double arrow

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Русская литература первой трети 19 века

Тема 4. Творчество А.Н. Радищева.

Тема 3. Творчество Г.Р. Державина

Тема 2. творчество Д.И. Фонвизина

Тема 1. Классицизм в русской литературе XVIII века.

Какими естественно-научными и философскими предпосылками обусловлено возникновение классицизма в Европе и России XVIII века? Каково отношение классицизма XVIII века к античному искусству? Что в классицистической практике означает «подражание образцам». Приведите примеры нормативности искусства классицизма; каковы отношения «естественного» человека и «социального» человека в характерологии классицизма? Как вы понимаете метафору «дух времени» и почему она не приложима классицизму?

Какие наработки «прелагательного направления» использовал Фонвизин в своих комедиях? Определите жанровые особенности «Бригадира» и «Недоросля». Как понимать слова современника Фонвизина: «Ваша Бригадирша нам всем родня...» В чем Фонвизин «преступает» рамки классицизма в своих комедиях? Выберите нужное: в «Бригадире» обличается... (галломания, религиозный фанатизм, недостатки правления Екатерины II). Какова степень типизации и индивидуализации характеров в «Недоросле»?Роль «внесценических» персонажей в комедии. Какое культурное событие русской жизни конца столетия необходимо понимать, читая «Недоросля» (открытие памятника Петру I работы Фальконе; победа русского флота под Чесмой; выведение породы орловских рысаков). Сформируйте главный конфликт эпохи, который отражается в комедии «Недоросль».

Почему Екатерина II прослезилась, читая «Фелицу»? Назовите стихи Державина, где появляются поэтические натюрморт, портрет, пейзаж. Как проявляются в творчестве Державина автобиографизм? Докажите, что поэзия Державина отличается тематическим разнообразием. В чем проявляется разрыв Державина с теорией классицизма? Как доказать, что Державин создал индивидуальную образно-стилистическую систему и индивидуально-выразительную поэтическую форму?

В чем жанровое своеобразие «Жития Ф.В. Ушакова»? Как решается проблема героического характера в «Житии Ф.В. Ушакова»? во 2-й половине XVIII века на смену афоризму Декарта «Я ..., следовательно, существую». Как решается проблема авторства «отрывка путешествия в *** И.Т.» в современном литературоведении? Нарисуйте психологический портрет Путешественника, главного героя радищевской книги. Каковы особенности композиции в «Путешествии из Петербурга в Москву»? Почему так сложно определить художественный метод знаменитой книги Радищева?

Тема 5 Творчество Н.М. Карамзина.

Кто из русских писателей XVIII века получил прозвище «путешественник» и почему? Психологическая функция пейзажа в повести «Бедная Лиза». Перечислите всех известных вам крестьянок, появляющихся в русской литературе XVIII века. Каковы поэтические жанры сентиментализма? Как проявляется эстетизация действительности в творчестве Карамзина? Как происходит в произведениях Карамзина перевод социальных проблем в морально-этический план? Карамзин – писатель-сентименталист или предромантик-сентименталист?

Специальность 050301.65 «Русский язык и литература»

СД Ф.12 История русской литературы

Пермь 2008

Автор-составитель

Ширинкин В.И., кандидат филологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс по русской литературе первой трети 19 века

разработан в соответствии с требованиями Государственного

образовательного высшего профессионального образования

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла профессиональной подготовки и

Является обязательной для изучения.

Декан филологического факультета Абашева М.П.

Директор библиотеки Костицина М.И.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

4. Содержание курса

5. Темы практических занятий и коллоквиумов

6 . Учебно-методическое обеспечение дисциплин

6.1. Список литературы

6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины..

6.3. Методические указания студентам

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций


Сейчас читают про: