Русская литература первой трети 19 века
Тема 4. Творчество А.Н. Радищева.
Тема 3. Творчество Г.Р. Державина
Тема 2. творчество Д.И. Фонвизина
Тема 1. Классицизм в русской литературе XVIII века.
Какими естественно-научными и философскими предпосылками обусловлено возникновение классицизма в Европе и России XVIII века? Каково отношение классицизма XVIII века к античному искусству? Что в классицистической практике означает «подражание образцам». Приведите примеры нормативности искусства классицизма; каковы отношения «естественного» человека и «социального» человека в характерологии классицизма? Как вы понимаете метафору «дух времени» и почему она не приложима классицизму?
Какие наработки «прелагательного направления» использовал Фонвизин в своих комедиях? Определите жанровые особенности «Бригадира» и «Недоросля». Как понимать слова современника Фонвизина: «Ваша Бригадирша нам всем родня...» В чем Фонвизин «преступает» рамки классицизма в своих комедиях? Выберите нужное: в «Бригадире» обличается... (галломания, религиозный фанатизм, недостатки правления Екатерины II). Какова степень типизации и индивидуализации характеров в «Недоросле»?Роль «внесценических» персонажей в комедии. Какое культурное событие русской жизни конца столетия необходимо понимать, читая «Недоросля» (открытие памятника Петру I работы Фальконе; победа русского флота под Чесмой; выведение породы орловских рысаков). Сформируйте главный конфликт эпохи, который отражается в комедии «Недоросль».
Почему Екатерина II прослезилась, читая «Фелицу»? Назовите стихи Державина, где появляются поэтические натюрморт, портрет, пейзаж. Как проявляются в творчестве Державина автобиографизм? Докажите, что поэзия Державина отличается тематическим разнообразием. В чем проявляется разрыв Державина с теорией классицизма? Как доказать, что Державин создал индивидуальную образно-стилистическую систему и индивидуально-выразительную поэтическую форму?
В чем жанровое своеобразие «Жития Ф.В. Ушакова»? Как решается проблема героического характера в «Житии Ф.В. Ушакова»? во 2-й половине XVIII века на смену афоризму Декарта «Я..., следовательно, существую». Как решается проблема авторства «отрывка путешествия в *** И.Т.» в современном литературоведении? Нарисуйте психологический портрет Путешественника, главного героя радищевской книги. Каковы особенности композиции в «Путешествии из Петербурга в Москву»? Почему так сложно определить художественный метод знаменитой книги Радищева?
Т ема 5 Творчество Н.М. Карамзина.
Кто из русских писателей XVIII века получил прозвище «путешественник» и почему? Психологическая функция пейзажа в повести «Бедная Лиза». Перечислите всех известных вам крестьянок, появляющихся в русской литературе XVIII века. Каковы поэтические жанры сентиментализма? Как проявляется эстетизация действительности в творчестве Карамзина? Как происходит в произведениях Карамзина перевод социальных проблем в морально-этический план? Карамзин – писатель-сентименталист или предромантик-сентименталист?
Специальность 050301.65 «Русский язык и литература»
СД Ф.12 История русской литературы
Пермь 2008
Автор-составитель
Ширинкин В.И., кандидат филологических наук, доцент
Учебно-методический комплекс по русской литературе первой трети 19 века
разработан в соответствии с требованиями Государственного
образовательного высшего профессионального образования
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла профессиональной подготовки и
Является обязательной для изучения.
Декан филологического факультета Абашева М.П.
Директор библиотеки Костицина М.И.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
3. Объем дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
4. Содержание курса
5. Темы практических занятий и коллоквиумов
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплин
6.1. Список литературы
6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины..
6.3. Методические указания студентам
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций