Страхование рисков внешнеэкономической деятельности

Страхование коммерческих и политических рисков внешнеторговых операций в развитых странах является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности и гибким инструментом государственного регулирования. В России за все годы экономиче­ских реформ этот вид страхования не был полноценно освоен страховыми организация­ми как сегмент рынка, и государством как инструмент поддержки внешнеэкономической деятельности.

В СССР в условиях государственной монополии внешней торговли необходимость организации системы поддержки внешнеторговой деятельности и, прежде всего, экспор­та отсутствовала, а все затраты, связанные с осуществлением экспорта, покрывались за счет бюджета. Экспорт косвенно и прямо субсидировался и осуществлялся через уполно­моченные государственные внешнеэкономические объединения.

С начала 90-х годов, в период создания рыночной системы и либерализации внеш­неэкономической деятельности, потребовались новые подходы к регулированию и сти­мулированию внешнеэкономической сферы. Этого требовали и реструктуризация эко­номики, и ослабевающие позиции России в мировой торговле.

Распоряжением Совмина - Правительства РФ от 19.03.93 № 448-р была образована Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта, которая в последствии выполнила функции Организационного комитета по учреждению Россий­ского экспортно-импортного банка, который и был учрежден Постановлением Совмина -Правительства РФ от 07.07.93 № 633. В качестве основных функций Росэксимбанка были установлены:

• предоставление и привлечение кредитов от имени и по поручению Правитель­ства РФ;

• финансирование и гарантирование экспортно-импортных операций и страхова­ние рисков, связанных с этими операциями.

В дальнейшем функция страхования была возложена на вновь созданную дочер­нюю организацию Росэксимбанка - Росэксимгарант, однако из-за недостатка собствен­ных средств Росэксимгарант к практическому страхованию не приступал.

Федеральным законом от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» были заложены основы государственной политики в сфе­ре поддержки внешнеторговой деятельности:

• участие исполнительной власти в мероприятиях по содействию развития внешне­торговой деятельности, включая финансирование, системы гарантий и страхова­ние экспортных кредитов;

• участие государства в системе страхования экспортных кредитов;

• страхование на добровольной основе от коммерческих рисков во внешнеторговой деятельности по договорам страхования с российскими или иностранными стра­ховщиками.

Реализация принятых нормативно-правовых актов столкнулась с рядом трудно­стей из-за нехватки бюджетного финансирования.

Поскольку государство так и не смогло обеспечить страховую поддержку внешне­торговой деятельности в целом, наиболее привлекательными секторами рынка страхова­ния внешнеторговых операций стали заниматься коммерческие страховые организации. Лидером в сфере коммерческого страхования внешнеторговых операций является ОСАО «Ингосстрах».

Ингосстрах предоставляет услуги по страхованию экспортных кредитов в России в сотрудничестве с ведущими мировыми страховыми компаниями, специализирующимися в области кредитных и политических рисков таких как «СКОР», «Юнистрат Ассьюранс», «Сент Пол», синдикаты «Ллойда» и др.

Коммерческие риски, принимаемые Ингосстрахом на страхование экспортных кредитов, включают:

• несостоятельность и банкротство;

• длительную просрочку либо отказ от платежа;

• не возврат аванса при непоставке вследствие несостоятельности (банкротства);

• длительную просрочку возврата аванса при непоставке оплаченных товаров.

Из политических рисков на страхование Ингосстрахом принимаются следующие:

• действия государственных органов страны покупателя или обстоятельства, влеку­щие неисполнение обязательств покупателем;

• военные действия, гражданские волнения и беспорядки;

• неконвepтируемость валюты страны покупателя;

• неправомерный отзыв гарантии по контракту, не возобновление или отзыв лицен­зии у покупателя;

• эмбарго, невозможность или зaдepжки в вaлютных расчетaх, мopaтopий нa плaтежи;

• лишение прaвa собственности (конфискaция, нaционaлизaция, экспpoприaция) и др.

Основными особенностями страхового полиса является:

• страховое покрытие составляет 80–95% в зависимости от вида риска;

• предоставление дополнительных услуг по управлению рисками; дополнительное обеспечение при организации послеотгрузочного финансирования;

• пpoпopционaльное возмещение рaсходов при взыскaнии долгов.

В последние годы на российском страховом рынке появились и другие страховщи­ки, предлагающие страхование в сфере внешнеторговой деятельности, в т.ч. СК «Итер-ма», «Альфа-страхование», «АИГ» и др.

Страховая компания «Итерма» предлагает страхование рисков, связанных с ис­пользованием экспортного кредита. Принимаются следующие риски:

• не возврата (непогашения) экспортного кредита вследствие полного неполучения валютной выручки за поставленные товары (выполненные работы, оказанные ус­луги, результаты интеллектуальной деятельности) из-за неисполнения зарубеж­ным партнером-импортером своих обязательств по оплате стоимости фактически полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интел­лектуальной деятельности);

• неполного (частичного) возврата (непогашения) экспортного кредита и процентов за пользование кредитом вследствие: недополучения валютной выручки из-за из­менения качества и/или количества поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности); недополучения валютной выручки по причине изменения биржевых котировок и справочных цен (во время выполнения контракта); недополучения валютной выручки по причине простоя судна (демереджа).

Договор страхования может быть заключен по совокупности названных рисков или любой их комбинации.

Естественно, что коммерческие страховые организации интересуют наиболее при­влекательные виды рисков в сфере страхования внешнеторговой деятельности. За гранью этих интересов остаются «сложные» долгосрочные и политические риски, риски, вероят­ность наступления которых высока, а размер ущерба катастрофичен, то есть заведомо неприбыльные.

Логично, что страхование перечисленных выше рисков - обязанность государства, вид косвенного государственного субсидирования и поддержки экспортеров. Следует также отметить характерную структуру страховых услуг в сфере внешней торговли. За рубежом под поддержкой внешнеторговой деятельности понимается в первую очередь поддержка экспорта. Российские же страховщики ориентируются на нужды и приорите­ты российского рынка, и первым широкое распространение получило страхование аван­совых платежей для российских импортеров, предложенное в 2002 г. Ингосстрахом.

В зарубежных странах изучаемый сектор страхования возник в конце XIX – начале XX веков, а после Первой мировой войны появились и специальные страховые компании. Мировой экономический кризис 1929–1932 гг. выявил неэффективность частного страхо­вания, и в условиях необходимости стимулирования экспорта при увеличении рисков экономической и политической нестабильности широкое распространение получило го­сударственное страхование экспортных кредитов.

В целом, система финансирования, страхования и предоставления гарантий сло­жилась к 70-м годам XX века, и на сегодняшний день представляют собой развитую мно­гоуровневую систему государственной поддержки и содействия национальному экспор­ту, за вековую историю своего существования доказавшую свою эффективность.

Государственное страхование распространено на наиболее рискованные опера­ции, что в максимальной степени освобождает частных предпринимателей от рисков. Рынок кредитного страхования отличается высокой степенью монополизации. На госу­дарственные агентства США, ФРГ и Японии приходится 80% общего объема страхования внешнеэкономических рисков.

В 1978 году в рамках ОЭСР было разработано и введено в действие Соглашение по официальным экспортным кредитам (Agreement on Guidelines for Officially Supported Export Credits) – СОЭК, которое впоследствии корректировалось и дополнялось (послед­няя редакция была осуществлена в 1998 г.). Основной целью данного соглашения являет­ся обеспечение эффективного функционирования рынка экспортного финансирования (включая финансовый лизинг) со сроком погашения более 2 лет, предполагающего госу­дарственное участие. Участниками данного соглашения является большинство стран-членов ОЭСР, а также все члены Европейского Союза.

Официальная государственная поддержка в соответствии с данным соглашением подразумевает под собой любую помощь, предоставляемую государством или от имени государства в области экспортных кредитов: прямое финансирование со стороны госу­дарства или государственных организаций; рефинансирование; поддержку процентных ставок; финансовую помощь (кредиты и субсидии), предоставляемую прямым или кос­венным образом от имени государства; предоставление гарантий, эмитируемых государ­ством или от имени государства; экспортно-импортное страхование.

Таким образом, ОЭСР является основным координатором осуществления государ­ственного финансирования экспорта. Страны, входящие в ОЭСР, строят свое законода­тельство на основе документов и принципов, разработанных, прежде всего в рамках этой международной организации.

Объектами страхования являются вложения в акции и паи иностранных компа­ний на территории других, прежде всего, развивающихся стран; прямые инвестиции, связанные со строительно-монтажными работами, модернизацией и т.п.; имуществен­ные права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.; ссуды, кре­диты и займы.

В рамках государственных гарантий и поручительств политический риск обычно определяется следующим образом:

• возможность возникновения помехи переводу или конвертации суммы задолжен­ности после ее уплаты должником, хотя бы и в местной валюте, при этом помеха должна иметь общую природу и возникнуть в публичном межгосударственном обмене валюты;

• возможность косвенного вмешательства органов государственной власти в деби­торскую задолженность кредитору в виде действительного для всех акта власти, предусматривающего разрешение для должника отсрочить выплату кредитору либо запрещающего должнику производство выплаты кредитору;

• возможность возникновения угрозы неплатежеспособности должника в результате войны, боевых действий, забастовками, внутренними беспорядками или природ­ными катастрофами.

При выдаче государственных гарантий по внешнеэкономической деятельности в них обычно включается покрытие и транспортных рисков на случай войны, то есть по­крытие распространяется и на экспортируемые, и импортируемые товары. Государство обычно принимает на себя покрытие в рамках фиксированного лимита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: