Функции управляющего финансами

Цель деятельности фирмы

Эффективное управление движением капитала в рамках фирмы предполагает наличие определенной цели ее развития, что дает возможность оценить эффективность того или иного финансово­го решения. Во всех случаях решение должно быть принято на основании определенных стандартов. Несмотря на то, что воз­можно предположить наличие различных целей, мы считаем, что основной задачей фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

Собственность членов корпорации подтверждается соответ­ствующей долей акционерного капитала. Каждая акция показы­вает, что ее держателю принадлежит 1/n часть капитала данной компании, где n — общее число выпущенных в обращение ак­ций. В нашей книге благосостояние акционеров ассоциируется с рыночной ценой акций фирмы. Хотя рыночная цена может быть несовершенной мерой благосостояния акционеров, она является лучшим из доступных способов его оценки. Если акции фирмы не обращаются на рынке, можно использовать альтернативные цены. Анализируя состояние сходных компаний, акции которых обращаются на рынке, можно примерно определить рыночную стоимость фирмы.

Максимизация прибыли и создание стоимости

Часто максимизация прибыли рассматривается как цель деятель­ности фирмы. Такое понимание цели является менее глобаль­ным, нежели максимизация благосостояния акционеров. К тому же общий объем прибыли не так важен, как прибыль на акцию. Даже максимизация прибыли на акцию — это не вполне правиль­но сформулированная цель хотя бы из-за того, что она не опреде­ляет момент достижения ожидаемой прибыли и длительность ее получения. Будет ли более ценным инвестиционный проект, ко­торый принесет доход в 100 тыс. дол. через 5 лет по сравнению с проектом, приносящим доход в 15 тыс. дол; ежегодно? Ответ на этот вопрос зависит, как минимум, от стоимости денег с учетом доходов будущих периодов и для фирмы, и для инвесторов. Не­многие держатели акций польстятся на проект, который обещает первую прибыль через 100 лет, независимо от того, сколь велика будет эта прибыль. И именно поэтому мы обязаны принимать во внимание фактор времени получения прибыли.

Другой недостаток цели максимизации прибыли на акцию тот, что при этом не учитывается степень риска, связанная с ожидаемым потоком прибыли. Одни проекты капиталовложений представляют собой более рисковые вложения средств, чем дру­гие. В результате, если будут реализованы эти проекты, приток прибыли на акцию в перспективе станет более рисковым, т. е. будет известен с меньшей степенью определенности. К тому же компания может быть подвержена большему или меньшему рис­ку в зависимости от соотношения суммы обязательств и объема собственных средств в структуре ее капитала. Этот финансовый риск тоже приводит инвестора к увеличению общего риска. Две компании могут иметь одинаковые ожидаемые доходы на акцию, но, если поток прибыли в одной из них значительно сильнее подвержен риску, и рыночный курс акции этой компании может быть ниже.

Наконец, при постановке указанной цели не учитывается ди­видендная политика, связанная с рыночными курсами акций. Если бы цель определялась только лишь необходимостью макси­мизировать прибыль на акцию, то фирма никогда не выплачива­ла бы дивиденды. По крайней мере она всегда могла бы увеличить прибыль на акцию, задержав выплаты и инвестировав их в ценные бумаги, пользующиеся спросом на рынке. Однако, пос­тольку, поскольку выплата дивидендов может повлиять на сто­имость акций, максимизация прибыли на акцию не может стать для фирмы самоцелью.

В связи с приведенными выше доводами цель максимизации прибыли на акцию, очевидно, может не способствовать макси­мизации рыночного курса акций. Рыночный курс акций фирмы является сконцентрированной их оценкой всеми участниками рынка ценных бумаг. При этом исходят из прибыли на акцию в настоящем и будущих периодах, периода получения прибыли, длительности ее получения и степени риска, дивидендной поли­тики данной фирмы и других факторов, оказывающих влияние на рыночный курс ее акций. Курс акций выполняет роль индика­тора степени эффективности деятельности фирмы, он показыва­ет, насколько хорошо руководство фирмы управляет ею от имени держателей акций. Таким образом, администрация фирмы нахо­дится под постоянным контролем. Держатели акций, не удовлет­воренные деятельностью управляющих фирмы, могут продать свои акции и инвестировать капитал в другую компанию. Если же подобные действия будут предприняты и другими неудовлет­воренными держателями акций, то это вызовет падение курса ак­ций фирмы.

Социальная ответственность

Максимизация благосостояния держателя акций не означает, что администрации следует игнорировать вопросы социальной ответ­ственности, такие, как защита интересов потребителя, выплата адекватной заработной платы нанятым работникам, обеспечение справедливых условий найма и безопасных условий труда, под­держка образовательных программ и участие в решении проблем охраны окружающей среды — сохранение чистоты воздуха и воды. Многие считают, что фирма не имеет иного выбора поми­мо пути социальной ответственности, и эти люди доказывают, что благосостояние держателя акций, и, возможно, само сущес­твование корпорации зависят от ее способности быть социально ответственной. Однако, поскольку критерии социальной ответ­ственности ясно не определены, трудно сформулировать четкую цель. Когда общество, действуя через Конгресс или другие пред­ставительные органы, установит правила, регламентирующие взаимосвязь между социальными целями и экономической эффективностью, задача для корпорации прояснится. Компанию будут рассматривать как производителя товаров и для частных лиц, и для общества, и максимизация благосостояния держателя акций во всех случаях остается жизненно важной целью ее де­ятельности.

Как было сказано выше, финансовый директор занимается: 1) эффективным распределением фондов в рамках предприятия и 2) мобилизацией средств на как можно более выгодных услови­ях. Цель реализации этих функций — максимизировать благосос­тояние акционеров компании. В общем, эта книга построена так, чтобы охватить обе функции финансового директора.

Фундаментальные основы

Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов распределения и приращения фондов, мы обратимся к соответствующим исход­ным материалам и инструментам анализа. В следующей главе мы рассмотрим правовые установки для управления финансами пос­тольку, поскольку они имеют отношение к организационным формам предприятий и налогообложению. В качестве базового материала к данной теме рассматриваются также функции фи­нансовых рынков и институтов и норма процента. Эти вопросы обсуждаются в главе 3. В частности, наше внимание сосредото­чивается на том, как работающие в настоящее время фирмы вза­имодействуют с финансовыми рынками. Некоторые понятия, имеющие отношение к стоимости денег с учетом доходов буду­щих периодов и оценке ценных бумаг, рассматриваются в главах 4 и 5, и понимание этих вопросов существенно для принятия разумных финансовых решений. Действительно, основанием максимизации состояния держателя акций является оценка. Поэтому мы рассматриваем основные вопросы, связанные со стоимостью денег с учетом доходов будущих периодов, и оцен­кой уже в начале книги.

Для того чтобы эффективно мобилизовывать средства и рас­пределять их, финансовые директора должны тщательно плани­ровать эти процессы. Прежде всего они должны прогнозировать движение наличных денег и оценивать его влияние на финансовое состояние фирмы. На основании этого прогноза они должны пре­дусмотреть в плане достаточное количество ликвидных средств для своевременной оплаты счетов и других обязательств. Подоб­ные операции могут потребовать привлечения дополнительных средств. Для того, чтобы держать под контролем состояние дел в компании, финансовый директор должен установить определен­ные нормативы. Затем эти нормативы используются для того, чтобы сравнить действительные результаты с запланированными. Поскольку значительная часть дискуссионного материала этой книги базируется на финансовом анализе, планировании и кон­троле, мы рассматриваем эти вопросы в главах 6 и 7.

Распределение средств

Финансовый директор контролирует распределение средств меж­ду различными направлениями деятельности фирмы. Это распре­деление должно проводиться в соответствии с основной целью деятельности фирмы: максимизацией благосостояния ее акци­онеров. Определение необ­ходимого уровня ликвидности является одной из важнейших сос­тавных частей финансового менеджмента. Оптимальный размер текущих активов зависит от его рентабельности и возможностей гибкого управления ими в сравнении с затратами на их поддер­жание. В прошлом управление оборотным капиталом играло оп­ределяющую роль в деятельности финансовых директоров. Хотя эта традиционная функция и продолжает оставаться жизненно важной, ныне они занимаются также и менее ликвидными акти­вами и обязательствами.

Смета капиталовложений включает ас­сигнования на инвестиционные предложения, прибыли от кото­рых ожидаются в будущем. Если подобное предложение включа­ет в себя и какой-то компонент увеличения оборотного капитала, то последнее рассматривается как часть решения о капитальных инвестициях, а не как отдельное решение об увеличении оборот­ного капитала. Поскольку точный объем ожидаемой от инвести­ционных предложений прибыли неизвестен с определенностью, некоторый риск неизбежен. Изменения в оценке коммерческого риска фирмы могут оказать значительное влияние на ее позиции на рынке. Принимая во внимание сказанное выше, мы уделяем большое внимание проблеме оценки риска инвестиционных про­ектов. Капитал распределяется в соответствии с определенными критериями. Прибыль, ожидаемая от каждого конкретного про­екта, должна соответствовать цели максимизации благосостояния акционеров фирмы.

По своему происхождению компания может быть отечественной, иностранной или транснациональной. С тех пор как транснациональные фирмы заняли ведущее положение в экономике, для нас существенно важно изучить' проблемы роста посредством участия в международных операциях. Необходимо не упустить из виду и методы управления финансами малого предприятия, отметив при этом то, что отличает их от управле­ния финансами большой компании. Наконец, в этой части мы рассматриваем ситуации, которые влекут за собой решение о ликвидации компании или ее восстановлении, зачастую путем изменения структуры капитала. Подобное решение должно бази­роваться на тех же экономических соображениях, которые лежат в основе распределения капитала.

Итак, распределение средств в рамках фирмы определяет об­щую сумму ее активов, их структуру и степень коммерческого риска фирмы. Все эти факторы весьма существенно влияют на стоимость фирмы.

Мобилизация средств.

Второй стороной управления финансами является приобретение фондов. Их источники весьма разнообразны. Каждый из них имеет соответствующие характеристики, определяемые постав­щиком капитала, как-то: цена, срок платежа, наличие в опреде­ленный момент, возможные препятствия и другие условия. На основании этих факторов финансовый директор должен опреде­лить оптимальное сочетание источников финансирования фирмы. Принимая решение, следует учитывать его влияние на благосостояние акционеров фирмы.

Управление финансами включает в себя как распределение средств внутри фирмы, так и приобретение фондов. Распределе­ние и приобретение взаимосвязаны в том смысле, что, принимая решение об инвестировании в конкретный актив необходимо профинансировать это инвестирование, причем стоимость фи­нансирования оказывает существенное влияние на само решение об инвестировании. В настоящей книге внимание сосредоточено на распределении и мобилизации средств. Совместно эти про­цессы определяют ценность фирмы для акционеров. Овладев по­нятиями распределения и мобилизации средств, вы получите ключ к пониманию значения управления финансами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: