка романа. Онегинская строфа. Творческая история романа. «Десятая» глава «Евгения Онегина», споры вокруг нее. «Евгений Онегин» в оценке В.Белинского, Д.Писарева, Н.Добролюбова, А.Герцена.

Реалистические поэмы («Домик в Коломне», «Граф Нулин» и др.)

«Полтава» – историко-героическая и социально-психологическая поэма, сочетание в ней одических и романтических стилевых традиций. Образ Петра I – исторического деятеля, героя. Мазепа и Мария. Язык и композиция поэмы. Мастерство батальной живописи «Полтавы» в оценке Белинского и Гоголя.

«Маленькие трагедии». Их социально-философская и этическая проблематика. Философия жизни и смерти, красота и трагедия индивидуалистического бунта героев трагедий. Глубина психологического анализа, художественное мастерство. Связь «Маленьких трагедий» с западноевропейской литературой. Их оценка Белинским.

Творчество Пушкина 1830-х годов. Развитие реалистического метода. Демократизация тематики, обострение внимания к истории и судьбам своей страны. Усиление социально-философских обобщений, повествовательных тенденций, расширение границ поэтической лексики.

Поэма «Медный всадник». Проблематика поэмы. Идейный смысл. «Медный всадник» – социально-историческая и философская поэма, отражающая поиски Пушкиным разумного, конкретно-исторического решения проблемы частного и общего, личного и государственного. Жанровая природа стихотворной повести Пушкина. Образ Петра I и традиция оды. Проблема «двух ликов» Петра I. Образ Евгения и его сущность. Образ стихии и ее роль в сюжетном строении поэмы. Художественное своеобразие поэмы.

Пушкин и фольклор. Сказки, их связь с народным творчеством.

Работа над историческим романом «Арап Петра Великого» Оценка Белинским этого романа.

«Повести Белкина». Их проблематика. Интерес к героям из социальных низов. Повествователь и рассказчики в «Повестях Белкина». Своеобразие сюжетики, жанра, художественная простота. Достоевский и Л.Толстой о «Повестях Белкина».

Незаконченный роман «Рославлев», его значение в идейном и художественном развитии Пушкина. Тема войны 1812 года в творчестве поэта. Образ Полины в ряду женских пушкинских образов.

Незаконченный роман «Дубровский». Тематика романа: расслоение дворянства, деспотическая власть крепостников, протест крестьянства, бунтарские настроения в среде просвещенного дворянства, тема сострадания и милосердия. Образы Троекурова, старого и молодого Дубровских. Романтическое содержание образа молодого Дубровского. Утверждение духовного величия, гуманности народа. Образ кузнеца Архипа. Художественное своеобразие «Дубровского» как социально-бытового романа. Элементы романтизма и мелодраматизма в романе.

Повесть «Пиковая дама». Тема власти денег, уродующей человеческую личность. Образ Германна. Драматическая напряженность сюжета, фантастическое в повести. Достоевский и Л.Толстой о повести.

Творческая история романа «Капитанская дочка». Жанр. Своеобразие идейной структуры романа. Тема народа и народного восстания. Пугачев и Екатерина II. Речь персонажей и автора. Пушкин и Вальтер Скотт.

Пушкин – поэт действительности, яркий выразитель чувств, дум и стремлений своего времени. Роль Пушкина в развитии русской литературы и русского языка. Мировое значение Пушкина. Пушкин в русской критике.

Тема 7. Литература последекабрьского времени (с 1826 года до начала 1840-х годов). Творчество М.Ю. Лермонтова. Социально-экономическая и политическая обстановка после 14 декабря 1825 года. Разгром декабрьского восстания. Правительственная реакция, построение «умственных плотин». Рост реакционной, националистическо-патриотической литературы. «Рука всевышнего отечество спасла» Н.Кукольника. Охранительная лирика. Успех поэзии В.Бенедиктова. Охранительная проза. Псевдореализм Ф.Булгарина и О.Сенковского.

Прогрессивная журналистика. Ее идейно-эстетическая дифференциация. Значение журналов «Московский телеграф» и «Телескоп» в развитии русской литературы. Споры о романтизме в журналистике 1830-х годов. Увлечение философией Шеллинга и Гегеля. Роль Московского университета в развитии прогрессивной мысли.

М.Ю.Лермонтов. Ранняя лирика романтического неприятия окружающего мира. Лермонтов и декабризм. Продолжение традиций декабризма: прославление гражданского патриотизма («Два великана», «Баллада»), жертвенной борьбы за свободу («Из Андрея Шенье»), революции («Юноше»). Лермонтов и западноевропейская литература (Шиллер, Байрон). Протестующий и трагический характер лирического героя ранней лирики Лермонтова, двойственность его сознания.

Лирика 1836-1841 годов. Появление и рост в романтической поэзии Лермонтова реалистических тенденций: расширение просторечной лексики, отказ от романтической метафоричности, переход от декламационной патетики к повествовательному тону, поэтизация переживаний «простого» человека. Декларация перехода к реализму: «Сказка для детей». «Журналист, читатель и писатель», «В альбом С.Н.Карамзиной».

Усиление мотивов политического протеста после смерти Пушкина. «Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен». Гневное обличение придворной знати и самодержавия. Ведущие мотивы зрелой лирики: любовь к родине и народу, обличение социальной пассивности молодежи («Дума»), поэтизация свободы, призыв к борьбе, гордое одиночество, узничество и т.д. Стилевое своеобразие зрелой лирики Лермонтова, особенности ее стиха.

Романтические поэмы Лермонтова – проблематика, герои, идеи, особенности поэтики.

Поэма «Мцыри». Ее тема, сюжет, идейный смысл. Поэтизация свободолюбия, героизма в образе Мцыри, романтическая противоречивость героя.

Поэма «Демон», ее социально-философская сущность. Образ демона – концентрация основных противоречий людей лермонтовского поколения. Тема борьбы и гордого одиночества. Художественное своеобразие поэмы. Отражение устной поэзии кавказских народов.

Поэмы «Тамбовская казначейша», «Сашка», «Сказка для детей», их обличительно-реалистический характер.

«Песня про царя Ивана Васильевича» – романтическая поэма на фольклорной и исторической основе. Ее идейный пафос – защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной деспотии и призыв к свободе. Поэтизация сильных характеров, образ народного героя.

«Маскарад». Проблематика, персонажи, обличительно-сатирический пафос пьесы. Арбенин – романтический характер, неистовый враг светского общества. Его демоническая сущность. Художественное своеобразие пьесы, единство реалистических и романтических традиций. Переклички между «Маскарадом» и «Горем от ума».

Проза. Роман «Вадим». Тема крестьянской революции и демонической личности. Литературные источники образа Вадима, его романтическая условность. Дифференцированное изображение крестьянства и дворянства.

Реалистический роман «Княгиня Лиговская», его идейно-художественный смысл, ведущие персонажи романа.

Роман «Герой нашего времени». Жанрово-стилевое своеобразие романа. Основной идейный смысл, проблематика. Печорин как социальный тип героя переходного времени. Принципы типизации, применяемые в обрисовке образа Печорина. Романтическая противоречивость образа главного героя. Печорин в сравнении с героями «Адольфа» Бенжамена Констана и «Исповеди сына века» Альфреда де Мюссе. Система образов романа. Сущность и роль образов Вернера и Грушницкого, Максима Максимовича и проезжего офицера, Мери и Веры, Бэлы и Ундины. Своеобразие композиции и языка романа. «Герой нашего времени» в критике (Белинский, Добролюбов, Герцен). Современные споры о романе.

Лермонтов – последний представитель романтизма и зачинатель социально-психологического течения критического реализма. Литературное наследие поэта и наша современность.

Тема 8. Творчество Н.В. Гоголя. Романтическая идиллия «Ганц Кюхельгартен», ее ученический, подражательный характер. Влияние западноевропейской (Гете, Шиллер) и отечественной (Жуковский) литератур.

«Вечера на хуторе близ Диканьки». Творческая переработка народных преданий и верований. Жизнеутверждающий, демократический пафос «Вечеров». Гимн народу, его душевной красоте, правде, нравам. Религиозно-мистические и демонологические мотивы, проявившиеся в повестях «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть». Романтизм «Вечеров». Образы рассказчиков. Комизм и лиризм «Вечеров».

«Миргород». Рост реалистических тенденций в методе и стиле писателя. Социальная проблематика и идейный смысл цикла. Особенности композиции. Обличение «пошлости пошлого человека», паразитизма «небокоптителей» и «существователей» в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Характер юмора в «Старосветских помещиках».

«Тарас Бульба» – историческая повесть-эпопея. Народно-патриотическая идея повести. Героическая борьба украинского народа против шляхетской Польши. Образ сечи, ее демократическое устройство. Поэтизация героизма и патриотизма в образах Тараса и Остапа. Андрий как олицетворение эгоистического начала. Связь повести с народно-героическим эпосом, с украинскими историческими песнями и думами. Романтические и реалистические тенденции в повести.

«Петербургские повести» Гоголя. Их проблематика и идейный смысл. Изображение безудержного эгоизма и процесса автономизации личности в бездуховном мире столицы. Разлад между пошлой действительностью и возвышенной мечтой («Невский проспект»). Власть торжествующей пошлости и бюрократической чиномании («Нос»). Трагедия проданного таланта в повести «Портрет». Две редакции «Портрета». Стремление Гоголя сблизить искусство с религией. Маленький человек в «Записках сумасшедшего». Повесть «Шинель», ее определяющее место в цикле «Петербургских повестей». Образ Башмачкина, способы обрисовки героя. Композиция повести. Башмачкин и Значительное лицо. Защита человеческого достоинства, призыв к гуманизму и человечности. «Шинель» – этапное произведение русской литературы. Ее переклички (связь и различия) со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Бедными людьми» Достоевского.

Драматургия Гоголя. Основные принципы гоголевской теории драмы. Гоголь о комедии «правды и злости». Замысел, проблематика, образы, сатирически-гротескный характер незаконченной комедии «Владимир 3-й степени». Создание общественно-бытовой комедии «Женитьба»; ее проблематика, образы.

«Ревизор». Тематика. Идейный смысл. Иронико-сатирический и гиперболический характер изображения персонажей комедии. Композиция пьесы. Язык комедии. Смысл образа настоящего ревизора как выражение нравственных и религиозных устремлений Гоголя. Авторское истолкование комедии. Отношение современников к «Ревизору». Значение комедии для русской драматургии и русского театра. Поздние драматургические произведения Гоголя «Игроки» и «Театральный разъезд».

«Мертвые души». Своеобразие жанра. Характер типизации образов. Основные образы, отражающие общесословные и общенациональные черты дворянско-поместной, чиновно-бюрократической и крестьянской России. Положительные идеалы Гоголя, выраженные в первом томе «Мертвых душ». Тема народа и ее решение в поэме. Идейная и композиционная роль «Повести о капитане Копейкине».

Пластическая рельефность образов. Резкое выдвижение ведущих черт и их индивидуализация средствами гиперболизации. Роль внешнего портрета и бытовых деталей в раскрытии образов. Бытовая атмосфера персонажей, способствующая раскрытию их внутренней сущности. Нарицательность действующих лиц.

Композиция поэмы. Идея омертвления человека и ее выражение в композиции. Роль Чичикова в раскрытии сюжета. Проблема расчеловечивания человека в условиях николаевской России.

Юмор, сатира, лирические отступления, их взаимосвязь. Образ дороги и птицы-тройки, их роль в художественном мире романа. Своеобразие образа автора. Смысл авторского наименования «Мертвых душ» поэмой. Оценка «Мертвых душ» критиками.

Творческая история второго тома «Мертвых душ». Причины творческой неудачи писателя. Слабые стороны второго тома – идеализация феодально-крепостнической патриархальности, условность положительных образов Костанжогло и Муразова, идеальность Уленьки Бетрищевой и «диво-воспитателя» Александра Петровича. Сатирические образы Петуха, Тентетникова, Бетрищева.

«Выбранные места из переписки с друзьями». Их слабость – идеализация самодержавно-крепостнической системы, ее патриархальных начал. Их сила – призыв к нравственному и духовному возрождению, к гражданско-патриотической деятельности; высокая оценка этико-эстетической роли русской литературы. Борьба за Гоголя в русской критике 1830-1840-х годов. Письмо Белинского к Гоголю.

Место и значение Гоголя в истории русской литературы. Новаторство Гоголя. Гоголь и «натуральная школа» 1840-х годов. Творчество Гоголя – новая ступень в развитии критического реализма в русской литературе. Место и роль Гоголя в мировом литературном процессе.

Тема 9. Поэзия А.В. Кольцова.Общественные и литературные связи поэта. Первые пробы пера, подражательность. Пушкин и Кольцов. Думы, философская лирика.

Ведущие темы и идеи поэзии Кольцова. Своеобразие лирического героя. Человек и природа в поэзии Кольцова. Своеобразие любовной лирики. Любовь к жизни, стремление к свободе, бодрость, несокрушимая энергия, готовность к преодолению невзгод – определяющие мотивы поэзии Кольцова. Виды и жанры творчества Кольцова. Речевое своеобразие, изобразительные средства песен Кольцова, опора на поэтику устного народного творчества. Кольцов в оценке критики.

Тема 10. Литература последекабрьской поры (с начала 1840-х до середины 1850-х годов). В.Белинский, А.Герцен. Социально-экономические и политические условия. Переходный характер предреформенного периода. Рост социально-экономической власти национальной буржуазии. Крепостное право – главнейшая проблема того времени. Рост крестьянских волнений. Революционные события в Западной Европе и их отражение в России. Административно-полицейский произвол николаевского правительства. Цензурный террор «мрачного семилетия» (1848 – 1855) в печати. Социальная борьба, ее обострение. Развитие прогрессивно-демократического движения. Идейная борьба между славянофилами и западниками. Руководящая роль Белинского и Герцена в борьбе против самодержавно-крепостнического порядка, защитников официальной народности. Отражение социальной борьбы в художественной литературе. Ведущая роль прозы. «Натуральная школа» – ведущее течение прогрессивной литературы, ее сближение с действительностью. Возникновение термина «натуральная школа». Гоголь – знамя «натуральной школы». Роль журналов «Отечественные записки», «Современник» и сборников «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник» в формировании «натуральной школы».

В.Г.Белинский. Социально-политические и философские взгляды Белинского, их эволюция от просветительства к революционному демократизму. Утопический социализм Белинского. «Письмо к Гоголю» – обвинительный акт крепостничеству и самодержавию. Революционные демократы – прямые продолжатели и наследники дела Белинского.

Философская эволюция Белинского, поиски целостного мировоззрения. Влияние философии Шеллинга, Фихте и Гегеля. Период «примирения», признания его ошибочности.

Белинский-критик. Состояние русской критики до выступления Белинского (декабристская критика, Н.Полевой, Н.Надеждин). Осознание социально-политической, публицистической функции критики. Усиление борьбы против охранительной беллетристики (Булгарин, Сенковский, Кукольник, Бенедиктов, Загоскин). Борьбы с теорией «чистого искусства», защита критического, отрицательного направления в литературе, суждения о положительном герое.

Мастерство Белинского-критика. Разнообразие видов его критики. Белинский – теоретик и вождь «натуральной школы», основоположник революционно-демократической эстетики и теории литературы. Теория реализма в критике Белинского. Белинский как историк литературы. Его концепция развития русской литературы от подражательности до самобытности. Значение Белинского, традиции Белинского в русской критике.

А.И.Герцен. Герцен - продолжатель дела декабристов, предшественникрусской социал-демократии. Социально-политические взгляды Герцена. Его идейная эволюция. Участие в социально-политических кружках. Духовный кризис Герцена после поражения французской революции 1848 года. Отражение этой драмы в публицистических произведениях – «Письма из Франции и Италии», «С того берега». Добровольное изгнанничество. Создание Вольной русской типографии. Разочарование в буржуазной демократии, обличение буржуазной цивилизации и ставка на русское общинное крестьянство.

Герцен-художник. Ранние произведения Герцена. Их революционно-романтический характер. Герцен и «натуральная школа». Гоголевские традиции в творчестве Герцена.

Роман «Кто виноват?». Социальная проблематика романа. Антикрепостнический пафос романа. Белинский о могуществе мысли как о главной силе таланта Герцена. Ведущие образы романа. Сатирическое изображение крепостников. Образ Бельтова, его сложность и противоречивость. Бельтов и «лишние люди» в русской литературе, его место среди них. Причина и сущность трагедии главных героев романа. Белинский о романе. Стилевое своеобразие романа, его жанр, композиция.

«Сорока-воровка» – повесть о трагической судьбе крепостной интеллигенции, о духовной мощи и талантливости русского народа. Критика славянофилов и западников, их взглядов на развитие русской литературы.

Сатира на самодержавно-крепостническую Россию в повести «Доктор Крупов». Художественные особенности этой повести.

«Былое и думы». Проблематика. Жанровое своеобразие. Многосторонний показ действительности. Личность автора. История его идейных исканий. Стилевое новаторство «Былого и дум».

Место и роль Герцена в развитии русской литературы. Мировое значение Герцена.







Сейчас читают про: