Пример формирования финансово-инвестиционной стратегии предприятия

На рис. финансово-инвестиционная стратегия предприятия включает в себя три проекта его развития (обозначенные контуром), предполагающие:

a) технические (I) и маркетинговые (II) стратегические решения (проект технического перевооружения предприятия в связи с переходом его на выпуск новой продукции);

b) социальные (III) стратегические решения, обусловленные данным переходом (проект переобучения трудовых ресурсов предприятия);

c) социальные (III) и управленческие (IV) стратегические решения (автономный проект организационной перестройки предприятия).

При этом финансирование предполагается осуществлять из следующих источников: а) из собственных фондов предприятия (1), средств, полученных в рамках интеграции (3) и банковских кредитов (5) (для реализации первых двух проектов); б) из государственных инвестиций (6) и кредитов (7) (для третьего проекта). В данном примере стратегическое решение (II), реализуемое в рамках проекта (a), требует инвестиций в размере W2 £ V3, поступающих из 3-го источника финансирования, стратегическое решение (IV), реализуемое в проекте (с), - инвестиций W4 £ V6 + V7, финансируемых из источников 6 и 7. В то же время решения (I) и (III) реализуются одновременно в двух проектах и потому предполагают распределение средств между проектами. Это выражается неравенствами W1a + W1b £ V1 и W3b + W3c £ V3 + V5.

Логика построения финансово-инвестиционной стратегии может быть двоякой: ресурсной (идущей от ресурсов к их реализации) или целевой (от целей к ресурсам для их реализации) и зависит от приоритетов, принятых при формировании стратегий

Обычно процесс формирования стратегии является итеративным, причем в ходе этого процесса происходит корректировка исходных вариантов и по ресурсам и по целям, а его начальная точка определяется наибольшей достоверностью, проработанностью решений (либо это сфера источников финансирования, либо это некоторая совокупность целей).

Целевой а) и ресурсный б) подходы при формировании финансово-инвестиционной стратегии

В зависимости от структуры источников финансирования деятельности и развития предприятия, а также от реализуемых инвестиционных проектов можно выделить наиболее характерные типовые варианты финансово-инвестиционной стратегии.

Тип 1. «Сам себе голова». Предполагает использование преимущественно собственных средств предприятия для инвестирования обычно ограниченного круга небольших инвестиционных проектов. Соответствует «веерной» структуре финансово-инвестиционной стратегии, при которой стрелки рис. направлены из одного (первого) финансового источника на весь спектр стратегических решений (I) – (IV). Применение этой стратегии ограничено, так как предполагает самодостаточность предприятия и значительные возможности самофинансирования, которые имеются лишь у крупных (в редких случаях средних) компаний. При среднем уровне эффективности данная стратегия характеризуется высокой надежностью, так как ее реализация почти полностью зависит от деятельности самого предприятия (при условии его стабильности и стабильности внешней среды). Наиболее характерна для зрелой экономики и сложившихся рынков реализации товара, не требующих радикальной перестройки деятельности предприятия.

Тип 2. «Любимое чадо». Предполагает использование преимущественно централизованных источников (государственных инвестиций и кредитов). Так же, как и первый тип, характеризуется «веерной» или «квазивеерной» структурой, ориентированной на реализацию стратегических решений (I) – (IV), однако основание этого веера находится у шестого и седьмого источников финансирования (см. рис.). Стратегия имеет весьма узкую область применения ввиду дефицита государственных средств и недоступности их для подавляющего числа предприятий. Реализация этой стратегии в значительной степени зависит от политических рисков и структурно-промышленной политики. Наибольшее распространение имела в дореформенный период; может быть использована для реализации крупномасштабных проектов предприятий, имеющих статус особо важных и стратегических. В настоящее время реализуется в ситуациях, где руководители предприятия имеют тесные личные связи с представителями властных структур федерального или местного уровня. При удачном «раскладе» может обеспечить высокую эффективность.

Тип 3. «Консолидация». Предполагает использование более широкого спектра финансовых источников: собственного капитала (1) и внешних инвестиций (2), получаемых за счет акционирования, банковских и коммерческих кредитов (3) и (4) и др. Структура стратегии характеризуется особым конусообразным расположением стрелок рис; при этом образуется один–два конуса, каждый из которых имеет вершину, направленную на реализуемое стратегическое решение (проект). Данная стратегия предполагает консолидированный способ финансирования, требующий значительной предварительной подготовки для своего осуществления. Используется для крупномасштабных стратегических решений при нехватке собственных средств. Имеет широкое применение среди значительного круга современных предприятий, действующих по принципу «с мира по нитке». Эффективность и надежность стратегии зависит от структуры привлекаемых источников и может колебаться в значительных диапазонах.

Тип 4. «Консорциум». Предполагает консолидированное финансирование из различных источников, но в отличие от стратегии типа «консолидация» характеризуется партнерским принципом деятельности, предполагающим интеграцию усилий нескольких предприятий (фирм, банков и т.д.) в реализации одного или нескольких крупных проектов. При этом происходит диверсификация рисков предпринимательской деятельности, согласование интересов участников сформированной группы как по горизонтали, так и по вертикали. Так как в крупномасштабном проекте обычно реализуется весь спектр стратегических решений (I) – (IV) и привлекаются самые различные источники финансирования (1) – (7), структура стратегии имеет характер «сетки», образуемой взаимным пересечением стрелок, ведущих от инвестиционных источников к стратегическим решениям.

Данная стратегия используется при наличии у предприятия интеграционных возможностей для радикального изменения своего положения на товарном или ресурсном рынке, при внедрении инноваций. Встречается достаточно редко, но является перспективной, так как обеспечивает снижение рисков и увеличение эффективности.

Тип 5. «Пирамида». Представляет собой наиболее последовательный вариант реализации стратегии «консолидация». В этом случае в консолидированное финансирование попадают все инвестиционные источники, а усилия концентрируются на реализации одного стратегического решения или узкоспециализированного проекта развития предприятия. Структура стратегии образует при этом пирамиду. Данная стратегия берется на вооружение, например, в тех случаях, когда фирма реализует маркетинговую политику, ориентированную на достижение лидерства на своем рынке. Применяют в основном крупные фирмы, имеющие существенный стартовый капитал, так как значительное привлечение инвестиционных ресурсов невозможно без предоставления гарантий в форме имущества.

Тип 6. «Быстрота и натиск». Предполагает использование какого-либо одного вида финансовых ресурсов (например, собственных средств) для реализации одного стратегического решения, обычно предполагающего короткий срок исполнения. Структура стратегии на рис.характеризуется одной стрелкой, которая может иметь различный наклон в зависимости от источника финансирования и реализуемого стратегического решения. Данная стратегия характерна для мелких и средних предприятий, характеризующихся высокой мобильностью и способностью быстро адаптироваться к новым условиям, что определяет перманентный переход от одного варианта развития фирмы к другому. Характеризуется повышенным риском и восприимчивостью к новым инвестиционным предложениям. В силу этого является неустойчивой и имеет склонность к трансформации в другие стратегии (типа «консолидация», «сам себе голова», «консорциум» и т.д.).

Тип 7. «Зонтик». Представляет собой по существу метастратегию, характеризуемую высокой степенью защиты используемых инвестиционных контрактов. Данная защита может быть обеспечена с помощью различного рода страховок и перестраховок, авалированием финансовых обязательств, операциями хеджирования инвестиционных рисков и т.д. Это предполагает взаимодействие рассматриваемой фирмы с различными финансовыми институтами, формирующими рыночную инфраструктуру. В качестве своего ядра метастратегия «зонтик» может содержать любой перечисленный выше тип стратегий. Данная метастратегия в современных условиях имеет ограниченное применение в силу незрелости рыночной инфраструктуры (особенно характерной для сферы страхования), но является перспективной, так как позволяет снизить риски.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: