double arrow

Поэзия По


Новеллы По

ПО, ЭДГАР АЛЛАН(Poe, Edgar Allan) (1809–1849), американский поэт, прозаик, критик, создатель жанра «новеллы ужаса». Так же он является основоположником детективного жанра. Его влияние ощутимо в произведениях таких разных авторов, как Ш.Бодлер, А.Теннисон, Ф.М.Достоевский, А.Конан Дойл. Литературные наставления По, касавшиеся жанра новеллы, не возымели бы действия, если бы он не реализовал их столь блестяще на практике. В рассказе Сердце-обличитель (The Tell-Tale Heart) По добивался впечатления, что его герой безумен, и отрицая свое безумие, он лишь подтверждает его: «Ну да! Я нервен, нервен ужасно – дальше уж некуда; всегда был и остаюсь таким; но откуда вы взяли, что я – сумасшедший? Болезнь лишь обострила мою восприимчивость, а не нарушила, не притупила ее. Особенно же изощрился мой слух. Я слышал все сущее в небесах и в недрах. Я слышал многое в преисподней. Какой же я сумасшедший? Вот послушайте только! Да заметьте, как здраво и гладко поведу я свой рассказ». По не было равных в умении так изобразить место действия и создать такую атмосферу, что читателем овладевает страх. Тревожная обстановка, воссозданная в самом начале новеллы Падение дома Ашеров, уже предвещает последующие жуткие события: «В течение всего унылого, темного, глухого осеннего дня, когда тучи нависали гнетуще низко, я в одиночестве ехал верхом по удивительно безрадостной местности и, когда сумерки начали сгущаться, наконец обнаружил в поле моего зрения Дом Ашеров». Главные свои новеллы Береника (Berenice), Лигейя (Ligeia) и свой шедевр Падение дома Ашеров По напечатал в 1830-е годы. Новеллы, демонстрирующие аналитические способности ума и опубликованные в 1842–1845 (Убийства на улице Морг, Золотой жук, Украденное письмоThe Purloined Letter), заложили основы детективного жанра. Маска Красной Смерти (The Masque of the Red Death, 1843), Черный кот (The Black Cat, 1843), Сердце-обличитель (1843) и Бочонок амонтильядо (The Cask of Amontillado, 1846) – классические образцы «новеллы ужаса».




Поэзия П. не оторвана от всего остального творчества; недаром несколько его стихотворений включены в его же рассказы. Любимый герой П. ощутимо присутствует в этой лирике тонких чувств и переживаний, окрашенных в мрачные тона, внося раздвоение чувства и сознания, пожирающую сердце скорбь и бессилие познать таинственное. Как и в прозе, П. стремится достигнуть своими стихами определенного эффекта. Тема любви и смерти, в к-рой любовь подчеркивает ужас смерти, а смерть — силу и непобедимость любви, развертывается в ряде стихов П. Мрачная подавленность и раздвоение сознания, идущего к безумию, в поэме «Ulalume» перекликаются с безнадежной скорбью «Ворона»( лучшая его поэма)«Ворон» — это отображение страшного в естественном, это поэма о безысходности скорби, о безнадежности горя». Мрачный тон «Старого моряка» с его потрясающей сердца людей предопределенностью, простотой и в то же время грандиозностью образов, условным реализмом непостижимого, фантастические образы «Кубля-хан» — все это оказало большое влияние на творчество П.П. сознательно стремился найти в технике английского стиха новые средства — он вводит новые сочетания размеров и строф, он тщательно разрабатывает внутреннюю рифму, аллитерации, звукоподражание, достигая неумирающей, по выражению Брюсова, ритмичности и музыкальности. Эта поэтическая техника достигает своей вершины в стихотворении «The bells» (Колокола), в к-ром переданы все оттенки колокольного звона.



Особняком в творчестве П. стоит его «Eureka» (Эврика, 1848), в к-рой он дал мистико-пантеистическую систему, изложив основы своей философии.

КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР(Cooper, James Fenimore) (1789–1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. В 1820 сочинил для дочерей традиционный роман нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе дар рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание, и Купер перебрался с семьей в Нью-Йорк, где вскоре сделался видной литературной фигурой и лидером писателей, ратовавших за национальное своеобразие американской литературы. Вобравший события куперстаунской жизни роман Пионеры (The Pioneers, 1832) открыл тему американского фронтира и впервые представил Натти Бампо, единственного в своем роде американского героя. Наиболее популярные романы Купера Зверобой (1841), Последний из могикан ( 1826), Следопыт (The Pathfinder, 1840), Пионеры и Прерия (Тhe Prairie, 1827), образующие эпопею о Кожаном Чулке, повествуют о неудержимом бегстве охотника и следопыта Натти Бампо от надвигающейся колонизации. Роман Лоцман (The Pilot, 1823), с его незабываемым героем, верзилой Томом Коффином, был первым из многочисленных произведений Купера о приключениях на море. Вышедшая позже История американского флота ( 1839) свидетельствовала о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство. Его политическая аллегория Моникины (The Monikins, 1835), пять томов путевых заметок (1836–1838), памфлет Американский демократ (1838) и социальные романы, например роман о земельной ренте Сатанстоу (Satanstoe, 1845), свидетельствуют о том, что он был проницательным критиком американской жизни в ее переломный период. Последние двенадцать лет жизни, самые зрелые и плодотворные в его творчестве, писатель провел в Куперстауне. Семнадцать объемных литературных произведений, написанных им за это время, посвящены трем интересующим его темам: морю, границе и общественной критике. Умер Купер 14 сентября 1851. Купер, был непосредственно связаны с морем, что позволило американскому писателю создать романтически возвышенное произведение, положившее начало морскому роману, а русскому маринисту знание морского дела помогло издать первое подлинно реалистическое произведение, раскрывающее особенности морской жизни. Фенимор Купер в романе "Красный Корсар" на первое место выдвигает романтического героя, он рисует образ героя-бунтаря, который бросает вызов и обществу, и морской стихии, в одиночку ведя борьбу за независимость североамериканских колоний. Корсар — это "морской волк", который избороздил все моря и океаны, для него море — это прежде всего способ вырваться на свободу.









Сейчас читают про: