Тема 12. Разработка бюджета реализации инвестиционного проекта

Эффективность реализации инвестиционного проекта в значительной степени определяется обоснованным планом его финансирования. Этот финансовый план называется «бюджет реализации инвестиционного проекта» или просто «бюджет».

Бюджет определяет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), который отражает расходы и поступление средств, связанные с реализацией инвестиционного проекта.

Разработка бюджета направлена на решение двух задач:

1. Определение объема и структуры расходов по реализации инвестиционного проекта в разрезе отдельных этапов календарного плана.

2. Обеспечение потока ресурсов для покрытия этих расходов.

Исходными предпосылками составления бюджета являются:

1. Календарный план реализации инвестиционного проекта.

2. Сметы затрат на выполнение отдельных видов работ.

3. Общая стратегия финансирования инвестиционного проекта.

4. График инвестиционного потока, составленный на этапе разработки бизнес-плана.

5. Финансовое состояние инвестора в текущем периоде.

В процессе реализации инвестиционного проекта может разрабатываться 2 вида бюджета:

1. Бюджет капитальных затрат и поступление средств (капитальный бюджет).

Он разрабатывался на этапе осуществления строительно-монтажных работ.

2. Бюджет текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет). Составляется на этапе эксплуатации объекта (после ввода в эксплуатацию). Аналог этого бюджета на действующих предприятиях – финансовый план денежных доходов и расходов.

Капитальный бюджет состоит из 2-х разделов:

1) капитальные затраты;

2) поступление средств (инвестиционных ресурсов).

Капитальные затраты это:

- первоначальная стоимость введенных в строй зданий и сооружений;

- стоимость новых видов машин и механизмов;

- приобретаемые оборудование и инвентарь;

- стоимость приобретенных нематериальных активов (лицензии, патенты, «ноу-хау»).

Так как объем и структура капитальных затрат определяется еще на стадии обоснования бизнес-плана, то их расчеты при построении баланса сводятся к таким процедурам:

1) выделение из общего объема КЗ той доли, которая относится к рассматриваемому периоду;

2) уточнение объема капитальных затрат в соответствии с требованиями НТП и коррективами, внесенными подрядчиками;

3) уточнение объема и структуры капитальных затрат в связи с изменением цен в текущем периоде. Для того, чтобы максимально учесть инфляцию, объем капитальных вложений пересчитывается из грн. в твердую валюту по курсу НБУ.

4) уточнение первоначального объема капитальных затрат с учетом резерва на покрытие непредвиденных расходов (внутреннее страхование рисков).

Поступление средств в КБ включает поток из:

- собственных средств инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, доходы от реализации выбывшего имущества);

- привлеченного акцизного капитала;

- кредитов банка;

- лизинга.

Процесс разработки этого раздела:

1. Уточнение общего объема поступления средств (должен корреспондировать с общим объемом капитальных затрат);

2. Уточнение структуры источников поступления средств. Это в основном должны быть собственные средства и лизинг. Менее желательным являются привлечение кредитов банка.

3. Обеспечение стыковки по времени капитальных вложений и потока ресурсов (они должны совпадать по времени).

Капитальных баланс разрабатывается на планируемый год в разрезе кварталов; месяцев (годовой, квартальный, месячный).

Текущий баланс состоит из двух разделов:

1) текущие расходы;

2) доходы от текущей деятельности.

Основная цель ТБ – определяется суммой денежного потока, остающегося в распоряжении инвестора для возмещения инвестиционных затрат.

Текущие расходы объекта – это его издержки производства.

Текущие затраты группируются так:

1) материальные затраты;

2) расходы на оплату труда;

3) отчисления на соцстрахование;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие расходы.

Также расходы здесь делятся на постоянные и переменные (для уточнения расчета точки безубыточности и нормы рентабельности, которые ранее были определены при разработки бизнес-плана).

Текущие доходы – формируются в основном за счет реализации продукции (работ, услуг).

Различают:

- валовой доход;

- чистый доход от текущей деятельности.

Сумма дохода – это разница между валовыми доходами и налоговыми платежами, которые включаются в цену реализации продукции и перечисляемыми в бюджет (НДС, акцизный сбор).

При разработке КБ и ТБ используются метод «гибкого бюджета» - капитальные или текущие затраты планируются не в твердых суммах, а в виде норматива расходов, которые привязываются, например, к объему строительно-монтажных работ или объем выпуска продукции.

Этот метод позволяет обеспечить корректировку затрат в зависимости от реального объема деятельности.

При использовании этого метода все виды затрат группируются в разрезе постоянных и переменных статей.

По постоянным затратам норматив доводится в виде абсолютной суммы расходов на предстоящий период.

По переменным затратам норматив устанавливается в виде из уровня в процентах к объему основной деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: